«Линия Сталина» отмечает 15-летие

Автор: Татьяна Савич
Рубрика:
линия Сталина

Уникальный историко-культурный комплекс «Линия Сталина» в этом году отмечает 15-летие со дня открытия. Музей под открытым небом был создан к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и открыт 30 июня 2005 г. в память о защитниках рубежей столицы. Тематическая экспозиция находится недалеко от Заславля и занимает лишь небольшую часть территории прославленного Минского укрепрайона, полоса обороны которого составляла 140 км. Постепенно комплекс приобрел мировую славу, стал центром военно-исторических реконструкций и «классом» патриотического воспитания молодого поколения. С каждым годом коллекция пополняется редчайшими экспонатами, которые хранят в себе не только тайны военных лет, но и героическую историю возрождения. Ее собиратели сделали главное — тут стремятся побывать тысячи людей. Особые ценители и частые гости объекта — дети.

 

Инициаторами создания комплекса является благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана». Эту инициативу поддержал Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО. Строительство музея стало поистине народной стройкой. В его создании принимали участие сотни военнослужащих Вооруженных Сил, инженерных войск, МВД, погранвойск, МЧС, а также представители многих организаций Минска и Минской области. Была проделана масштабная работа по подготовке площадки для будущего музея, насыщению его аутентичными предметами и оборонительными сооружениями.

Как отметил на пресс-конференции, приуроченной к юбилейным мероприятиям, директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Александр МЕТЛА, посетителям предоставляется возможность ознакомиться с восстановленной боевой техникой, отведать солдатской каши, проверить меткость глаза при стрельбе из исторического оружия, а также стать свидетелями «боевых действий» времен войны.

 30 июня 2005 г. — стартовая точка рождения памятника тем, кто готовился в предвоенные годы отразить вражеское нашествие и создавал укрепленные районы, тем, кто на этих рубежах мужественно встречал врага. Из небольшого маршрута, который состоял из четырех восстановленных дотов, озера и старой инженерной техники, тут появился масштабный комплекс. Создание такого объекта — во многом энтузиазм и военных, и гражданских. Здесь мы собрали все лучшее, что было в Беларуси. Многие образцы были подняты со дна белорусских болот и рек в ходе поисковых работ, — рассказывает Александр Михайлович.

Сегодня на благоустроенной территории 50 га находятся уникальные экспонаты времен Великой Отечественной. Воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона; восстановлены пулеметные доты, артиллерийский полукапонир, командно-наблюдательный пункт. По довоенным чертежам возрождены инженерные сооружения местности. Под открытым небом представлены все виды окопов, траншеи и противотанковые рвы, позиции для стрелковых отделений, блиндажи для укрытия личного состава, окопы для орудий, проволочные заграждения различных типов. В музее собрана экспозиция военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. Новое место жительство приобрел здесь бюст Сталина, который нашли в городе Ивье Гродненской области. Это оригинальная работа белорусского скульптора Заира Азгура. Особого внимания заслуживают артефакты прошедших эпох. В огневых сооружениях можно встретить сохранившиеся надписи солдат, которые несли службу.

Туристы активно посещают «Линию Сталина». Только в прошлом году здесь побывало порядка 350–400 тыс. человек, в праздничные дни комплекс принимал до 12 тыс. гостей. Руководство объекта с гордостью вспоминает многокилометровые очереди припаркованных вблизи музея автомобилей.

линия Сталина

Александр Метла не скрывает: в нынешнем году эпидситуация внесла коррективы в деятельность комплекса, количество посещений сократилось в разы. Но работы по развитию памятника продолжаются. В перспективе ожидается появление новых экспозиций. Восстанавливаются уникальные боевые машины

«Золотой фонд» музея — легендарные боевые доты, которые составляют историческую основу Минского укрепрайона «Линии Сталина». Толщина их фронтальной железобетонной стены 150 см, потолка — 110 см. Этого было достаточно, чтобы выдержать удары артиллерии с максимальным калибром 150 мм. Сооружения поддерживали друг друга огнем, поэтому расстояние между ними составляло не более 500 метров. В одном из дотов есть помещение коменданта, оборудованное перископом, телефоном и радиостанцией, машинным залом с бензоэлектрической установкой.

Впечатляют и пулеметные броневые колпаки. К примеру, немецкий двухместный Panzernest представляет собой стальную огневую точку весом более 3 т, которую можно было транспортировать при необходимости. Данный экспонат был обнаружен на окраине Борисова недалеко от реки Березина.

В 2019 году на территории комплекса развернулась интерактивная площадка, не имеющая аналогов во всем мире «Наш бронепоезд». Специально было построено 270 м железной дороги, перрон и здание станции Советская, стрелка и охраняемый переезд со шлагбаумом, железнодорожный мост, лесопилка, паровоз 1933 года. «Изюминкой» выставки является отреставрированный до рабочего хода шкловскими мастерами бронепоезд. Железный гигант на «Линии Сталина» — образец разработки Коломенского завода «Красный Профинтерн», который специализировался на изготовлении боевых железнодорожных составов.

Наибольшей популярностью, особенно у мужчин, пользуется выставка танков. Тут действительно есть, где разгуляться. Самым ценным шедевром коллекции является советский быстроходный танк БТ-7, поднятый со дна реки в конце 1998 года. Машина найдена недалеко от д. Шебеки Оршанского р-на. Это единственный в мире образец 1935 года, восстановленный до рабочего состояния. Конечно, есть здесь и знаменитый танк Т-34, который активно участвует в исторических реконструкциях. Продемонстрированы образцы немецкой машинной отрасли — Sturmgeschütz III Ausf.B, Panzer III и др.

линия Сталина

Одним из необычных проектов для реставраторов ИКК «Линия Сталина» стало создание фотозоны в виде деревянного макета удлиненной версии британского танка Mk V времен Первой мировой войны. По задумке машина словно проламывает стену дома, который является импровизированной площадкой для выступления артистов. Представлена и ценнейшая коллекция разнопланового оружия.

Однако известен музей не только своей экспозицией военной техники, но и созданным военно-историческим клубом «Солдаты победы». Объединение включает не только стрелковые части, но и танкистов, артиллеристов, связистов, разведчиков и санитарок. Одним из его структурных подразделений стала секция «Бронетехника».

Импровизированные «бои» на «Линии Сталина» — зрелища яркие и запоминающиеся. Помимо воинов Красной армии и представителей НКВД здесь можно встретить партизан и юных мстителей. В роли противника выступают клубы реконструкторов вермахта, войск СС и полиции. Впечатляют сражения не только Великой Отечественной, но Первой мировой и Афганской войн. Центром притяжения туристов стали и соревновательные шоу боевых машин и «Танковый биатлон».

 

Предназначение «Линии Сталина»

Термин «Линия Сталина» не оригинальный, его придумали зарубежные СМИ в межвоенный период. В СССР это название никогда не использовалось и, более того, возведение обширной фортификационной линии не афишировалось. Новые укрепления представляли собой связанную систему из долговременных огневых точек (дотов) и различных полевых инженерных сооружений, которые протянулись от Карельского перешейка до Черного моря. Минский укрепрайон строили с 1932 по 1935 год. На территории Беларуси он был третьим, после Полоцкого и Мозырского. МиУР должен был обеспечить защиту столицы БССР и прикрыть кратчайшую дорогу с запада на Москву — важнейшее стратегическое значение. Одновременно с возведением укреплений шло строительство вспомогательной инфраструктуры: дорог, казарм, складов и т. д. Были построены типовые огневые сооружения: пулеметные и артиллерийские доты. Все сооружения имели свои уникальные детали и отличия. Первоначальная протяженность фронта Минского укрепрайона составляла 140 км, а удаленность от государственной границы с Польшей (Западной Беларусью) — от 1,5 до 25 км. Во время немецкой оккупации действовала специальная программа по уничтожению фортификационных сооружений, в результате чего был полностью уничтожен северный фас Минского укрепрайона.

Сегодня можно услышать мнение, что строительство «Линии Сталина» было напрасным и не остановило немцев, которые вошли в Минск на седьмой день войны. Это не так. Важно отметить, что главной задачей укрепрайонов было удержание (!) приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как иногда ошибочно полагают. Во-вторых, Минский укрепрайон не строился против немцев. Во время его возведения в 1928 году опасность шла с Запада, в частности, главным врагом была Польша. К тому же к началу Великой Отечественной Минский укрепрайон устарел, однако участие в обороне Минска принимал. На многих сооружениях были серьезные боевые повреждения, что говорит об ожесточенном сопротивлении. Об этом свидетельствуют и записи в журнале боевых действий вермахта 27 и 28 июня, в которых изложен опыт борьбы с советскими дотами: «Западнее Заславля на уничтожение 26 русских бункеров дивизии потрачено целых два дня», «Сопротивление советских войск стало сильнее, чем в предыдущие дни боев. Особенно это касается района укрепления русской границы северо-восточнее Ракова». Всего за три дня боев под Минском гитлеровцы лишились 210 танков, в то время как за сорок дней Французской кампании вермахт потерял 640 танков. В Полоцком направлении Линия задержала врага на 20 дней, в Киевском — более чем на 60 дней. Уже такое сравнение говорит о значимой роли Минского укрепления в приближении Великой Победы.

Добавить комментарий