Когда работа на высоте птичьего полета

ОАО «УМ-79»

По словам организаторов, сезон-2020 ставшего уже традиционным состязания машинистов башенных кранов выдался, как всегда, зрелищным и интересным. На протяжении года в подразделениях уникального в своем роде предприятия по аренде грузоподъемной техники и кранов столицы проходили специальные отборочные туры. В финале за звание лучшего из лучших поборолось сразу десять представителей профессии. Как оказалось, самому молодому машинисту башенного крана всего 23, а самый зрелый из них отдал «укрощению» высотной техники 46 лет жизни. Однако фортуна в этот раз была более благосклонной к прекрасной половине человечества: победителем состязания признана машинист башенного крана 5-го разряда Минского участка эксплуатации ОАО «УМ-79» Марина ВРЕДУН. О специфике работы на высоте птичьего полета, а также о том, как на строительной площадке разрываются всевозможные гендерные стереотипы, в материале «РСГ».

Точность, скорость и профчутье

Работа на высоте птичьего полета — специфическое производство, где не бывает мелочей, здесь каждый шаг требует филигранной точности, убеждены участники и организаторы состязания машинистов башенных кранов. Именно на такие показатели, как точность и скорость выполнения работ, умение «чувствовать» свою машину, ориентировалось, выставляя свои оценки, компетентное жюри.

— Более десяти лет назад по инициативе Минского горкома профсоюза работников строительства и промстройматериалов мы возродили практику проведения конкурсов профессионального мастерства среди машинистов башенных кранов. И, надо сказать, не прогадали. С каждым годом состязание прирастает не только количеством участников, но и уровнем их подготовки. В нынешнем году за звание лучшего из лучших в профессии поборолись не только столичные укротители высотных машин, но и представители наших региональных подразделений. Самому молодому конкурсанту 23 года, самому зрелому — 66. Приятно, что достойную конкуренцию сильной половине человечества по-прежнему составляют женщины. Их в профессии крановщиков немало. В сезоне-2020 в нашем конкурсе «засветились» сразу три представительницы прекрасной половины человечества, причем две из них работают в организации более двух десятилетий, — вводит в курс дела председатель профкома ОАО «УМ-79» Светлана ПЛАВИНСКАЯ.

ОАО «УМ-79»

По традиции программа состязания включала два этапа: в первом оценивались теоретические знания машиниста по устройству крана и технике безопасности, во втором — выполнение практического задания. По результатам финального тура триумфатором конкурса профмастерства признана Марина ВРЕДУН (Минский участок эксплуатации). Машинист башенного крана 5-го разряда получила наименьшее количество штрафных баллов и выполнила практическое задание за 5 мин. 14 сек. На второй ступеньке пьедестала оказался старейшина столичного участка эксплуатации Евгений ПРАНОВИЧ. К слову, в прошлом году за многолетний и добросовестный труд серебряный призер состязания, крановщик с 46-летним стажем (!), был удостоен «Золотого знака» ОАО «Управления механизации № 79» и награжден нагрудным знаком Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Ганаровы будаўнік». Тройку лидеров замкнул Александр КОСЯК (подразделение г. Молодечно), награжденный серебряным знаком организации.

Все призеры конкурса получили ценные подарки от профсоюзной первички, денежные вознаграждения и цветы. Победитель представит организацию на областном конкурсе «Мастер Минской области 2020».

— Быть участником этого профессионального состязания очень престижно. Многие конкурсанты получают заметные «бонусы»: к примеру, машинистам башенного крана 4-го разряда автоматически присваивается пятый. Мы гордимся нашими специалистами: они настоящие мастера своего дела, преданные профессии и родному предприятию. Отрадно, что большинство из работников выходят на пенсию, имея лишь одну запись в трудовой книжке в нашей организации, — поделилась Светлана Ивановна.

Всегда на высоте

За плечами лучшего машиниста башенного крана-2020 Марины Вредун более двух десятилетий стажа в профессии. Однако, признается моя собеседница, участие в подобном состязании она принимала впервые. Человек по своей природе очень скромный, Марина Анатольевна всегда старалась избегать излишней публичности, а тут судьба сделала крутой поворот!

ОАО «УМ-79»

— За 20 лет привыкла выполнять свою работу максимально качественно и четко, об участии в каких-либо конкурсах даже речи не шло. А в этом году что угораздило, то угораздило! Напарница решила попробовать свои силы в конкурсе, но с условием, если я тоже выставлю свою кандидатуру. Решила поддержать человека — и «взяла» первое место, — расплывается в улыбке моя собеседница. — По конкурсным правилам всем участникам необходимо было переместить груз в указанное место (мишень) на одном и том же башенном кране КБМ-401 УХЛ. За отклонение от центра по замерам конкурсной комиссии, потерю фишек, касание грузом ограждения мишени и выполнение действий ниже уровня ограждения назначались штрафные баллы. Сложность заключалась в том, что времени на то, чтобы изучить кран, привыкнуть к машине, ее повадкам совсем не было. На все про все предусмотрена лишь одна попытка, поэтому уровень волнения просто зашкаливал. Работу соревнующихся оценивала судейская комиссия в составе администрации и профкома управления механизации. Наверное, в этот раз мне повезло чуть больше, чем остальным.

Та самая напарница, машинист башенного крана 5-го разряда Минского участка эксплуатации ОАО «УМ-79» Марина РЯБОВА, обид на подругу не держит. Всем хорошо известно: настоящий друг не тот, кто делит с тобой горе и неудачи, а тот, кто умеет без зависти разделить твою радость. Бок о бок две тезки Марины трудятся уже более двух десятилетий, за это время научились понимать друг друга даже без слов.

Родом Марина Вредун из Латвии. Когда девочке исполнилось десять лет, семья переехала в Беларусь, на Воложинщину. После окончания школы она пыталась поступить в Молодечненский политехнический колледж, хотела стать технологом, но, как говорится, не срослось. Чуть позже по радио Марина услышала объявление, что минское профессионально-техническое училище № 31 набирает крановщиков. Узнав о предоставлении места в общежитии, гарантированном трудоустройстве после обучения, девушка долго не раздумывала.

— Решила: высоты я не боюсь, поэтому попробую себя в этом деле, — рассказывает о своих жизненных коллизиях победительница профсостязания. — Поначалу обучение, особенно то, что касалось спецтехнологий, давалось нелегко. Мальчишки во всем быстро разбирались, а мы с девчонками ждали, когда мастера все переведут на «человеческий» язык. После производственной практики существенно полегчало. В училище мы с Мариной Рябовой и познакомились, а затем вместе пополнили трудовой коллектив ОАО «УМ-79», где и трудимся сейчас посменно.

С августа моя собеседница трудится на строительстве детского сада в пос. Дружный. Сейчас здесь ведется монтаж плит, перекрывается цоколь. На новую площадку машинист башенного крана переехала из пос. Мачулищи, где также работала на возведении дошкольного учреждения образования.

— Сижу на уровне 15 м над землей. Если говорить о высоте, то мой личный максимум — 116 м, был зафиксирован на объектах Студенческой деревни. Среди знаковых строек, где пригодилась высотная техника и мои умения, это Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», новый столичный спорткомплекс Городского центра олимпийского резерва по теннису, — поделилась Марина Вредун.

Лучший машинист башенного крана-2020 признается: на строительной площадке она не чувствует себя как-либо образом ущемленной. На рабочем месте главное — профессионализм и ответственность. К слову, мужчины первыми поздравили коллегу с победой, поэтому такой успех и признание приятно вдвойне.

Более 40 % крановщиков в ОАО «УМ-79» — женщины.

Читайте также