Основной акцент — на повышение эффективности и разумной оптимизации

18 апреля состоялась коллегия КГК, на которой рассмотрели результаты контроля в строительной отрасли. Заседание прошло под председательством руководителя Комитета Василия ГЕРАСИМОВА, участие в совещании приняли вице-премьер Анатолий СИВАК, руководители строительной отрасли, министерств финансов, экономики. Основное внимание уделено вопросам ценообразования в строительстве.

Основной акцент — на повышение эффективности и разумной оптимизации

Коллегией отмечено, что система ценообразования в строительстве нуждается в совершенствовании. Требуется актуализация нормативов, повышение контроля за ценами, применяемыми при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет государственных средств. Василий Герасимов подчеркнул, что нормативная база представлена частично устаревшими нормативами расхода ресурсов в натуральном выражении (далее сметные нормативы), кроме того, сметные нормативы обновляются недостаточно оперативно. Только 17 % из них основаны на типовых технологических картах, часть позаимствована из сметных норм Российской Федерации. Остальные перешли из сметных нормативов прошлых лет и в ряде случаев не учитывают современные механизмы и способы выполнения работ. Формирование цен на материалы, изделия и конструкции при составлении сметной документации не в полной мере обеспечивает их достоверность. При этом участники строительства объектов не мотивированы к обеспечению максимальной экономии государственных средств. Так, услуги заказчиков финансируются по установленной процентной норме от стоимости строительно-монтажных работ, финансовые результаты проектировщиков не зависят от экономической эффективности принятых проектных решений, а подрядчики напрямую заинтересованы в увеличении стоимости объектов, поскольку от этого зависит размер их выручки.

— И это десятки объектов, по которым за два года удалось сэкономить минимум 200 млн белорусских рублей. Всё говорит о том, что система на экономию не настроена, отметил председатель КГК.

За счет исключения экономически невыгодных решений и ошибок в проектной документации, выявленных по результатам выборочных проверок Комитетом госконтроля, в 2021 году резервы экономии по 355 объектам строительства составили 115 млн руб., в 2022-м по 342 объектам 80 млн руб. Необъективность и недостаточный контроль формирования сметных и, как следствие, неизменных договорных (контрактных) цен подрядных работ по объектам зачастую приводит к необоснованной «экономии» подрядчиков, которая при неизменной (контрактной) цене может оставаться в их распоряжении.

Так, из-за неверно рассчитанных сметных затрат по эксплуатации тоннелепроходческого комплекса при строительстве третьей линии Минского метрополитена необоснованная «экономия» КУП «Минскметрострой» (подрядчик) составила 6,1 млн руб., которая только благодаря вмешательству КГК была возмещена в бюджет. Одновременно Комитетом госконтроля было предотвращено получение указанным подрядчиком части такой «экономии» в размере 7,1 млн руб.,заявили в ведомстве.

Коллегией также рассмотрена ситуация в жилищном строительстве. Отмечена положительная тенденция к снижению количества возведения многоквартирных жилых домов с превышением нормативных сроков. Так, на 01.01.2022 в республике числилось 30 объектов сверхнормативного строительства, на 01.01.2023 17, на 31.03.2023 12 объектов.

Обсудили участники коллегии эффективность фондов развития строительной отрасли, функционирование спецсчетов для аккумулирования целевых текущих авансов, соблюдение нормативных сроков возведения жилых домов, востребованность встроенно-пристроенных помещений и паркингов. Еще одна тема использование льготных кредитных ресурсов на строительство.

Как сообщил начальник главного управления контроля строительства, ЖКХ и по г. Минску КГК Юрий ФРОЛОВ, Комитет государственного контроля подготовил предложения по изменению государственной экспертизы строительных объектов.

— В настоящее время экспертиза проектов по бюджетным объектам проводится выборочно, что не отражает действительное положение дел в сфере. Более правильным и справедливым специалисты считают проведение сплошной проверки. Сейчас не дается оценка экономической эффективности и оптимальности принятых проектных решений, отметил Юрий Фролов.

По итогам рассмотрения результатов контроля Комитетом госконтроля предложено Совету Министров принять меры, в том числе по обеспечению актуальности и достоверности нормативов и текущих цен на строительные материалы и изделия, применяемых для определения сметной стоимости строительства, повышению уровня ее контроля; совершенствованию порядка корректировки контрактной цены подрядных работ; созданию экономических стимулов по достижению максимальной экономии государственных средств по итогам строительства объекта и другие меры, направленные на эффективное использование государственных средств.

Заместитель начальника главного управления контроля строительства, ЖКХ и по г. Минску Комитета госконтроля Республики Беларусь Вера МАЦУЛЕВИЧ подняла на коллегии еще одну наболевшую для многих новоселов тему — востребованность встроенно-пристроенных помещений и паркингов, затягивание сроков их ввода:

— Ситуация такая: жилая часть вводится, а потом еще месяцы, а порой и годы уходят на достраивание. По всей стране выявлено около двадцати таких объектов. Это касается не только паркингов, но и внешних инженерных сетей, благоустройства. В результате люди не могут спокойно подойти к своему дому по чистой улице. Самое правильное решение в этой части — усилить контроль органов местной власти для того, чтобы они отслеживали это строительство, графики строительства, сроки ввода одновременно (а то и опережающим способом) вот таких помещений и благоустройство.

По материалам kgk.gov.by подготовила Татьяна ХАРЕВИЧ

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№15-2023)

Читайте также