Импортозамещение — ключевой приоритет

О перспективных решениях в современном строительстве, конкурентоспособности оте­чественных стройматериалов, а также новых механизмах продвижения и поддержки предприятий строительного комплекса Беларуси рассказали участники пресс-конференции «Импортозамещение в строительстве: поиски эффективных моделей для предприятий строительного комплекса в условиях санкционных ограничений». В рамках диалога, который состоялся 18 апреля в пресс-центре БЕЛТА, своим экспертным мнением поделились руководители и специалисты ведущих предприятий отрасли.

Эксперты едины во мнении: прошлый год был для всех участников отрасли достаточно тяжелым, а уход из страны ряда иностранных производителей и поставщиков материалов остро поставил вопрос замещения продукции отечественными аналогами. Импортозамещение в строительстве на фоне глобальных политических и экономических изменений приобрело важный смысл. Речь идет не только о строительных материалах, а и технологиях, решениях, технике и т. д. Замещение недостающего сырья и комплектующих необходимо для эффективного развития экономики и предприятий строительной отрасли Республики Беларусь.

Активно продвигаются в вопросах импортозамещения предприятия Белоруской цементной компании. Подробно о модернизации производства, новых технологиях рассказал главный технолог ОАО «Красносельскстройматериалы» Юрий ГУЧЕК.
Главный технолог отметил, что на предприятии проводится целенаправленная работа по снижению энергоемкости (цементная отрасль одна из самых энергоемких) и себестоимости выпускаемой продукции при сохранении ее качества. Среди наиболее значимых инвестиционных реализованных проектов модернизация энергетического комплекса. Так, в 2021 году была построена технологическая линия для использования RDF-топлива при производстве клинкера «сухим способом» в филиале «Цементный завод» ОАО «Красносельскстройматериалы».Производственная мощность механизированной линии по использованию RDF-топлива составляет 120 тыс. т в год. Решение технологически оправдано: в мире RDF-топливо, полученное после сортировки и переработки твердых бытовых отходов, активно применяется в цементной промышленности в качестве альтернативы, замещая уголь и природный газ.

В своем выступлении Юрий Владимирович подчеркнул, что данным видом топлива можно значительно заместить долю основного технологического топлива, расходуемого на обжиг цементного клинкера. Благодаря такому подходу себестоимость цемента снижается, увеличивается доля импортозамещения за счет сокращения потребления импортного газа и угля.

Однако продвинуться вперед предприятию благодаря использованию RDF-топлива не дает одно обстоятельство: на текущий момент топливо из коммунальных отходов в Беларуси не производят. Ожидается, что в скором времени КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов» запустит проект по его производству.

— Чтобы наша линия не стояла, мы используем альтернативное топливо. Под данный проект ОАО «Красносельскстройматериалы» разработало технические условия ТУ BY 590118065.076-2018 «Топливо из отходов», которые были согласованы с КПУП «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов». На нем планируется выпуск топлива из коммунальных отходов для ОАО «Красносельскстройматериалы». В июле 2022 года дополнительно разработали технические условия ТУ BY 590118065.219-2022 «Топливо из резиносодержащего сырья». Сегодня такое топливо есть и с июля 2022 года используется в декарбонизаторе печи обжига клинкера сухим способом. Сжигая одну тонну топлива из резиносодержащего сырья, предприятие замещает одну тонну угольного топлива. В 2022 году в качестве энергоносителя использовано около 6 тыс. тонн топлива из резиносодержащего сырья, сообщил Юрий Владимирович.

Дальше больше. В феврале 2023-го на предприятии реализован проект по строительству теплогенератора. Изначально был предусмотрен механизм, работающий на газовом топливе. Для снижения себестоимости и импортоемкости на производстве воплотили уникальный проект и замещают сегодня 95–97 % природного импортного газа белорусским торфяным топливом. Теплогенератор функционирует в штатном режиме и дает ощутимую экономию. Кроме того, акционерное общество проводит лабораторные исследования синтетического гипса на основе фосфогипса. Возможно, в ближайшем будущем удастся частично заместить природный гипс.

Во время дискуссии Юрий Владимирович обратил внимание еще на один вызов времени переориентацию экспортных поставок. Ранее порядка 40 % продукции ОАО «Красносельскстройматериалы» уходило в Евросоюз. Ввиду экономической ситуации, крушения логистических цепочек предприятие сконцентрировалось на внутреннем рынке сбыта.

— В целом мы стараемся максимально уйти от импорта, чтобы уменьшить себестоимость нашей продукции и снизить импортоемкость, констатировал Юрий Гучек.

Об экспортных качелях рассказал директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил ЛАЗАРАШВИЛИ. Михаил Гурамович отметил: санкционное давление на работе завода отражается, но трудности — не повод для паники. В Европе продукция завода конкурентоспособна по цене, качеству, техническим характеристикам. В России приходится продвигать новые современные продукты, которые еще не знает российский рынок, и конкурировать с местными производителями, выигрывающими за счет более низкой стоимости энергоресурсов.

— Существовала школа советского проектирования и, наверное, сейчас нужно возвращаться к этому опыту, но уже на более высоком уровне. Многие знают о строительстве масштабных проектов в Российской Федерации. Один из них — общественно-деловой комплекс «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. Стоит задача построить аналогичные небоскребы. Эти здания должны быть одними из самых высоких в Европе. Известно, что один из проектных вариантов будущих сооружений — использование специального высокопрочного керамзитобетона. Принципы такого строительства существовали еще в Советском Союзе, примеры высоток есть в Минске. Сегодня рецептуры данного керамзитобетона возможно произвести и в наших заводских условиях. Правда, есть опасения у научного сообщества, что длительная транспортировка стройматериала приведет к ухудшению определенных характеристик. Эти вопросы нужно решать, исключать малейшую степень риска. Но сама технология актуальна. Так, офис BMW был построен из монолитного керамзитобетона. Поэтому сложно не согласиться с тем, что западные технологии идут по пути, проложенному советскими конструкторами, архитекторами, проектировщиками, — поделился мнением Михаил Гурамович.

Важно, по мнению директора ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль», решать не только проблемы, связанные с ограничением ввоза импортных материалов и активизации работы по их импортозамещению, но и обратить внимание на отрасли промышленности, производства оборудования.

К сожалению, крупное машиностроительное предприятие Беларуси ОАО «Могилевский завод «Строммашина» уже не работает. Надо возвращаться к тому, чтобы производить самим оборудование, комплектующие, ведь сегодня многие позиции мы вынуждены искать за рубежом, — прокомментировал директор.

Руководитель проекта ООО «Лаборатория сертификационных и независимых технических испытаний СИНТИлаб» Михаил МОРДИЧ убежден, что импортозамещение в условиях санкций дает импульс к активному инновационному развитию производств. Он подчеркнул, что для основного цикла строительства в Беларуси производится абсолютно все.

— На сегодня актуален вопрос импортозамещения. За последний год много сделано в данном направлении. Мы не уходим от завозных материалов и комплектующих, однако снижаем их долю. Мы вышли на то, что общие строительные материалы (цемент, стеновые материалы, сухие строительные смеси, асфальтобетонные компоненты, керамическая плитка и др.), которые нужны для основного цикла строительства, перекрываем отечественными материалами. Узкие отделочные материалы, отдельные виды комплектующих (смесители) импортного производства завозим из восточного направления — России, Китая и т. д. Стройотрасли нужно дальше совершенствоваться по ассортименту выпускаемой продукции и ее техническим характеристикам. Нет предела совершенству, — резюмировал он.

Татьяна САВИЧ, фото автора

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№15-2023)

Читайте также