ИГОРЬ ИВАНОВ: «ИНЖЕНЕР — ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А ПРИЗВАНИЕ»

ИГОРЬ ИВАНОВ: «ИНЖЕНЕР — ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А ПРИЗВАНИЕ»

Игорь ИВАНОВ: «Инженер — это не профессия, а призвание».

Технологии литейного производства, металлургия, обработка материалов давлением, процессы сварки и аддитивные технологии, промышленная безопасность — области знаний, от которых напрямую зависит работа реального сектора экономики. Именно поэтому сегодня очень востребованы высококвалифицированные инженеры, знающие специфические аспекты организации работы на предприятиях. О роли современного специалиста и особенностях их практического обучения расскажет декан механико-технологического факультета БНТУ профессор, д. т. н. Игорь ИВАНОВ.
— Игорь Аркадьевич, какие сегодня требования предъявляются к современному специалисту механико-технологического профиля?

— Мы готовим специалистов практически для всех отраслей хозяйства Республики Беларусь — это машино-, приборо- и автомобилестроение, строительство, энергетика, транспорт. Во всех этих отраслях нужны инженеры-специалисты механико-технологического профиля, владеющие современными аддитивными технологиями, техниками сварки, термической обработки металлов, особенностями литейного производства и др. Сегодня все эти отрасли активно развиваются и получают новое наполнение, связанное с комплексным влиянием новейших разработок и технологий, таких как цифровые производства, интеллектуальные информационные системы, роботизированные технологии, автоматизация и интеграция производственных процессов в единую информационную систему («от оборудования до министерства»). То, насколько хорошо будут работать предприятия, зависит от тех специалистов, которые на них трудятся, в первую очередь от специалистов-инженеров, освоивших наукоемкие, металлоемкие специальности. Считаю важным, чтобы будущие инженеры изучали основы маркетинга и бизнес-планирования на предприятиях, учились экономически обосновывать принятые технические решения. Кроме этого, если у инженера нет знаний основ научной организации труда, безопасности на производстве, электротехники и электроники, его сложно назвать компетентным

— Как правильно сегодня организовать процесс обучения, чтобы на выходе получить первоклассного специалиста?

— У такого специалиста должен быть широкий кругозор. Он обязан представлять, что производится не только в нашей стране, но и во всем мире, а также понимать особенности эксплуатации той или иной техники. Наша концепция подготовки — всесторонний подход к обучению. Сегодня при подготовке кадров нужно обеспечить высокий уровень практикоориентрованности образовательного процесса. На нашем факультете практическая подготовка заключается в прохождении учебных практик не только в мастерских факультета, но и на предприятиях. В стенах университета существует три самых настоящих цеха, где ребята закрепляют полученные знания. У нас полностью оборудованные рабочие места, специальный сварочный тренажер, на котором студент видит все ошибки. Если студент осваивает организацию литейного производства, то на лабораторных установках он может изучить плавку алюминиевых сплавов, в чем их особенность, рассмотреть на практике теоретические аспекты. Важно стимулировать будущих профессионалов мыслить нестандартно, создавать в наших аудиториях и лабораториях дух здорового соперничества и творческого поиска. Уверен, только так можно воспитать новое поколение инженеров, которые смогут оставаться гибкими в современных условиях.

— Важный аспект на производстве — техника безопасности. Уделяется ли этому должное внимание в процессе обучения?

— Обязательно. Это очень важный аспект обучения, если студент будет обращать на него внимание еще во время учебы в вузе, на рабочем месте ему станет намного проще. Проводя занятия с оборудованием в цехах, мы стараемся привить студентам определенное отношение к работе, говорим о технике безопасности и охране труда.

— Куда сегодня трудоустраиваются молодые инженеры механико-технологического профиля?

— Сфера их деятельности — это разработка технологий, оборудования и новых материалов, освоение их в производстве, продвижение и продажа продукции на рынке, выполнение собственных научных разработок. Как правило, их работа состоит в поиске путей улучшения конкретных производственных процессов. Выпускники заняты в проектно-конструкторской работе, а также в процессах управления цепочками поставок и в регулировании жизненного цикла продукта. Выпускник может выбрать место распределения, если заранее убедился в том, будет ли он необходим на том или ином предприятии. Ознакомиться с работой организаций — заказчиков кадров можно на производственных и преддипломной практиках, а также во время экскурсий на предприятия. Также помогаем найти первое рабочее место и выпускникам платной формы обучения. Каждый год количество заявок на распределение гораздо больше, чем выпускников, которые обучались на бюджетной форме получения образования. Для нас важно, чтобы ребята смогли получить личный жизненный и профессиональный опыт на нашем факультете и выстроить индивидуальную профессиональную траекторию. Однако всегда говорю своим студентам: инженер — это не профессия, а призвание.

Читайте также