Первое мирное пятилетие

Автор: Алексей КОНОПЛЕВ
Рубрика:
Минск

Великая Отечественная война принесла на белорусскую землю огромные потери. Погиб каждый третий житель Беларуси, города и деревни были полностью или частично разрушены. Авианалеты, артобстрелы и подрывы отступающими войсками уничтожили объекты инфраструктуры, мосты, переправы, дороги, систему водопровода и канализации. По примерным оценкам историков, за годы войны Советский Союз утратил около трети национального богатства. Ущерб Беларуси был значительно больше — половина всех материальных ресурсов. По общему уровню развития экономика БССР была отброшена на 1928 год. Победителям предстояло приложить титанические усилия, чтобы заново отстроить страну.

 

Народный комиссариат жилищно-гражданского строительства БССР

Восстановление разрушенной экономики началось сразу после освобождения восточных районов БССР осенью 1943 года и продолжалось до начала 1950-х гг. Столь масштабные задачи вновь потребовали централизации государственного управления строительством. Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 23 сентября 1944 г. № 1276 для «надлежащей организации жилищного, культурного, бытового и коммунального строительства и индустриализации» был учрежден Народный комиссариат жилищно-гражданского строительства Белорусской ССР (Наркомгражданстрой БССР). Народным комиссаром был назначен Иосиф РЫЖИКОВ. На новый орган возлагалось строительство и проектирование жилищных, коммунальных и культурно-бытовых зданий в городах и рабочих поселках БССР, а также проектирование и строительство заводов по производству отделочных материалов, строительных деталей, сантехнического оборудования, предметов домоустройства и мебели. Кроме собственно создания заводов Наркомгражданстрой отвечал и за производство необходимой продукции.

В ведение Народного комиссариата жилищно-гражданского строительства передавались областные строительные тресты: Минский, Витебский, Гомельский, Полесский, Молодечненский, Брестский, Вилейский, Барановичский и Пинский. Фронт восстановительных работ был настолько велик, что в дополнение к уже существующим трестам образовали новые организации. Среди них Гродненский, Бобруйский и Полоцкий областные тресты, Управление по восстановлению г. Минска, Республиканский специализированный строительно-монтажный трест по производству сантехработ «Белсантехмонтаж», трест по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов в г. Минске, трест электромонтажных работ.

При всех трестах организовали отделы рабочего снабжения (ОРС), при областных — конторы по снабжению и транспорту, учредили Главное управление рабочего снабжения, конторы по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов в Витебске, Гомеле и Полоцке. Для усиления Наркомгражданстрою передали институт по проектированию жилых и гражданских зданий «Белгоспроект» «со всеми кадрами, филиалами, помещениями, имуществом, материалами, инструментами».

На заре мирной жизни страна остро нуждалась в подготовленных специалистах. Тогда же открыли строительный институт в Минске, три строительных техникума для подготовки специалистов по жилищно-коммунальному и культурно-бытовому строительству, а также школу мастеров-десятников на 1000 мест. Текущие кадровые нужды закрыли трудовой мобилизацией. Так, в ноябре 1944 г. из числа городского неработающего населения мобилизовали и направили в строительные организации 7000 человек.

Согласно архивным документам численность аппарата Наркомгражданстроя составляла 152 человека. Тем не менее специалистов катастрофически не хватало. В аппарате Наркомата трудилось лишь половина от требуемого состава, а в подчиненных трестах — еще меньше. Всего в Наркомате жилищно-гражданского строительства в тот момент служило 4320 человек, из них большая часть (3508) — рабочие, инженерно-технических работников насчитывалось 223, а служащих — 323 человека. На производственных предприятиях работало 113 человек, из них 74 были рабочими.

Однако работа шла. Уже в IV квартале 1944 г., то есть фактически сразу после освобождения Беларуси, в эксплуатацию ввели 1212 м2 жилой площади, в общежитиях — 5319 м2.

Хроническую нехватку всех строительных материалов частично удалось решить за счет городских руин. 30 сентября 1944 г. в Минске организовали трест по разборке разрушенных зданий и восстановлению строительных материалов. Он вошел в структуру Наркомата жилищно-гражданского строительства. Трест состоял из трех строительных контор по административному делению Минска, объединявших 327 рабочих. При разборке зданий строителей интересовали только кирпич и металлические конструкции. Так, существовали три мастерские для восстановления металлических балок, труб и сантехоборудования. Ввиду отсутствия транспорта городские завалы не расчищали.

Тем не менее работа шла довольно активно. За IV квартал 1944 г. удалось получить 6,2 млн шт. кирпича, 9910 м3 щебня, 211 м3 бутового камня, 56 тыс. шт. черепицы, 589,3 т металлических балок, 71,5 т арматурного железа, 457 т водопроводных труб, 37,5 т листового железа, 3096 м2 радиаторов. В начале 1945 года управляющего трестом В.Г Каменского повысили до заместителя Наркома жилищно-гражданского строительства БССР.

В октябре 1944 г. создано Управление по восстановлению г. Минска. Оно возникло на базе минского облстройтреста, который впоследствии преобразовали в строительный трест № 1. 13 декабря 1944 г. на базе Ворошиловского строительного участка минского облстройтреста был создан строительный трест № 2 и строительный трест № 4 по благоустройству.

В начале 1946 года в СССР прошла реформа госуправления. Все наркоматы были преобразованы в министерства. В БССР появилось министерство жилищно-гражданского строительства БССР. Преобразованным министерством продолжил руководить Иосиф Рыжиков.

С 1 июля 1947 г. Управление по восстановлению г. Минска реорганизовано в Главное управление по восстановлению г. Минска «Главминскстрой» с непосредственным подчинением Совмину БССР.

Минск
Строительство ГУМа

Современная индустриальная база

Важно отметить, что восстановление разрушенной экономики обозначалось властями, как продолжение определенного еще XVIII съездом ВКП(б) (1939) курса на завершение построения социализма и постепенный переход к строительству коммунизма. Этот лозунг, подхваченный пропагандой, должен был мобилизовать народ на выполнение грандиозных заданий четвертой пятилетки (1946–1950). Что интересно, несмотря на то что условия были даже хуже, чем в 1920-х (масштабы разрушений, недостаток рабочих рук), изменения в геополитике способствовали быстрой послевоенной индустриализации. Так, БССР уже не воспринимался как западный форпост пролетарского государства — в Польше, Германии, Венгрии, Чехии, Румынии стояли советские войска, и к власти там приходили дружественные режимы. Можно было развивать на западных рубежах тяжелую промышленность, не опасаясь, что передовые предприятия будут потеряны в ходе новой войны. К тому же помогли и немецкие репарации. Из побежденной Германии вывозили машины, оборудование, станки и даже целые заводы.

В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил четвертый пятилетний план развития народного хозяйства на 1946–1950 годы. Он был частью общесоюзного плана. Предусматривалось, что к концу пятилетки производство промышленной продукции не просто достигнет довоенного уровня, а даже превысит его. Но интересно другое. В Беларуси должны были появиться новые отрасли промышленности — автомобилестроение, производство мотоциклов, велосипедов, гидротурбин. По сути уже тогда закладывался современный промышленный потенциал нашей страны. Так, на окраине Минска на базе автосборочного завода очень быстро вырос завод по производству грузовых машин. Уже в 1947 году из его ворот выехало пять шеститонных грузовиков. В 1946 году начато строительство минского тракторного завода. Спустя три года в экспериментальном цехе собрали первый трактор, а в 1950 году завод наладил серийный выпуск тракторов «Кировец Д-35». Их построили на гусеничной базе для лесозаготовительных работ. В 1953 году в свет вышли первые колесные тракторы «Беларусь».

Летом 1947 года недалеко от станции Жодино начали возводить завод торфяного машиностроения. В 1951 году он превратился в завод дорожных и мелиорационных машин «Дормаш». Спустя семь лет на его базе возник Белорусский автомобильный завод «БелАЗ». Сегодня это один из крупнейших в мире производителей большегрузных карьерных самосвалов.

В том же 1947 году первая продукция сошла с конвейеров минского велосипедного и инструментального заводов, локомобильного завода и металлообрабатывающего комбината в Могилеве, гомельского завода «Двигатель революции». После реконструкции начали работать швейная фабрика «Флаг индустриализации» в Витебске, модернизированная БелГРЭС, обувная фабрика им. Калинина в Минске. Быстрыми темпами Беларусь превращалась в «сборочный цех» Советского Союза, причем новые и модернизированные производства оснащались по последнему слову техники. В итоге к 1950 году развитие промышленности БССР на 20 % превысило довоенный уровень.

Минск

Как и в годы довоенной индустриализации, обратной стороной медали стал упадок традиционных для Беларуси отраслей: легкой промышленности, пищевой и производства стройматериалов. Оборудование этих предприятий часто было физически и морально устаревшим, сами заводы работали неэффективно, а планы хронически не выполнялись. В итоге по этим товарам развивался дефицит.

Согласно планам четверной пятилетки (1946–1950) в каждой строительной организации предусматривалось создать производственные мощности, которые могли бы снабжать стройотрасль пиломатериалами, строительными деталями и полуфабрикатами. Кроме того, планировалось увеличить производство местных вяжущих материалов, например, «цемянки» для растворов и бетонов, способных снизить расход цемента. На минском бетонном заводе предусматривалось увеличить мощности по изготовлению сборных железобетонных изделий и конструкций — плиты перекрытий, балки, перемычки, ступени. Увеличить производительность труда должно было развитие горизонтального и вертикального транспорта, механизация отделочных, земляных, карьерных работ, приготовление раствора, бетона, его укладка в конструкции. План предусматривал оснащение строительства автотранспортом до 800 единиц и гужевым — до 1000 лошадей.

 

 

Восстановление городов

На момент окончания войны большая часть жилищного фонда в белорусских городах оказалась уничтоженной либо серьезно поврежденной. В период первой пятилетки высокими темпами шло жилищное строительство. Государственные и кооперативные организации за эти годы на строительство жилья потратили на 53 % больше средств, чем за все предвоенное время. В итоге в 1946–50-е гг. более 2 млн жителей БССР переселились из землянок, подвалов и неприспособленных помещений в благоустроенные дома. Другое дело, что само качество этих домов было различным. В местах притяжения рабочей силы, в новых промышленных центрах часто возводились двухэтажные деревянные бараки. Власти рассматривали их как временное жилье, но для немалой части обитателей оно стало постоянным на долгие годы. К тому же для строительства жилья в те годы постоянно не хватало стройматериалов и рабочих рук, ведь в приоритете было возведение промышленных объектов. В архивных документах можно найти многочисленные свидетельства и низкой механизации работ, и их неудовлетворительной организации. В итоге к 1950 году довоенный жилфонд Минска возродили только на 80 %, а в других городах — на 50 %.

Новый облик Минска

Отдельно остановимся на восстановлении Минска. Белорусская столица за годы войны пострадала больше всех. Работы по восстановлению начались практически сразу после освобождения города. Уже тогда архитекторов и строителей ориентировали на придание Минску нового облика. Он должен был стать своеобразным олицетворением прогрессивного социалистического города. По инициативе секретаря ЦК КП(б)Б и председателя СНК БССР Пантелеймона Пономаренко в сентябре 1944 г. созвали специальную комиссия Комитета по делам архитектуры при СНК СССР. В ее состав вошли члены Академии архитектуры СССР А.Г. Мордвинов, А.В. Щусев, В.Н. Семёнов, Н.Я. Колли, Б.Р. Рубаненко, И.Г. Лангбард, архитекторы М.С. Осмоловский и И.А. Сергеев. Они ознакомились с состоянием белорусской столицы и подготовили предложения по восстановлению города. Правительство БССР их одобрило.

Уже в 1944 году создается «Эскиз планировки Минска» (А. Щусев, В. Семёнов, А. Мордвинов, М. Коли, Б. Рубоненко, И. Лангбард, Н. Трахтенберг), ставший основой генерального плана восстановления и развития города. Разработка последнего завершена «Белгоспроектом» в 1946 году. В 1948 году выполнен проект центра Минска под авторством Г. Боданова, В. Короля, М. Осмоловского, М. Парусникова.

Что же особенного? Например, в Минске предлагалось создать ярко выраженный общественно-административный центр города. При реконструкции главные улицы было решено расширить. Для связи отдельных районов и освобождения центра от сквозного транзитного движения необходимо было создать систему радиальных и кольцевых магистралей, которые частично существовали и в старом городе. Должна была быть развита сеть парков, садов, скверов и созданы новые парки культуры и отдыха у вновь сооруженного озера и в центре города.

Было определено, что центральную часть города целесообразно застраивать в основном четырех-пятиэтажными домами. Зоны двух- и трехэтажной застройки располагать вокруг его центральной части. Центр планировался с монументальными строениями, чередующимися с зелеными пространствами, украшенными памятниками и другими мемориальными сооружениями.

Минск
Площадь Ленина середины 1950-х.

Советской улице после реконструкции было суждено стать главным проспектом города с красивой архитектурой жилых и общественных зданий и лучшим благоустройством.

Первым послевоенным зданием здесь стала резиденция НКВД, позднее министерства госбезопасности БССР (дом № 17 по пр-ту Независимости). Его начали возводить еще весной 1945 года. Архитектору Михаилу Парусникову пришлось по сути определять архитектурный облик нового проспекта. Напротив возвели жилой дом для сотрудников этого ведомства. Его фасад до сих пор украшают трофейные часы, привезенные из Германии. В числе первых восстановленных строений оказались и два дома № 91 и № 93 по пр-ту Независимости. Им повезло и с расположением (на въезде в город со стороны автомагистрали Минск — Москва), и с заказчиком (военным министерством СССР). К 1947 году оба здания были завершены.

В освобожденном Минске шло одновременное строительство нескольких жилых районов, крупнейшими из которых стали поселки минского тракторного и автомобильного заводов. Они являли собой относительно крупные жилые районы, представляющие единый архитектурный ансамбль с полной социально-бытовой инфраструктурой: магазинами, школами, яслями, почтой, поликлиниками и др.

В течение 1947–48-х гг. в Минске появилось свыше ста новых улиц. Вырос поселок вдоль Заславльского шоссе. В 1948–49-х гг. в центре Минска на улицах Ленина и Комсомольской созданы два новых бульвара. Крупной реконструкции подверглась Привокзальная площадь, где строились два 11-этажных здания, образующие так называемые «ворота города». Их возводили в течение пяти лет — с 1947 по 1952 год. 

В следующей публикации мы более подробно коснемся послевоенной белорусской архитектуры.

Добавить комментарий