ВЫГОДНЫЙ МАРШРУТ

О необходимости вернуться к масштабному строительству цементобетонных автомагистралей заявил во время Послания белорусскому народу и парламенту Александр ЛУКАШЕНКО. Решение разумное и своевременное. После высокотехнологичной модернизации трех цементных заводов мощности и производственные возможности позволяют укладывать качественные бетонные дороги по всей республике. Что, в свою очередь, в условиях сокращения экспортных поставок финансово оздоровит отрасль, увеличит внутреннее потребление цемента и, как следствие, сохранит цементную промышленность, поддержит коллективы. Экспертысреди плюсов таких дорог называют высокие эксплуатационные характеристики, надежность, долговечность, экономичность и безопасность.

От кутюр

Технология строительства бетонных дорог в Беларуси не новая. В нашей стране их начали строить в конце 60-х годов прошлого века. Первая такая трасса соединила Калинковичи и Пинск. Это была автомобильная дорога второй категории с монолитно-каркасным цементобетонным покрытием. Ее протяженность составила 250 км. К Олимпийским играм 1980 года бетонка связала участок трассы Москва — Минск — Брест. Кстати, большой объем на этой всесоюзной стройке лег на белорусских дорожников. Они использовали бетоноукладочный комплект ДС-110 брянского завода. Основание — из гравийно-песчаных смесей, укрепленных цементом. Постепенно строительство цементобетонных покрытий дорог увеличивалось. Только на выездах из Минска проложили около 1300 километров. Плюс на селе более 800 километров. В 1986-м одна из магистралей связала Могилев с Чаусами. Однако уже в 90-е годы бетонный маршрут в Беларуси зашел в тупик. Не хватало специальной техники, цемента,а битум было покупать дешевле.

Встряхнула тему использования цементобетонного полотна на дорогах страны упомянутая выше масштабная высокотехнологичная модернизация цементной промышленности. В 2014 году современные технологические линии по выпуску цемента сухим способом запущены в ОАО «Кричевцементношифер» и ОАО «Белорусский цементный завод», а также на ОАО «Красносельскстройматериалы».Отрасль значительно укрепила конкурентные преимущества и стала гарантировать производство в необходимых объемах цемента для дорожной индустрии (мощности трех цемзаводов свыше 5 млн тонн в год). Нарастили кадровую мощь и специализированные тресты. Строители научились укладывать бетон по двум технологиям: немецкой и американской. После более чем 25-тилетнего перерыва возведение «бетонок» в Республике Беларусь было возобновлено и регулировалось Национальной программой строительства дорог с цементобетонным покрытием на 2014–2020 годы. Программа акцентировала внимание на магистралях средних и малых городов, поселков, сельских населенных пунктов, улицах местного значения и проездов. В приоритете также территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений, торговых, спортивных и административных объектов, объектов социально-культурного и бытового назначения. Пилотным проектом стал участок МКАД-2 (район д. Паперня), движение по которому было открыто в конце 2016 года. Уже тогда преимущества новой дорожной одежды на деле ощутили автомобилисты, а эксперты тотчас просчитали экономическую целесообразность применения цементобетона. По оценке специалистов, на примере второй Минской кольцевой автодороги сметная стоимость строительства одного квадратного метра четырехполосного дорожного полотна при устройстве цементобетонного покрытия только на 5,5 % дороже асфальтобетона. Сравнительный анализ показал, что при незначительном увеличении затрат на устройство бетонного основания общие затраты за 25 лет гарантированной эксплуатации и обслуживания такой магистрали значительно меньше.

Знаковым является еще одни проект. В 2017 году покрытие из тяжелого бетона применили на Р23 Минск — Микашевичи в Слуцком районе. Толщина усовершенствованного слоя впечатляет: 24 сантиметра. Дорожникам удалось добиться даже необходимых технологических тонкостей — таких как шероховатость верхней части. Тем самым увеличивается коэффициент сцепления колес с дорогой. К тому же это покрытие дает возможность не устанавливать ограничения для движения в зависимости от температуры воздуха Трассу Р23 выбрали не случайно. Это одна из центральных связующих артерий. Ежедневно по ней передвигаются тысячи грузовиков. В том числе и большегрузный транспорт «Беларуськалия» и «Гранита».

Постепенно к массовой укладке бетонок, закупке современных бетоноукладочных комплексов стали подключаться региональные подведомственные Минстройархитектуры организации, дорожно-строительные предприятия, а также бизнес.По информации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси за 2015–2022 гг. возведено и реконструировано 176 км республиканских автодорог с цементобетонным покрытием. Что касается текущего года, то в планах открытие Юго-западного обхода Могилева протяженностью 11,5 км. Продолжается реконструкция автомобильной дороги Р53 Слобода — Новосады на участке от Смолевич до Жодино (более 14 км). Его ввод запланирован на 2024 год. Также вскоре начнется реконструкция участка автомобильной дороги М3 Минск — Витебск от Логойска до Плещениц протяженностью 15 км. Первый заместитель Министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей ЛЯХНОВИЧ рассказал, что ведомством ведется работа по привлечению финансовых ресурсов на реконструкцию автомобильной дороги М10 граница России — Гомель — Кобрин протяженностью порядка 86 км и возведение обхода Полоцка (10 км).

По словам замначальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Григория ГЛАЗКО, Беларусь занимает лидирующее место на всем постсоветском пространстве по показателю плотности дорог. По его словам, в республике будет увеличиваться процент цементобетонных дорог. В программе «Дороги Беларуси» на 2021–2025 гг. есть трассы, при строительстве или ремонте которых будет использоваться цементобетон.

У нас плотность автомобильных дорог более 417 км на 1000 мтерритории. Там, где строим или реконструируем дороги, преимущественно используется тяжелый бетон. И оборудование, и технологии в стране для этого есть.Мы идем по пути устройства покрытий из цементобетона, заключил замначальника управления.

Очевидно, что тема строительства «бетонок» в Беларуси приобретает очередной интерес.

От слов — к делу

В чем преимущество бетонных дорог перед асфальтобетонными? Разбираемся вместе с опытным строителем Геннадием ЧЕБОТАРЕВЫМ. С января 2023 года Геннадий Анатольевич возглавляетУКПП «Коммунальник» (г. Горки, Могилевская обл.). До нынешнего назначения работал заместителем директора — главным инженером этого же предприятия, директором Автопарка № 17, около восьми лет возглавлял УКДП «Управление капитальным строительством Горецкого района», два года посвятил работе в ЧУПП «Прометей» в должности заместителя генерального директора по качеству. Благодаря такой уникальной трудовой биографии (от строителя — до руководителя организации, занимающейся обслуживанием коммунального жилищного фонда региона) он стал признанным экспертом по дорожной тематике. Могилевщина, которой посвятил профессиональный путь ГеннадийЧеботарев, в свое время активно наращивала темпы строительства «бетонок». Это обуславливается прежде всего тем, что на территории области находятся два цементных завода — в Костюковичах и Кричеве.

Оценить по достоинству цементобетонные дороги нашему собеседнику посчастливилось в 2012 году (в те годы работалдиректором УКСа Горецкого района). Импульсом для возрождения утерянных технологий в регионе стала инициатива руководителя крупнейшей частной генподрядной организации «Прометей», которая специализировалась на укладке бетонных дорог. В те годы компанией был приобретен высокотехнологичный американский бетоноукладчик GUNTERT & ZIMMERMAN S600, способный за смену укладывать до 1000 м бетонного полотна (толщина укладки машины варьируется от 5 до 45 см, а ширина одной полосы — от 4 до 9 м). Также для этих целей была закуплена итальянская мобильная бетоносмесительная установка производительностью 90 м3/ч. Опробовать новинку в деле довелось на нескольких объектах в Горках к«Дажынкам-2012», подъезде к животноводческому комплексу СДП «Авангард» в аг. Княжицы Могилевской области, при благоустройстве придомовой территории строящегося жилого дома в Чаусах, а также «укатать» подъездные пути к домам индивидуальной жилой застройки по улицам Тимирязева и Первомайская в Черикове. В столице супермашина показала класс при реконструкции объектов аэропорта «Минск-2».

С момента «пробы пера» прошло более десяти лет. Достаточный срок, по мнению Геннадия Анатольевича, чтобы рассуждать о преимуществах бетонного полотна. Налицо и экономический эффект, который становится очевидным в процессе многолетней эксплуатации. Не секрет, что первоначальные затраты на строительство цементобетонных дорог выше, чем на строительство дорог из асфальтобетона. Однако повышенные инвестиции на начальном этапе строительства с лихвой окупаются при последующей эксплуатации. Если срок службы дороги из асфальтобетона в лучшем случае составляет 5–7 лет (как правило, они не выдерживают расчетного срока, и их капремонт начинается гораздо раньше), то из цементобетона — около 25–30 лет. Разница говорит сама за себя. Вывод: подсчитав расходы на эксплуатацию дороги, видим, что бетонка дешевле «конкурента» в разы. Если же учесть в этих расчетах фактор инфляции, то экономия средств за весь жизненный цикл дороги еще существеннее.

Сейчас я работаю в организации, которая занимается обслуживанием Горок. По роду деятельности ко мне стекаются все заявки на устранение образовавшихся дефектов на дорогах. На сегодня ни одной заявки по улицам, где лежат бетонные дороги, нет. А вот покрытия с асфальтобетонным основанием, заложенные также в период подготовки города к республиканскому фестивалю-ярмарке «Дажынкі-2012», начали «сыпаться» в 2019 году, — говорит собеседник. Как правило, асфальт служит 6-7 лет, а дальше начинается история его регулярного ямочного ремонта. И это не камень в огород дорожников.Частая смена температурного режима приводит к образованию колейности, особенно это ощутимо в летний период. Дождь, снег, перепады температур — главные враги асфальта. Бетон в этом плане более стойкий материал. По этой причине на бетонном дорожном полотне меньше трещин, выбоин, ям. А безопасность дорожного движения, пожалуй, — главный фактор.

Бесспорно, одним из главных весомых преимуществ бетонных дорог является тот факт, что они в несколько раз долговечнее асфальтобетонных. Главное, чтобы соблюдались все правила технологии строительства. Такие покрытия находят самое широкое применение в США, Германии, являясь основным типом дорожных одежд автомагистралей с высоким уровнем загруженности. При этом стандартный срок службы цементобетонных покрытий составляет 30-40 лет, а иногда и до 60 лет.

В свое время, когда мы начинали строительство бетонных дорог, для экспертизы надо было готовить обоснование, почему именно такое покрытие. Подрядчик, основательно изучив немецкую технологию, давал нам гарантию сроком на 30 лет. И думаю, это небезосновательно: дороги сегодня в таком состоянии, словно их вчера сделали. Это факт. Даже зимой, когда мы их обрабатываем антигололедными составами. Нигде ничего не отбивается, не лопается, не проваливается по краям. Они стойки к агрессивному воздействию среды, обеспечивают высокое сцепление с колесом, — рассказывает Геннадий Анатольевич.

В выигрыше бетон и с точки зрения процесса укладки и трудозатрат, а также дальнейшего ремонта. На сегодня острый вопрос наличие современных бетоноукладочных комплексов. Однако наш собеседник убежден: будут заказы бизнес подтянется. Белорусы народ предприимчивый.

Еще в Советском Союзе была идея строить больше бетонных дорог. После этот вопрос поставили на долгую паузу. Отрасль была не готова к таким объемам, были проблемы с составами смесей. Сегодня у нас есть все возможности делатькачественные дороги в цементобетонном исполнении. Да и современные бетоноукладочные комплексы исключают возможность использования некачественных стройматериалов. Не соблюдешь рецептуру — машина не поедет, — рассказывает строитель. —Беларусь — центр Европы, транзитная страна. Европа уже давно пошла по пути строительства бетонных дорог. Построив бетонку, мы забудем про колейность, выбоины, температурные режимы на многие годы. К сожалению, пока объектов у нас не много, но тот факт, что за бетонными дорогами будущее, думаю, уже никто не оспорит.

Едем дальше

Необходимо отметить, что бетон для дорожного строительства должен иметь высокие характеристики по прочности на сжатие, на растяжение при изгибе, стойкости к истиранию, водостойкости и морозостойкости. Благодаря качеству белорусского цемента, который сегодня производят белорусские цементные предприятия, достигаются высокие характеристики бетона. К слову, это высоко ценят коллеги из России.

Не дремлет и наука. Если практика строительства новых бетонных дорог в Беларуси уже отработана, то реконструкция и ремонт существующих дорожных одежд по инновационной технологии холодного ресайклинга (холодной регенерации) асфальтобетонных и гравийных дорог только пробивает себе путь. Как и все новое, приживается технология непросто — в том числе из-за стоимости оборудования. Однако сегодня столица и отдельные региональные трассы уже ощутили на деле преимущества такой регенерации. Оценили ее опытные дорожники и применяют также при новом строительстве. Эта тема заслуживает отдельного внимания.

Знакомит с тонкостями ресайклинга и технологией укрепления грунта цементом при реконструкции существующего дорожного полотна начальник научно-технического управления холдинга «Белорусская цементная компания» Дмитрий КОРЕШКОВ. Дмитрий Викторович подчеркивает, что плюсов у технологии немало. Метод позволяет значительно увеличить нагрузку на дорогу. Как известно, много белорусских дорог проектировалось и строилось еще во времена СССР. А поскольку транспортный поток в те годы был куда меньше, дороги рассчитывались под совершенно другие нагрузки. Это обстоятельство главным образом влияет на продолжительность жизни асфальта: под колесами большегрузов даже новое покрытие проживет относительно недолго, если не укрепить основание. А сделать это как раз позволяет метод укрепления грунтов минеральным вяжущим — цементом при помощи специализированной дорожно-ремонтной машины (ресайклера). Простыми словами: ресайклинг и технология укрепления грунта цементом дает возможность максимально использовать материалы существующей дороги. Даже старый асфальт, который уже не целесообразно ремонтировать, не нужно убирать, поскольку ресайклер позволяет переработать его вместе с нижележащей частью основания (из песка и щебня) и при добавлении цемента превратить в укрепленный слой. Специальный барабан с резцами ресайклера, который перемешивает существующие материалы дороги с цементом, может заглубляться на необходимую глубину. Затем по переработанному материалу проходят катки для уплотнения и завершается история преображения дороги укладкой свежего асфальта или бетона.

Таким образом, технология позволяет с минимальными затратами повысить нагрузку основания дороги без дополнительных затрат на демонтаж старого основания и доставку новых материалов. На данный момент это наиболее привлекательная технология для восстановления основания дорог по критерию «стоимость/эффективность» благодаря ряду неоспоримых преимуществ: высокая несущая способность, длительный срок службы, отсутствие колейности, высокие межремонтные сроки, — объясняет Дмитрий Викторович.Для безопасного движения транспорта важен качественный верхний слой дорог. В большинстве случаев причина образования различных дефектов кроется в нижних слоях основания дороги. Холодная регенерация фактически заменяет собой капитальный ремонт, при котором выполняются демонтаж изношенных верхних слоев и основания дорожной одежды и устраиваются новые.

По мнению Дмитрия Корешкова тему строительства цементобетонных дорог, как в классическом виде с применением бетона, так и применением новых технологий холодного ресайклинга и укрепления грунта цементом при ремонте дорог, необходимо продвигать.

— Целесообразно смотреть на весь жизненный цикл дороги, на долговечность, на качество и оценивать не только первоначальные затраты, а и экономию на протяжении десятилетий. На мой взгляд, лучше сделать один раз хорошо и оставить потомкам качественное наследие. Всегда нужно смотреть на перспективу. Со своей стороны «Белорусская цементная компания» готова обеспечить дорожную отрасль качественными строительными материалами. Технологическая дисциплина на наших заводах на самом высоком уровне. Продукция предприятий холдинга давно зарекомендовала себя на зарубежных рынках. Высококачественный белорусский цемент — залог надежности бетонных дорог, — резюмировал Дмитрий Викторович.

Татьяна САВИЧ

Фото из архива РУП «СтройМедиаПроект», Интернет-источники

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№19-2023)

Читайте также