ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ

Интервью

Цифровизация отрасли, новые технологии и качество строительства

Поговорили с Александром Черниковым о важных вопросах стройкомплекса Минска

Алексей КОНОПЛЁВ

Минск традиционно лидирует среди всех регионов нашей страны по объемам строительства. В столице возводятся новые жилые массивы на любой вкус и кошелек, современные торговые и развлекательные центры, спортивные сооружения и объекты медицины. Эффект масштаба работает в обе стороны — именно здесь в строительство внедряются передовые технологии, одновременно немало и проблемных вопросов, например, качество строительных работ и ситуация с долгостроями. О важном в интервью «РСГ» рассказал начальник инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Александр ЧЕРНИКОВ.

Качество строительства

— Александр Владимирович, расскажите сколько сейчас объектов возводится в столице?

На сегодняшний день на учете в инспекции по г. Минску состоит 719 объектов строительства. Из них по 148 объектов возведения жилья и капитального ремонта, 189 — социально-культурного назначения, 10 — промышленного, 1 — объект благоустройства. Также идет строительство 64-х объектов инженерных сетей, еще 159 объектов отнесены к категории «прочие». Сразу отмечу, что это не все объекты, которые прямо сейчас строятся в Минске. На других в соответствии с законом проводит надзор Специализированная инспекция Госстройнадзора.

— Какие дефекты и нарушения чаще всего фиксируют инспекторы на объектах?

Нарушения бывают самые разные, в зависимости от объекта строительства. Но в 2022-м чаще всего с нашей стороны нарекания вызывали вопросы организации строительного производства, обустройство стройплощадки, осуществление технического и авторского надзоров. Также частыми причинами замечаний выступали дефекты при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций, заполнении оконных и дверных проемов. Много внимания мы уделяли и обеспечению безопасности труда в строительстве.

— А что насчет капитального ремонта? Неспроста это одна из больных тем, с которой граждане обращаются в госорганы.

— Здесь в лидерах работы по устройству кровли, а также нарушение технологии производства работ при ремонте фасадов и балконов. Хочу отметить, что к надзору за объектами капремонта мы относимся очень серьезно. Причем упор делаем не на наказание, а на профилактику. Активно работаем с заказчиками и подрядчиками. И в прошлом году, и в этом мы провели для них несколько тематических встреч и семинаров, где обсудили типичные проблемы капремонтов и пути их решения. К сожалению, приходится констатировать, что все так же остаются вопросы к квалификации подрядных организаций, организации работы службы заказчика, плохому взаимодействию указанных субъектов строительной деятельности с проектировщиком. Это касается не только капремонта, но и нового строительства. Еще раз напомню, что наша задача, как органов Госстройнадзора, — в первую очередь защищать интересы конечного потребителя строительной продукции, обеспечить соответствие объекта проектной документации, работать на предупреждение неустранимых дефектов. К сожалению, приходится привлекать к административной ответственности как физических, так и юридических лиц, которые систематически не исполняют предписания органов Госстройнадзора.

Быть открытыми для всех

—Расскажите, как  выстроена коммуникация инспекции с другими участниками строительства? Удается ли достичь взаимопонимания?

В последние годы особый акцент делается на усиление взаимодействия со всеми участниками строительной деятельности, а также с иными заинтересованными сторонами, например, органами власти. В нашей инспекции хорошо налажены профессиональные связи со структурными подразделениями Мингорисполкома, администрациями районов. Ежеквартально руководство инспекции участвует в совещаниях местных исполнительных и распорядительных органов, куда также приглашаются заказчики и подрядчики, чтобы совместно решать вопросы строительства объектов, капитального ремонта и сверхнормативного строительства, особенно жилого фонда. Это позволяет совместными усилиями делать город красивее и комфортнее для проживания.

— С какими обращениями в Госстройнадзор чаще всего приходят граждане? Ведь, на первый взгляд, ваша деятельность не предполагает непосредственного контакта с физлицами.

Обращения граждан и юридических лиц в инспекции всегда на моем личном контроле. Ведь это тема деликатная и важная: нужно своевременно помочь заявителю либо объяснить, в чьей компетенции находится рассматриваемый вопрос. Также нужно уметь правильно и конструктивно общаться с «профессиональными» жалобщиками, некоторое количество которых тоже, к сожалению, присутствует. Требуется быть немного психологом и уметь объяснять, что стройка — это всегда некий дискомфорт: шум, пыль, грязь, но он временный. Мы обращаем внимание, что в пределах своих полномочий делаем всё, чтобы строительные работы доставили как можно меньше дискомфорта местным жителям. Их дом также ведь когда-то строился и приносил кому-то неудобства.

Отдельно отмечу, что с этого года заработала система «Обращения.бел», которая, надеюсь, позволит всем органам оперативно и качественно реагировать на запросы общественности.

Проблема с долгостроями решается

— Минск активно застраивается, но не все инвесторы адекватно рассчитывают свои силы. Случается, что в престижной локации вместо современного комплекса появляется долгострой, доставляющий неудобства и местным жителям, и городским властям. Насколько успешна сегодня борьба с долгостроями?

Объекты сверхнормативного строительства (или по-простому «долгострои») — тема злободневная и затрагивает каждого из нас, даже если на первый взгляд так не кажется. С ними активно борются, и, что надо отметить, достаточно успешно. Однако полностью такие объекты не исчезают. Расскажу вам интересный факт: в Минске рекорд по времени возведения поставил Учебно-лабораторный корпус энергетического факультета БНТУ. Этот объект был зарегистрирован в инспекции в 1996 году и за 27 лет строительство все еще не завершено. Кроме того, в каждом районе города Минска в шаговой доступности можно найти недостроенный паркинг, при том, что машино-мест всегда не хватает. Или недостроенный торгово-развлекательный, спортивный или медицинский центр. Заказчики часто пренебрегают вопросами безопасности таких объектов и должным образом не ограничивают доступ к ним. Недострои часто притягивают детей и подростков, которые рискуют получить серьезную травму.

Что касается конкретных случаев, когда проблему удалось решить, можно вспомнить небезызвестный торговый комплекс «Гулливер» на ул. Притыцкого. Объект так и не удалось достроить, но благодаря программе по борьбе с долгостроями ситуация сдвинулась с мертвой точки. На этом месте сейчас ведется частичный демонтаж старых конструкций. Затем здесь появится комфортная многоквартирная застройка. На ул. Маяковского, недалеко от Червенского рынка начинается строительство медицинского учреждения на месте многолетнего долгостроя, функции заказчика по которому переданы УКС Мингорисполкома. И такие примеры не единичны как в столице, так и по всей республике.

Еще один повод для оптимизма — наконец удалось сократить объекты сверхнормативного жилья. А это сотни семей, вовремя не получивших ключи от долгожданных квартир. Например, на 1 июля 2021 года в Минске таких объектов было 31, на 1 апреля 2023 — уже 9. Но все они находятся на постоянном контроле, в том числе со стороны инспекции. Мы анализируем причины возникновения жилищных долгостроев и принимаем не только корректирующие действия в рамках полномочий органов Госстройнадзора, но и работаем на предупреждение.

Цифровизация уже идет

— Сегодня все органы власти переживают цифровизацию, переводят процессы в электронный вид. Как с этим обстоят дела в Госстройнадзоре и в целом, на ваш взгляд, в стройотрасли?

— Мы не остаемся в стороне от этих трендов. Часть процесса и административная процедура Госстройнадзора уже оцифрованы — это возможность направить уведомление о начале производства работ в электронном виде и выдача заключения о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства проектной документации (в части требований безопасности и эксплуатационной надежности). Для дальнейшего развития не хватает единого связующего звена — государственного строительного портала (ГИС «Госстройпортал»). Оно увяжет в единую систему все административные процедуры и услуги в строительной деятельности в одном информационном пространстве.

Главным приоритетом должны стать открытость, доступность и прозрачность. Любой житель или субъект хозяйствования страны, если он планирует что-то построить, демонтировать, реконструировать, должен иметь возможность зайти на электронный ресурс и  за короткое время получить всю исчерпывающую информацию о порядке осуществления каждой процедуры и необходимом комплекте документации. Следующим шагом органов Госстронадзора, по моему мнению, после разработки единых требований к ГИС «Госстройпортал»— должен стать переход контрольно–надзорной деятельности в цифру. Это улучшит работу инспекции: сократит бумагооборот и время на оформление документов, а сэкономленное время позволит потратить на более доскональную работу на строительном объекте.

— Расскажите подробнее о получении заключения Госстройнадзора в электронном виде. Как это работает сегодня?

— Уже с июля 2022 г. заказчики (застройщики) получили возможность обращаться в любую из инспекций Госстройнадзора за выдачей заключения в электронном виде. Чтобы подать заявление, нужно воспользоваться сервисом «Одно окно» Единого портала электронных услуг. Для этого следует перейти на сайт platform.gov.by и зайти в раздел «Лицензирование, документы». Изначальная концепция сервиса предполагала, что заключения иных госорганов также будут запрашиваться через «Одно окно». Это позволило бы заказчикам (застройщикам) не тратить время на походы по этим инстанциям сначала для подачи заявления, а затем за результатом. А органы Госстройнадзора могли бы получать заключения иных госорганов в режиме онлайн, в том числе планируя выдачу своего заключения в течение 15 дней. Однако первый шаг в этом направлении доверили именно нам, и наша инспекция исполняла рабочий функционал сервиса. Поэтому на сегодняшний день в строительной отрасли это первый пример работающего сервиса. Пока еще цифровизация административных процедур в нашей сфере находится на начальном этапе. В будущем, когда другие госорганы начнут выдавать свои заключения в электронном виде, сервис заработает в полной мере.

— В продолжение вопроса о цифровизации: насколько активно сегодня развито управление проектами в стройотрасли?

— Внедрение проектного подхода в Беларуси началось еще в середине 2000-х. Однако до сих пор те же графики производства работ, выполненные в среде MS Project, Primavera Oracle или Spider Project можно встретить крайне и крайне редко. Как правило, это единичные компании с достаточным уровнем профессиональной зрелости в управлении проектами, постигшие методологию этого процесса. Они понимают логику проектного управления и успешно используют программный продукт в качестве одного из его инструментов. Стоит отметить, что до сих пор в Беларуси нельзя получить специальность по управлению строительными проектами. Существует лишь переподготовка на базе высшего образования, и отдельные дисциплины читаются студентам и магистрантам. Научных квалификаций в части управления проектами вы также не найдете.

— А как обстоят дела с внедрением BIM-технологий?

— Как я уже сказал, график в MS Project редко встретишь на строительной площадке. Еще реже можно найти прораба или руководителя проекта, работающих с цифровой моделью. Проблемы известны, и они всё те же —отсутствие стандартов, устанавливающих полноценные требования как к самой модели, так и к процессу ее создания, организация образовательного процесса и отсутствие необходимого количества преподавательского состава и др. Но самое главное — отсутствие грамотного заказчика, работающего на перспективу и понимающего, почему сегодня нужно потратить дополнительные средства на создание BIM-модели, чтобы в долгосрочной перспективе она себя окупила.

В заключение вышесказанного хотелось бы отметить, что во главе угла любой технологии, методологии или метода всегда стоит квалификация персонала. Именно развитие соответствующих технических, контекстуальных, поведенческих компетенций руководителей и специалистов — залог развития строительной отрасли в целом и системы Госстройнадзора как его ключевого звена.

Отдельно

Пока этот материал готовился к публикации, Александр Черников был назначен заместителем председателя Мингорисполкома. Он будет курировать вопросы строительства.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№13-2023)

Читайте также