Татьяна САВИЧ
Что-то на креативном. Подводим итоги конкурса «СтройПроект-2023»
Современные образовательные программы нацелены на развитие у студентов предпринимательских навыков, а белорусские вузы стараются создать благоприятную среду для появления и развития молодежных стартапов. Университеты становятся местом запуска и дальнейшего продвижения бизнес-идей. Первопроходцем в этом деле является кафедра «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью» строительного факультета Белорусского национального технического университета. 31 марта в Научно-технологическом парке «Политехник» прошел 9-й уникальный конкурс молодежных проектов «СтройПроект-2023». В креативном и практико-ориентированном состязании студенты презентовали проекты в области строительства, недвижимости и экологической безопасности.
Координатор конкурса, доцент кафедры «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью» Ирина ШАНЮКЕВИЧ отметила, что все кейсы имеют актуальную, инновационную и социальную направленность. Важно и то, что ребята не только технически проработали решения, но и провели маркетинговые исследования, проработали стратегию продвижения, изучили вопросы финансирования.
— Уже в девятый раз кафедра «Экономика, организация строительства и управление недвижимостью» организовывает конкурс «СтройПроект», который направленнаразвитие потенциала, поддержку талантливых студентов, проявивших способности в научной деятельности, на вовлечение их в развитие предпринимательства. Признаюсь, начиная проводить его в 2015 году, мы даже и не ожидали, что он станет доброй традицией на нашем факультете. Это говорит о стабильности и востребованности подобного мероприятия, благодаря которому студенты могут представить свои идеи, показать проработанность своих проектов на основе полученных в университете знаний, проведенных научных исследований. Важно и то, что конкурс позволяет объединять студентов разных специальностей для интересной и плодотворной работы в командах, — подчеркнула Ирина Викторовна.
Одним из идейных вдохновителей конкурса и его неизменным соорганизатором является заведующий кафедрой «Экономика строительства» БНТУ, к. э. н, доцент Ольга ГОЛУБОВА. Ольга Сергеевна отметила, что при защите проектов оценивается актуальность, практическая и социальная значимость, новизна и глубина проработки, доказательность и обоснованность, презентационное сопровождение, качество ответов на вопросы.
С особой тщательностью к оцениванию кейсов подходит профессиональное жюри. Понимают: перед ними не просто студенческие работы, а бизнес-предложения с большим потенциалом. А это в перспективе — новые продукты и услуги, рабочие места, деньги в виде налогов, прорывные технологии.
В этом году в состав судейской команды вошли представители ГК «Алютех», Центра поддержки предпринимательства «Деловые медиа», ООО «БелСтройПро», технопарка БНТУ «Политехник», эксперт по зеленым финансам. На конкурс стройфаковцы представили четыре проекта. От экспертного жюри начинающие предприниматели получили не только оценку, но и профессиональные комментарии, рекомендации, предложения по дальнейшему развитию.
— Не секрет, что многие из самых дорогих технологических компаний мира были созданы молодыми людьми. Сегодня молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем. Однако и начинающие предприниматели, и те, кто только думает начать заниматься бизнесом, сталкиваются с рядом трудностей. Одна из стоящих перед нами задач, как судей, не только ставить баллы, но и помочь ребятам, предостеречь от рисков, —отметили члены жюри.
Расскажем подробнее о кейсах, которые были презентованы ребятами. Первое место получили разработчики социального проекта «Свободный двор», посвященный развитию транспортной инфраструктуры городов. Авторы предложения Ксения ДРАГУН (третий курс, специальность «Управление инновационными проектами на промышленном предприятии»), Антон ЖДАНОВИЧ, Мирослав СТАНЕВИЧ (третий курс, специальность «Производство экспозиционно-рекламных объектов»), Полина БУКАЛО (первый курс, специальность «Управление дизайн-проектами на промышленном предприятии»). Проект ребят направлен на решение проблемы возрастающей автомобилизации, нехватки парковочных мест в крупных городах. В качестве решения предлагается установка роторных парковок. На макете ребята изобразили механизированный паркинг роторного типа, продемонстрировали преимущества перед другими типами парковок и перечислили экономические перспективы. Важна и экологическая составляющая.
Плюсы от строительства механизированных парковок очевидны: эффективность использования пространства — увеличение плотности стоянки автомобилей по сравнению с одноуровневой парковкой; безопасность (кражи и автовандализм в таком паркинге исключаются); мобильность (при необходимости парковка может быть демонтирована и перевезена на другое место); увеличение пропускной способности улиц более чем на 30 % вследствие уменьшения количества автомобилей, припаркованных в узких жилых дворах, у тротуаров, на остановках общественного транспорта. Роторная парковка, занимая площадь трех парковочных мест, позволит разместить на ней от 8 до 16 машин, что эффективно скажется на грамотном заполнении городского пространства.
Второе место у создателей мобильного приложения Plushki, которое мотивируют студентов учиться на «отлично». Платформу разработали Игорь БОГАТЫРЕВ, Анна ДУБИНИНА, Екатерина КАШПАР (четвертый курс, специальность «Экономика и организация производства»). Суть идеи заключается в создании мобильного приложения с системой баллов и скидок для студентов, участвующих в социальной, культурной, научной и спортивной жизни университета.
— Студенческая жизнь в БНТУ очень насыщенная и разнообразная, но многие ребята могут просто не знать о ней, например, первокурсники. Некоторым же просто не хватает мотивации. Приложение Plushki станет прекрасной платформой для взаимодействия по схеме «университет — студент — заведения». Пользуясь приложением и участвуя в различных мероприятиях, студенты будут развивать сферу жизни вуза, получать за это бонусы в любимых заведениях. В свою очередь заведения, предоставляя свои скидки и купоны, смогут расширить клиентуру и дополнительно проводить рекламную кампания в приложении. Нам очень важно решить проблему с мотивацией, а не создать очередную игрушку, —поделилась соавтор проекта, студентка строительного факультета Екатерина.
Пришлись по душе Plushki и самим студентам, приложение стало также победителем в номинации «Лучший проект по мнению участников».
Тройку призеров замкнул проект центра детского развития JVKids. За бронзу поборолись Василина МИРОНЧИК, Карина МУРАЕВА, Юлия ПЛАКСА (четвертый курс, специальность «Экономика и организация производства (строительство)»). Главная цель бизнес-идеи — создать центр детского развития, включающего в себя разнообразные секции и кружки для обучения детей в возрасте от 4 до 14 лет. Ребята изучили рынок дополнительного образования столицы и пришли к выводу, что потребность в таких услугах далеко не удовлетворена. JVKids выделятся на фоне других центров: качеством развития и обучения ребенка, разнообразием образовательных программ, тщательным подбором кадров, оснащением помещения.
Фитнес-клуб BNTU-fit стал дипломантом в номинации «Практическая значимость для БНТУ». В составе команды: Кристина ДАНИЛОВА, Юлия ЛАПАТЕЦКАЯ (четвертый курс, специальность «экономика и организация производства (строительство)»). BNTU-fit —это создание современного тренажерного зала для студентов БНТУ на базе имеющегося спортивного комплекса университета. Акцент в таком спортивном пространстве на фитнес-йоге.
В завершении мероприятия организаторы конкурса подчеркнули, что стимулирование студенческой активности и разработка стартапов отрасли продолжится на факультете и дальше: в 2024 году «СтройПроект»отметит десятилетие.Обещают снова удивлять.