Во исполнение п. 2.1 протокола поручений заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Сивака А.А. от 19.05.2023 № 04/6пр, данных на совещании по вопросу реализации пилотного проекта по применению цемента при ремонте улично-дорожной сети, постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.09.2023 № 92 в новой редакции изложены Методические рекомендации по разработке схем улично-дорожной сети сельских населенных пунктов (далее — Методические рекомендации).
Документ разработан в целях оказания методологического содействия местным исполнительным и распорядительным органам и их подведомственным организациям в области жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации улично-дорожной сети, разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной и иной документации на возведение, реконструкцию (модернизацию) и ремонт улиц сельских населенных пунктов, в том числе на территории которых отсутствует утвержденная градостроительная документация, а также прилегающих к ним автомобильных дорог общего пользования, подготовке и реализации соответствующих планов мероприятий.
Согласно Методическим рекомендациям при определении типа покрытия улиц сельских населенных пунктов при выборе материалов для устройства конструктивных слоев отдают предпочтение местным материалам. Тип покрытия проезжей части принимается в зависимости от типа и состояния существующего покрытия, состояния основания, возможности устройства того или иного типа покрытия без ухудшения условий проживания граждан. В случае наличия стесненных условий допускается применять иной тип покрытия.
Алгоритм определения типа покрытия в зависимости от названных выше факторов приведен в приложении «А» к Методическим рекомендациям.
При разработке Схемы улично-дорожной сети сельских населенных пунктов должны быть отражены:
— данные о состоянии существующей уличной сети сельского населенного пункта и прилегающих к его границам автомобильных дорог общего пользования, а также об организациях, осуществляющих их эксплуатацию;
— предложения, обеспечивающие принятие решений по ремонту, модернизации проезжей части существующей уличной сети сельского населенного пункта. В случае, если предварительный анализ выявил факт неоднократного ремонта одного и того же участка (улицы) 2 года (раза) подряд и более и работы по ремонту текущего года не исключают аналогичного ремонта в последующих годах, необходимо принимать решение об устройстве более долговечного типа покрытия проезжей части, — монолитный цементобетон, сборный железобетон.
Обращаем внимание, что Схема выполняется в произвольном масштабе на картографических материалах земельно-информационной системы. На схеме отображаются главные улицы, жилые улицы и проезды с их наименованием. Условными обозначениями наносятся участки улиц с принятым типом покрытия проезжей части. На схеме либо в пояснительной записке в табличной форме приводятся основные технические показатели.
Схема подлежит согласованию с местной организацией в области жилищно-коммунального хозяйства, местными эксплуатирующими организациями инженерно-технических сетей; утверждается решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (районного значения) и не подлежит обязательной государственной экспертизе.
Порядок внесения изменений и дополнений в Схему осуществляется в том же порядке, что и разработка Схемы. Районный исполнительный комитет утверждает Схему решением в установленном порядке и руководствуется ею при принятии решений по ремонту улично-дорожной сети.
Напомним, в программе «Дороги Беларуси» на 2021–2025 гг. есть трассы, при строительстве и ремонте которых будет использоваться цементобетон. Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Руслан ПАРХАМОВИЧ не раз подчеркивал, что строительство дорог в цементобетонном исполнении — отличная альтернатива традиционным технологиям. В стране есть все для этого: и заводы, и сырье, и оборудование. В рамках пилотного проекта строительство бетонных дорог в двух агрогородках. За этим будущее.
Подробно о планах по масштабному строительству цементобетонных дорог и их реализации читайте в «РСГ» № 19 от 18 мая 2023 г.