АЛЕКСАНДР ЖУКОВЕЦ: «ГЛАВНОЕ — ЦЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Имя Александра Евдокимовича Жуковца вспомнят многие, кто работал в строительной отрасли в середине 1980-х — начале 1990-х гг. Ведь на его плечах лежал огромный пласт кадровой работы: приходилось подбирать компетентный персонал для десятков новых строительных организаций, решать вопросы с жильем для сотрудников, обеспечивать их питанием и всячески привлекать на нелегкую работу. В преддверии 80-летия человека с интересной судьбой, корреспондент «РСГ» пообщался со свидетелем эпохи. О том, как едва не погиб в годовалом возрасте, строил военные объекты в Ливии и участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения.

«Мать спасла меня из горящей деревни»

Родился будущий строитель 20 мая 1943 г. в деревне Слободка Стародорожского района Минской области. Отец был участником Советско-финской войны, с которой вернулся инвалидом. Мать занималась домашним хозяйством. Кроме маленького Саши, в семье росли еще три брата. Тогда территория Беларуси была оккупирована немецкими захватчиками. Со всех сторон грозила опасность, и однажды жизнь годовалого ребенка едва не оборвалась.

— Деревню Слободка, где мы жили, фашисты сожгли, — сразу с сути начинает рассказ Александр Евдокимович. — Однажды приехали немцы и оцепили всю деревню. Всем, кто пытался убежать в лес, стреляли в спину. Однако некоторым удалось спастись: солдаты пропускали женщин с детьми. Моя мама на коляске увезла меня вместе с братьями в соседнюю деревню. Там мы жили до конца войны, а наш дом в Слободке сгорел.

После освобождения Беларуси семья поселились в военном городке, где отец устроился работать столяром. В конце 1940-х — начале 1950-х военные помогли заново отстроить Слободку, и семья вновь обрела собственный дом.

«Выбирал между сантехникой, башенными кранами и электрикой»

До 10 класса Александр Жуковец учился в школе при военном городке. По его словам, учился неплохо — в аттестате оказалось всего две тройки. Помимо учебы парень увлекался спортом. Став постарше, он даже получил первый разряд по лыжному спорту и занял второе место на соревнованиях среди призывников Минской области.

— В 1960-м году я поступил в Минское ГПТУ-31 на электрика. Хотел на электромеханика, но не прошел по конкурсу. Пришлось выбирать между сантехникой, башенными кранами и электрикой. Мой брат уже работал электриком, поэтому я и остановился на этой профессии. К остальным не лежала душа.

Первым местом работы молодого специалиста стало Управление № 8 гр. «ЦЭСС», куда он устроился электромонтером.

— Работая электриком, я дошел до 6 разряда, — вспоминает собеседник. — Параллельно с работой я в 1970-м году поступил на энергофак Белорусского политехнического института. Это было очень интересное время. Как электромонтеры мы обслуживали строительную технику при возведении таких объектов как Минский тракторный и Автомобильный заводы, завод «Интеграл»

На мотоцикле в комсомол

Карьерный путь молодого рабочего круто изменился в 1967 году, когда Александра Евдокимовича избрали секретарем комитета Комсомола Стройтреста № 5.

— Секретарь комитета комсомола Олег Витько приехал ко мне на объект и говорит: «Дайте согласие на работу секретарем комитета комсомола Треста». Я подумал и согласился. Он тут же посадил меня на мотоцикл и отвез туда. Затем меня уже официально избрали секретарем комсомола и началась совсем другая работа, — вспоминает герой публикации. — Работа с молодежью была непростой, но интересной. Тогда у нас в организации насчитывалось около 500 комсомольцев, отдельные ячейки существовали даже на объектах. Нашей задачей была организация их бытовых условий, отдыха, уюта. В ведении находилось порядка 5 общежитий, которые нужно было обустроить.

В те времена закономерным продолжением комсомольской карьеры должно было стать членство в Коммунистической партии. Однако, по словам нашего героя, попасть туда получилось не сразу.

— Когда я работал секретарем комитета комсомола, у меня шел кандидатский стаж. Меня должны были избрать на отчетно-выборной конференции Заводского района. Но в тот день на собрание я не явился, потому что убежал в институт сдавать лабораторную работу. В итоге мою кандидатуру отклонили. Затем, когда стаж уже набрался, созвали комиссию и заочно утвердили. После этого меня вызвали в райком партии и предложили пойти инструктором в отдел пропаганды. Я согласился и отработал на этой позиции 3 года. В 1972 году первый секретарь райкома предложил мне возглавить партийную ячейку в Тресте № 5. В этой организации было очень много работы по хозяйственной и идеологической части.

«На стройку шли тяжело»

Молодого и перспективного секретаря парткома строительной организации заметили в профильном министерстве. В 1976 году Александра Жуковца пригласили в Минпромстрой БССР начальником управления кадров и быта.

— Это была довольно тяжелая работа, — вспоминает собеседник. — Тогда как раз активно строились крупные промышленные предприятия, и для их возведения нужно было создавать строительные организации. Причем зачастую это происходило, что называется, «на голом месте». Нужно было нанять людей, привезти, построить для них общежития, обеспечить питанием, детскими садами и так далее. Например, для строительства автозавода в Жодино мы создали новый трест. Также новый трест появился в Костюковичах, когда начали возводить цементный завод.

Собеседник вспоминает, что в его подчинении находилось два отдела. Один занимался подбором рабочих кадров, другой — инженерно-технического персонала. При этом если с ИТР особых проблем не было, то головной болью министерства была текучесть рабочих кадров.

— Самая тяжелая работа — борьба с текучестью кадров среди рабочих. На стройку шли тяжело. Зарплата была не очень высокая. Особенно это обострилось после Чернобыльской катастрофы, когда 60 % Костюковичского района оказались заражены. Нужно было строить завод, а никто не хотел туда ехать. Я направил в Костюковичи весь выпуск строительного факультета. Но работать туда мастерами и прорабами приехали единицы. Ситуацию спасало действовавшее тогда Постановление Совмина № 349, согласно которому строителям очень быстро давали собственное жилье, а за работу на зараженных территориях — в любой точке Беларуси. Хочу сказать, что в те годы мы реально улучшали жизнь людей. Только организации нашего министерства ежегодно возводили 4,5 млн м2 жилья. А ведь строили еще Сельстрой, Белсельтехника, Белмонтажспецстрой. Кстати, строили квартиры с отделкой, что называется «под ключ».

Впечатления от работы в Ливии

В 1983 году в жизни героя нашего материала случился очередной поворот. Александра Жуковца отправили в командировку в Ливию строить военные объекты.

— Там мне предложили должность заместителя генерального директора советской строительно-монтажной организации. В мои обязанности опять же входила работа с кадрами. В подчинении находилось 4,5 тыс. человек. Мы строили 4 объекта. Один из них — академия ракетных войск недалеко от Триполи. В этом месте практически никогда не выпадает осадков. Там построили аэродром протяженностью 4,5 тыс. метров с четырьмя взлетно-посадочными полосами и заправочной станцией.

Для Александра Евдокимовича это была первая большая командировка за рубеж. До этого он лишь ненадолго посещал Китай и в качестве туриста был в Польше, Чехословакии и ГДР.

— Хорошо помню свои первые впечатления: было видно, что они жили богаче, чем мы. Но зависти не было, потому что я лично знал и видел высокий потенциал у нашей молодежи. Еще хочу отметить, что во времена моей работы в Ливии (а я там пробыл два года) там был решен жилищный вопрос. В стране было много нефти, и, соответственно, денег. Помимо нас там на объектах работали представители порядка 15 стран, в том числе и американцы. Обращало на себя внимание, что каждая семья имела автомобиль. У многих местных мужчин было несколько жен, причем ни одна из них не работала. В то время Ливия была богатейшей страной. За каждого родившегося ливийца власти выплачивали семье по 40 динаров. За эти деньги мы с женой могли прожить там целый месяц.

По его словам, местные жители к советским специалистам относились доброжелательно. Даже удавалось наладить дружеские связи, местные приглашали к себе домой или отдохнуть на Средиземном море. Дефицита в Ливии тех времен также не наблюдалось. Поэтому советские специалисты часто покупали себе одежду, радиоаппаратуру, магнитофоны.

— Мы официально считались военными специалистами. Особых проблем не возникало. Но иногда мне приходилось защищать наших работников в местных судах и органах власти. Причины разные: кто-то совершил ДТП, у другого нашли привезенный из дома алкоголь, хотя в Ливии действовал сухой закон. Жаркий климат я переносил нормально, но по зиме все-равно скучал.

«Мы всячески старались наладить быт рабочих»

По возвращении из Ливии Александр Жуковец получил новое назначение — заместителем начальника комбината «Минскстрой» Минпромстроя БССР. Полгода курировал экономику, затем сосредоточился на уже привычной кадровой работе.

— Мы всячески стремились наладить быт рабочих, — рассказывает собеседник. — Их нужно было обеспечить общежитием, питанием. В то время мы внедрили практику доставки на стройку горячего питания. Для этого построили специальные станции, где заправляли термосы обедами, которые затем развозили по объектам. Однако проблема текучести кадров оставалась. Рабочие часто шли на стройку, чтобы получить квартиру по Постановлению № 349. Среди ИТР таких проблем не было. Там ротация была естественной — люди шли на повышение, профессионально росли.

Особенностью кадровой политики тех времен было то, что претендовать на руководящие должности могли только члены КПСС. Иногда это создавало лишние сложности при подборе квалифицированных кадров.

— Чтобы принять в партию одного инженерно-технического работника, мне, как секретарю райкома, нужно было обеспечить принятие в КПСС 5 рабочих. Партия все-таки пролетарская. А не каждый рабочий еще на это соглашался. Поэтому провести грамотного, но беспартийного специалиста в начальники становилось непростой задачей. Это, как мне кажется, было перегибом. Умные люди ведь бывают и беспартийными.

«Добровольцев набрали за одну ночь»

В 1987 году Александр Жуковец вернулся на прежнюю должность — стал начальником управления кадров Министерства строительства БССР. Он вспоминает, что в этот период текучесть среди рабочих уменьшилась. По-прежнему активно строились важные объекты.

Однако проявить себя с другой стороны позволила трагедия. 7 декабря 1988 г. на Юго-Западе Армянской ССР произошло мощное землетрясение магнитудой 6,8-7,2. Позднее его назовут Спитакским, или Ленинаканским землетрясением. Последствия катастрофы оказались невероятно масштабными: до основания был разрушен город Спитак, серьезные повреждения получил 21 город страны. Было уничтожено 40 % промышленного потенциала Армении. Точные цифры погибших не известны, называют от 25 до 45 тысяч человек. Еще более 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч лишились жилья. На помощь пострадавшим отправились добровольцы изо всех союзных республик.

— Тогда еще не было МЧС, поэтому разбирать завалы и помогать спасать людей доверили строителям, — вспоминает Александр Жуковец. — На базе нашего министерства создали сводный белорусский отряд для спасения пострадавших. Меня назначили заместителем руководителя отряда. За одну ночь мы собрали добровольцев со всей страны. Все люди стремились помочь, никто не отказывался. Всего набралось 570 человек. С военных аэродромов во всех областях в Армению вылетело 50 самолетов Ил-76, полностью заполненных людьми и оборудованием. С собой мы везли колесные краны, сварочное оборудование, палатки, продовольствие.

Увиденное, признается собеседник, шокировало. Перед глазами предстали руины.

— Это большое горе и ужас. Нас привезли в парк города Ленинакан. Там полностью обрушился университет с 5 тысячами студентов. Вокруг стоны, на улицах стоят гробы. Помню, еду по городу и вижу полуразрушенное двухэтажное здание, а там из-под перекрытий торчат женские волосы, где-то видна голова…

Белорусские строители занимались разбором завалов. Работали круглые сутки, жили в палатках. К сожалению, отмечает Александр Жуковец, его отряду удалось спасти лишь 6-8 человек.

— Мы там пробыли 10 дней. Когда командировка завершилась, доставку на Родину никто не обеспечил. Улетай как хочешь. Я отправился на аэродром в Ленинакане, доложил обстановку дежурному генералу. Он посадил нас в военный самолет, который летел в Мелитополь, где нас и высадили. Оттуда мы ехали через всю Украину до Гомеля.

За спасательную операцию около 30 человек из отряда наградили различными орденами и медалями: «Красного знамени», «За отвагу», «За доблестный труд». Александр Жуковец был награжден орденом «Дружбы народов».

«Важно разбираться в людях»

В Министерстве наш собеседник проработал до 1992 г. Затем в 1992–1994 гг. трудился замдиректора госкорпорации «Белбуд». В 1994—1995 году был начальником управления кадров Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. В 1997 г. Александра Евдокимовича пригласили на работу в Совет Министров на должность главного специалиста аппарата.

— В Совмине я занимался кадрами. Мы создали и вели кадровый реестр. Туда входили министры, заместители. Через нас проходили все назначения, увольнения, направления на учебы.

По его словам, проводилась серьезная работа, чтобы привлечь в аппарат Правительства компетентных людей.

— В Совмине в то время платили слабо, и многие увольнялись из-за зарплат, — вспоминает собеседник. — Когда я пришел, то получал примерно 50 долларов в месяц. Другие сотрудники зарабатывали примерно столько же. Многие компетентные люди не хотели идти на такую работу, потому что социальных благ на предприятиях всегда больше. Но тем не менее подбирать кадры у нас получалось.

Александр Жуковец ушел на заслуженный отдых в 2004 году с должности Главного Советника Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. В копилке наград нашего собеседника Почетная грамота Верховного Совета БССР, медали «За доблестный труд» и «За трудовое отличие», а также орден «Дружбы народов».

Появилось время для семьи и увлечений. Жена Тамара все еще на полставки работает проектировщиком — не хочет расставаться с творческой профессией. Дочь Ольга выбрала специальность бухгалтера, а внучка уже успела выйти замуж. Свободное время Александр Евдокимович любит проводить на даче в кругу семьи, куда неизменно ездит на своей «Волге», приобретенной еще в советские времена.

— Часто предлагают ее продать, но я всегда отказываюсь. Ведь это отличный автомобиль, который еще и дорог как память, — улыбается Александр Евдокимович.

Собеседник уверен, что самое главное в профессиональной жизни — работа с людьми. Ведь все, что нас окружает, создают не машины, а обычные люди.

— Самое значимое, чего я добился в профессии — поучаствовал в создании десятков новых организаций, которые укомплектованы людьми, оборудованием и инфраструктурой. Многие работают до сих пор. Всегда очень важно разбираться в людях, уметь их подбирать, чтобы коллектив состоял из честных, порядочных и профессионально подготовленных сотрудников. Нужно вникать в их проблемы, стараться создать комфортные условия, как в материальном, так и в моральном плане. Тогда и коллектив получится сплоченный, и предприятие будет работать результативно, — резюмировал Александр Жуковец.

Алексей КОНОПЛЁВ, фото Елены КАЗЛОВСКОЙ и из архива героя публикации.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№19-2023)

Читайте также