УНИФИЦИРОВАНЫ ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

УНИФИЦИРОВАНЫ ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Установлен единообразный подход к выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

Необходимость унификации норм Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2015 № 593 (далее — Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом) и Правил перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.11.2014 № 1088, с нормами Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее — Правила 2) послужило принятию постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2020 № 642 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088 и от 15 июля 2015 г. № 593» (далее — Постановление № 642).

Постановлением № 642 устанавливается единообразный подход к выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования, поскольку имевшие место различия в правилах при оплате проезда, в правах и обязанностях пассажиров, обязанностях водителей транспортных средств, проведении проверки оплаты проезда контролирующими лицами затрудняли работу предприятий общественного транспорта и доставляли определенное неудобство пассажирам.

Следует отметить, что изменения не устанавливают дополнительных требований к перевозчикам.

Уточнение понятий и реквизитов и правил использования

Так, п. 2 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом дополнен терминами «информационная система продажи билетов», «поездка», корректируются термины «диспетчерский пункт (станция)», «рейс», «тариф».

В соответствии с требованиями п. 4.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» исключена обязанность оформления путевых листов.

Пункт 7 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом дополнен требованиями о необходимости размещения в салоне транспортного средства валидаторов и компостеров. Пункты 25, 26, 28, 29 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом приведены в соответствие с п. 27, 60, 83, 85, 86 и п. 58, 84, 86, 92 Правил перевозок пассажиров метрополитеном и устанавливают единообразные подходы по вопросам оплаты проезда как в автобусе, так и в городском электрическом транспорте.

В частности, п. 25 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом определены требования к формам (образцам) проездных документов на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, которые могут быть выполнены на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, а также в виде электронной записи, сформированной в информационной системе продажи билетов или автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда.

Определены обязательные реквизиты бланков билетов. Согласно п. 26 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом при перевозках пассажиров могут применяться как билеты на бумажных носителях на одну поездку и билеты многоразового пользования (на декаду, месяц и иные периоды), так и электронные билеты на одну поездку, электронные билеты многоразового пользования на определенное количество поездок и (или) определенный период времени (декаду, месяц и иные периоды), а также другие виды электронных билетов в зависимости от используемого тарифа. Закреплено, что билет на одну поездку, приобретенный по предшествующему тарифу, действителен в течение 30 суток со дня изменения тарифа и по истечении 30 суток принимается к зачету при приобретении билета на одну поездку по действующему тарифу с доплатой разницы.

Проездные документы на городские перевозки пассажиров городским электрическим транспортом могут использоваться и для других видов городского пассажирского транспорта. Также нормативно закреплено, что в случае приостановления перевозчиком перевозки пассажиров по техническим или другим причинам проездные документы будут действительны на другой рейс этого маршрута или направления, выполняемого перевозчиком в течение дня, в котором перевозка пассажиров была приостановлена.

Пункт 28 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом определяет место продажи проездных документов (в пунктах продажи, кондуктором или водителем транспортного средства), а п. 29 — время продажи и форму подтверждения оплаты. Так, оплата проезда может производиться посредством покупки билета на одну поездку у водителя до начала поездки, у кондуктора — посредством покупки билета на одну поездку следующего после посадки остановочного пункта маршрута.

В пункте продажи проездных документов можно приобрести как билет на одну поездку, так и билет многоразового пользования или электронный билет. Подтверждением оплаты могут являться указанные выше проездные документы, в необходимых случаях — с отметкой компостера (в валидаторе) данного транспортного средства. Установлено, что приобретенные билеты обмену и возврату не подлежат.

Требования к перевозке ручной клади

Требования к перевозке ручной клади установлены по аналогии с Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, в связи с чем внесены изменения в п. 31, 40 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом. В частности, регламентированы размеры ручной клади, которые в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 см, длинномерные предметы размером менее 200 см. Запрещается перевозить ручную кладь, содержащую взрывоопасные, огнеопасные, окисляющие, коррозионные, радиоактивные, отравляющие, ядовитые (токсичные), озоноразрушающие, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, зловонные, с резким запахом вещества и предметы, острые и (или) режущие предметы (без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда пассажирам и ущерба их имуществу), огнестрельное оружие без наличия у пассажира документа, подтверждающего право на его ношение, и не вложенное в чехол (кобуру), а также другие предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред пассажирам, водителю, кондуктору или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, ручной клади.

Исчерпывающий перечень лиц, которым разрешается входить через переднюю дверь транспортного средства и расширенные права

Пункт 32 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым разрешается входить через переднюю дверь транспортного средства. Права пассажиров дополнены правом бесплатно провозить ручную кладь, размер единицы которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте составляет до 121 см, длинномерные предметы размером до 151 см, а также инвалидную коляску, трости, костыли, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, велосипед в разобранном и упакованном виде, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 см, детский велосипед, санки и коляску (абз. 4 ч. 1 п. 40 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом).

Обязанности пассажира, изложенные в п. 41 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, установлены идентично обязанностям пассажира в п. 224 Правил перевозок пассажиров метрополитеном. Постановлением № 642 внесены изменения в п. 41–43, направленные на установление подходов к проверке полноты оплаты проезда и провоза ручной клади, аналогичных п. 55, 255, 256 Правил перевозок пассажиров метрополитеном. Расширены права и обязанности перевозчика (п. 46-47 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом). Права и обязанности водителей, установленные п. 50 и 51 Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, дополнены позициями, установленными п. 229, 230 Правил 2.

Изменения в правилах перевозок пассажиров метрополитеном

УНИФИЦИРОВАНЫ ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Внесение изменений в Правила перевозок пассажиров метрополитеном также направлено на установление единообразных подходов к перевозке пассажирами ручной клади, возможности оплаты проезда с помощью электронных билетов, сформированных информационной системой продажи билетов или автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, а также оплаты провоза ручной клади. Урегулирован вопрос проведения работниками службы безопасности метрополитена досмотра содержимого ручной клади пассажиров в связи с тем, что досмотр производится до начала перевозки (фактически до заключения договора перевозки метрополитеном).

Оптимизирована процедура досмотра ручной клади, что направлено на сокращение времени досмотра, повышение удобства пользования пассажирами метрополитеном. Уточнен порядок принятия работниками службы безопасности перевозчика решения о недопущении физических лиц к электропоездам, поскольку досмотр осуществляется на станции метрополитена.

Таким образом, нормы постановления унифицировали порядок перевозок пассажиров городским транспортом и будут способствовать развитию предпринимательства за счет исключения обязанности оформления путевых листов перевозчиками.

Читайте также