Отраслевая спартакиада строителей объединила более 300 участников

Изменения (дополнения) в НПА, регулирующие вопросы оказания жилищно-коммунальных услуг, направлены на достижение качественно нового уровня правового регулирования данной сферы, защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения, которые вносит в ряд постановлений Правительства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2020 № 654 (далее — Постановление № 654) в целях обеспечения реализации Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Закон о защите прав потребителей ЖКУ).
Поскольку согласно п. 3 ст. 3 Закона о защите прав потребителей ЖКУ Совет Министров Республики Беларусь определяет перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг, критерии качества жилищно-коммунальных услуг, устанавливает: типовые формы договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, типовую форму договора на управление общим имуществом совместного домовладения, порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании, порядок проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги), осуществляет иные полномочия. Изменения внесены в восемь постановлений Правительства, а именно:
Теперь услуги не предоставляют, но оказывают
— от 16.12.2005 № 1466 «Об утверждении Положения о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг» (далее — Постановление № 1466) — изменения носят редакционный характер: с 01.01.2021 это Положение о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) оказания коммунальных услуг;
Исключены несвойственные функции и дополнены новые полномочия
— от 31.07.2006 № 968 «Вопросы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь» (далее — Постановление № 968) — из основных задач Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь исключена несвойственная органу государственного управления задача по своевременному, полному и качественному представлению потребителям жилищно-коммунальных услуг. Наравне с этим, полномочие Министерства вносить предложения о совершенствовании расчетов платы за пользование жилыми помещениями и жилищно-коммунальные услуги дополнены возможностью внесения предложений о совершенствовании своевременного, полного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг потребителям. Кроме того, осуществлена замена сокращенного наименования Министерства жилищно-коммунального хозяйства (Минжилкомхоз) аббревиатурным (МЖКХ) — по аналогии с наименованием иных Министерств (например, МАРТ, МВД, МИД, МНС, МЧС);
Скорректированы договорные отношения
— от 07.03.2008 № 345 «О порядке возмещения юридическим лицам Республики Беларусь расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по плате за потребляемые ими жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, электросвязи и почтовой связи» (далее — Положение № 345) — скорректировано в части договорных отношений. Так, абз. 5 п. 2 Положения № 345 изложен в новой редакции в связи с тем, что иными организациями оказываются не только коммунальные услуги, но и техническое обслуживание жилого дома, техническое обслуживание лифта (к примеру, организациями частной формы собственности — победителями конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе);
Изменен порядок перерасчета и проведения независимой проверки, установлены критерии оценки
— от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Постановление № 99) — помимо изменений, имеющих редакционный характер, изменения внесены в порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые на конкурентной основе.
Основания для осуществления перерасчета дополнены пунктом о его проведении в случае неподтверждения местными исполнительными и распорядительными органами, уполномоченными лицами по управлению общим имуществом совместного домовладения объемов и качества выполненных основных жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Такой перерасчет будет осуществляться ежемесячно по формуле, приведенной в постановлении.
В части проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг), то в Положение о порядке ее проведения внесены изменения, суть которых заключается в следующем.
С 01.01.2021 независимая проверка (экспертиза) будет проводится в случае отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя.
Независимая проверка (экспертиза) может проводиться потребителем за свой счет в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26, а также постоянно действующей комиссией, созданной местным исполнительным и распорядительным органом или уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения. Отметим, что в настоящее время независимая проверка (экспертиза) проводится постоянно действующей комиссией, созданной местным исполнительным и распорядительным органом.
В состав комиссии входят представители местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения, а также других организаций, за исключением представителей исполнителя. Председатель комиссии назначается при ее создании. В работе комиссии должно участвовать не менее трех членов».
Для проведения независимой проверки (экспертизы) комиссией необходимы письменное заявление потребителя, товарищества собственников или организации застройщиков (далее — организации собственников), составленное в произвольной форме, копия претензионного акта и мотивированного письменного отказа в удовлетворении требований потребителя исполнителем либо копия письменного обращения потребителя с уведомлением о вручении письменного обращения исполнителю либо с отметкой исполнителя о получении этого письменного обращения, если такое письменное обращение не рассмотрено в сроки, установленные законодательными актами.
Заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) потребителя, наименование организации собственников;
место жительства или пребывания потребителя, место нахождения организации собственников;
адрес и цель проведения независимой проверки (экспертизы), наименование жилищно-коммунальной услуги, по которой необходимо проведение независимой проверки (экспертизы), наименование исполнителя;
личную подпись потребителя (в случае если письменное заявление подано организацией собственников, — подпись руководителя организации собственников либо лица, его заменяющего).
Потребитель вправе самостоятельно представить иные документы, имеющие значение для осуществления независимой проверки (экспертизы).
При отказе потребителя от оплаты расходов либо истечении срока, установленного в части первой настоящего пункта, независимая проверка (экспертиза) не проводится.
Кроме того, Постановление № 99 дополнено перечнем работ по техническому обслуживанию запорно-переговорных устройств жилого дома и периодичностью их выполнения согласно приложению 1; типовым договором на управление общим имуществом совместного домовладения согласно приложению 2; критериями качества жилищно-коммунальных услуг согласно приложению 3 новой редакции Постановления № 99;
В графы Типового договора внесены изменения
— от 07.03.2013 № 155 «Об утверждении Типового договора о совместном домовладении и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 569 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление № 155) — изменения носят редакционный характер;
Установлен порядок финансирования расходов государственных заказчиков в сфере ЖКХ
— от 02.12.2019 № 826 «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» (далее — Постановление № 826) — Положение о порядке финансирования расходов государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их основных правах и обязанностях, утвержденное Постановлением № 826, дополнено п. 61 в целях обеспечения устойчивой работы государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства и своевременной оплаты своих обязательств и расходов, в том числе по выплате заработной платы работников, налогов и иных обязательных платежей, а именно установлен порядок финансирования расходов государственных заказчиков в сфере ЖКХ за счет средств местных бюджетов на содержание (эксплуатацию) объектов внешнего благоустройства (равными долями в течение года.
Кроме того, поскольку Постановлением № 654 утверждена типовая форма договора на управление общим имуществом совместного домовладения (приложение 2 к Постановлению № 99), в связи с чем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2011 № 469 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. № 538» признано утратившим силу. Также признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2005 № 342 «Об утверждении Положения об уполномоченном лице по управлению общим имуществом», что вызвано принятием Указа Президента Республики Беларусь от 07.04.2020 № 121 «О жилищных отношениях» (далее — Указ № 121), согласно которому признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков», а также внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» (далее — Указ № 535).
Согласно п. 1.2 Указа № 535 уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения является государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Положение о порядке финансирования расходов государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их основных правах и обязанностях утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 826.
Таким образом, поскольку Постановление № 342 признано утратившим силу, само Постановление № 826 дополнено недостающими правами и обязанностями;
Все по водоснабжению: порядок пользования и расчетов
— Правила пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах (далее — Правила), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788 — скорректированы некоторые термины и их определения: абонент, водопроводный ввод, исполнительно-техническая документация, канализационный выпуск, лимит водопотребления, организация водопроводно-канализационного хозяйства, потребитель, централизованная система водоснабжения и др.
Пункт 6 Правил дополнен частью, определяющей учет отводимых поверхностных сточных вод в систему дождевой канализации или в централизованную систему водоотведения (канализации).
Часть 4 п. 43 Правил изложена в новой редакции, определяющей, что в случае если плановая поверка приборов учета осуществляется с последующим возвратом приборов учета потребителю, а также при внеплановой поверке прибора учета потребителя, то повторные транспортные расходы организации ВКХ и расходы на установку по требованию потребителя его собственного прибора учета, а не из подменного фонда организации ВКХ производятся на основании его письменного заявления и за счет средств потребителя.
После ч. 3 п. 71 Правил дополнен частью, которая запрещает сброс в централизованную систему водоотведения (канализации) отходов производства и потребления (за исключением жидких коммунальных отходов), медицинских отходов, побочных продуктов, химических реактивов и реагентов.
Пункт 731 Правил дополнен частью, регламентирующей установление показателей загрязняющих веществ и их допустимые концентрации при наличии у абонента, осуществляющего производственные процессы различного вида, одного канализационного выпуска. В этом случае показатели загрязняющих веществ и их допустимые концентрации устанавливаются по значению показателя, имеющего наибольшее влияние на работу очистных сооружений, если они не превышают концентраций, установленных в приложении 1.
Кроме того, уточнен порядок расчета потерь на водопроводных сетях абонента;
— специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2018 № 914 — редакционные изменения внесены в п. 42 специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации источников и систем питьевого водоснабжения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 914.
По сути внесение изменений в указанные выше постановления направлено на приведение в соответствие Закону о защите прав потребителей ЖКУ нормативных правовых актов, затрагивающих сферу регулирования вопросов по оказанию жилищно-коммунальных услуг потребителям.