Борец. Профессионал. Интеллигент

Борец. Профессионал. Интеллигент

Рубрика «Знай наших»

Татьяна САВИЧ

Фото из архива СтройМедиаПроекта, Елены КАЗЛОВСКОЙ

Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Конфуций

Аркадий СПОТКАЙ — личность в строительном комплексе страны уникальная. История жизни Заслуженного строителя Республики Беларусь, директора ОАО «Минский Промтранспроект»отличный сценарий для остросюжетного фильма. Пережить ему довелось многое еще с детских лет: война, голод, разведка для партизан. До конца закалили его характер послевоенные годы. Он стал настоящим борцом и в профессии, доказав, что профессионализм не имеет возраста. О трудовых подвигах коллектива, который под его руководством и с непосредственным участием выполнял сложнейшие проекты, мы неоднократно писали на страницах нашего издания. На этот раз повод для публикации несколько грустный: Аркадий Александрович уходит на заслуженный отдых. В эксклюзивном интервью корреспонденту «РСГ» он рассказал о многом: как выживали, строили, любили, воспитывали детей и, главное, никогда не сдавались…

Выжить

         Аркадий Александрович родился в 1934 году в деревне Низкий Городец Витебской области. В крестьянской семье было четверо детей. Александр Филиппович и Фекла Константиновна трудились не покладая рук, чтобы прокормить ребят. Приобщались к нелегкому крестьянскому труду и дети. Было непросто, но они справлялись.

Навсегда перечеркнуло жизнь людей сообщение от народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, в котором официально сообщалось о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Аркадий Александрович по-прежнему с ужасом в глазах вспоминает, как жители деревни, затаив дыхание, слушали роковые слова, доносящиеся из репродуктора. Всем было понятно: впереди страдания и смерть. Вскоре отца забрали на фронт. Началась настоящая борьба за выживание.

В июле 1941 года на территории Толочинского района развернулось мощное партизанское движение, организаторами которогосталикомандиры и красноармейцы, попавшие в окружение. В первые месяцы войны в доме Споткаев прятались наши окруженцы. Рисковое дело для семьи. Однажды немцы нежданно-негаданно нагрянули. Благо, Фекла Константиновна успела их в погреб для картошки спрятать, а на потайной вход вмиг надвинула огромный сундук с зерном.

Весной 44-го фашисты действовали с особой жестокостью. Сельчане бросили дома, хозяйство и прятались в лесах и болотах. Еды прихватили с собой недели на две, а тут месяц прошел, другой наступил. Питались заячьей капустой, съедобными кореньями, делали отвар из молодых побегов ели. Нарезали полосками сыромятную кожу, которой подшивали лапти, и варили суп. Но и такая возможность была у немногих. Ослабленные, изможденные, истерзанные страхом, что каратели их обнаружат, люди выживали из последних сил. В Низкий Городец вернулись не все односельчане. Кто-то умер от истощения, кто-то от переохлаждения.

Победный 1945-й запомнился большим количеством похоронок. В годы войны многие из них попросту не доходили до места назначения, а потом вдруг лавиной посыпались на головы людей. Похоронка на отца Аркадия пришла еще в 44-м. Но, как он погиб и где похоронен, в ней ничего не говорилось.Много лет спустя сынвыяснил, что он погиб в боях подКенигсбергоми похоронен в братской могиле. Днем Фекла Константиновна еще как-то держалась. А ночью, когда ей казалось, что дети спят, содрогалась от рыданий. Они не спали.

Первые послевоенные годы выдались особенно тяжелыми. Детям приходилось работать, как взрослым. Есть хотелось всегда. Нужно было думать о будущем, учиться. Война отняла у Аркадия Александровича три школьных года. В первый класс он пошел в 10 лет.

Первыми корову в деревне купили учителя Никитины. Помню, как я проходил мимо их дома и почувствовал сильнейший запах жареного сала с блинами. Запах еды я тогда чувствовал, как волк, — на расстоянии. Прихожу домой и говорю: «Мама, у Никитиных сегодня сало с блинами!» Мама тотчас ответила мне: «Сынок, если хочешь блины со сметаной есть, хорошо учись». Наверное, это и стало главным стимулом: Ридомльскую СШ окончил с золотой медалью. В первые послевоенные годы утром мы с ребятами в колхозе работали, а после обеда бегали на занятия. А школа ведь в 7,5 км от нашей деревни находилась: этот путь приходилось преодолевать и зимой — в мороз и метели,— рассказал Аркадий Александрович.

Он с жадностью впитывал новые знания, от корки до корки читал газету «Правда», которую брал у соседа. Другой литературы в деревне не имелось. В школе способного ученика все называли Конфуцием.

Окрепнуть

После окончания школы Аркадий Александрович по совету учителя географии поступил в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор был неслучаен:старшие товарищи рассказали, что от специальности зависит размер стипендии, поэтому он остановился на одной из самых перспективных — инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.

Пять лет в вузе пролетели как одно мгновение. Институт подарил молодому специалисту не только ценные знания, профессию, но и друзей. Трудовой путь Аркадий Споткай начинал в 1960 году в проектном институте «Белпромпроект».

Узнал,что институту требуются специалисты по проектированию железнодорожного транспорта для Новополоцкого НПЗ. Отправился на собеседование, и меня сразу же приняли в отдел генерального плана и транспорта, — рассказывает Аркадий Александрович.

         С первых дней работы он оказался в коллективе профессионалов, преданных делу. Коллег Аркадий Александрович вспоминает со словами огромной благодарности и восхищения. Через четыре года талантливого и амбициозного молодого инженера приказом Госстроя СССР перевели в Белорусский отдел Всесоюзного проектного и научно-исследовательского института «Промтрансниипроект» (ныне — ОАО «Минский Промтранспроект»). Здесь Аркадий Александрович начинал с должности старшего инженера проектов, а в 1991 году был избран директором предприятия.

Творить

Профессиональные достижения Аркадия Споткая неоднократно отмечались множеством наград, однако особенно значима первая —Премия Совета Министров СССР. Аркадий Александрович в составе творческой группы получил ее за разработку первого в Советском Союзе проекта и строительство Витебского восточного промышленного узла с общеузловым хозяйством (в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г.). Рассказывая об этом проекте, Аркадий Александрович, подчеркивает:

Если бы не Пушкин, мы бы такой объект не реализовали!Еще со школьных лет увлекаюсь чтением, после уроков с удовольствием посещал кружок по литературе, который вел директор. В один из дней я, молодой специалист Белпромпроекта, после работы отправился в Ленинскую библиотеку, чтобы почитать книгу Викентия Вересаева «Пушкин в жизни». На столике библиотекаря случайно увидел красивое издание по мировой экономике. Заинтересовался. Такую науку в институте мы не изучали. В книге подробно описывался процесс восстановления народного хозяйства Запада после войны. На глаза попалась статья о строительстве промышленного узла в шотландском городе Глазго. Тема была актуальной и для нас. Мы активно занимались поиском проектных решений по созданию инфраструктуры промышленных предприятий. Уникальность идеи зарубежных коллег заключалась в том, что они подходили к этой работе комплексно, объединяли заводы, фабрики в единые промышленные узлы. В Советском Союзе делали по-другому: каждое предприятие по отдельности строило себе котельные, очистные сооружения, канализацию, железнодорожные пути и т. д. Я понял, что проект, описанный в книге, легко можно реализовать и в нашей стране. Загоревшись новаторской гениальной идей, я отправился в Госплан. Как зашел, так и вышел. Инициатива не увенчалась успехом, — шутит Аркадий Александрович.

Дело понятное. Все проекты тогда согласовывались с Москвой. Мало кто хотел заниматься «пробиванием» новых идей, технологий. Удобно было работать по отлаженной схеме. Аркадий Александрович признается, что вначале тоже хотел опустить руки, но эта задумка не давала ему покоя. В итоге, благодаря его целеустремленности и поддержке коллектива, впервые в Советском Союзе был сооружен Витебский восточный промышленный узел. Вскоре практика строительства общих промузлов разлетелась по всему СССР идоказала эффективность этих территориальных образований, которые стали флагманами советской промышленности.

Мы инициировали создание промышленных узлов в близких по профилю предприятиях. Такая практика позволила существенно сократить стоимость строительства: раньше ведь каждому заводу необходимо было возводить свои очистные сооружения, свою котельную, свою металлобазу, а теперь создавались общие узловые объекты. Благодаря этому нововведению сократилась и площадь занятых под строительство земель, — рассказывает Аркадий Споткай.

Знаковыми в биографии нашего собеседника являются серебряные медали ВДНХ за проекты горочных сортировочных железнодорожных станций Новополоцк и Мозырь-Южный (Барбаров). По проектам ОАО «Минский Промтранспроект» построен внешний и внутренний транспорт (железнодорожные и автомобильные дороги) крупнейших предприятий нашей республики, среди которых Мозырский и Новополоцкий НПЗ, ОАО «Беларуськалий», «Гродно Азот», «Белшина», «Доломит», РУПП «Гранит», а также Минская и Могилевская ТЭЦ. По их проектам возведены мосты через реки Сож, Днепр, Припять, Мухавец и ряд транспортных развязок. В 1979 году институтом запроектированы линейные транспортные объекты аэропорта Минск-2, в том числе подъездной железнодорожный путь с промышленной станцией Шеметово. Разработаны акционерным обществом проекты подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог к трем цементным заводам в Республике Беларусь, внешнему и внутреннему контурам АЭС в Островецком районе и другое. Важнейшее стратегическое значение сегодня приобрела и паромная переправа Санкт-Петербург Балтийская. В копилке предприятия важные проекты республиканского значения, имеются и экспортные объекты.

Выстоять

— Аркадий Александрович, в жизни нашей страны были непростые периоды. Поделитесь секретом, как вам удалось сохранить предприятие, коллектив?

— Для нашего предприятия сложными оказались 90-е годы. Справились во многом благодарю тому, что были налажены хорошие связи по всему Советскому Союзу. Коллектив создавал проекты всесоюзного значения, — отвечает руководитель. —Конечно, трудности были, но я всегда ситуацию просчитываю на шаг вперед.Это страхует от провала. Сегодня часто задаю сам себе вопрос, как же мне удалось не сломаться, отстоять право коллектива на благополучие. Возможно, военное и послевоенное детство меня закалили. Я с малых лет вынужден думать над тем, как выжить.Помню, как дома из еды у нас оставалась лишь небольшая баночка зерна. Стоял вопрос:съесть его и утолить голод на день или посеять, чтобы осенью собрать 15 таких емкостей. Я выбрал последнее. Нужда заставляла мозг прокручивать всевозможные варианты для выживания. Всю жизнь помню слова мамы: «Если хочешь блины со сметаной есть, хорошо учись». Главным стало еще одно напутствие мамы, которое она мне дала, провожая во взрослую жизнь: «Люби сынок людей, чужого не бери». Так жил, работал, строил…

По убеждению Аркадия Александровича, взаимопонимание и поддержка коллег — главный залог успеха в любом деле. Люди должны понимать, что делать все нужно хорошо, причем не из чувства страха, а для того, чтобы сохранить человеческое достоинство. Хорошего руководителя в свою очередь отличает умение грамотно реагировать на возможные экономические трудности, прогнозировать ситуацию и заранее принимать меры, чтобы по максимуму смягчить негативные последствия.

Только личным примером, подчеркивает Аркадий Споткай, можно вдохновить коллектив на плодотворную работу, поэтому даже в почтенном возрасте опытный руководитель неустанно совершенствуется. Много времени посвящает чтению, изучению биографий классиков, с легкостью цитирует Александра Пушкина и Марину Цветаеву. А его библиотеке, литературному архиву позавидует каждый филолог и книголюб.

Любить

С особой теплотой он говорит о своей семье. Счастливым билетом в жизни считает знакомство с супругой Валентиной. Они душа в душу прожили 61 год, воспитали дочь, сына, дождались внуков и правнука.

— Моя красавица! — только так Аркадий Споткай называет жену, которой, к сожалению, не стало в 2022 году. — У нас с ней не жизнь была, а песня о любви и судьбе.Нам всегда было так интересно вместе. Мне судьба подарила свидание длиною в 61 год. На первом месте в моей жизни всегда семья. Хочется через детей сохранить свое продолжение и оставить след на этой земле. Благодарен своему родному коллективу, который также является моей второй семьей, за поддержку и преданность. Конечно, грустно уходить, но знаю, что команда Минского Промтранспроектапродолжит держать марку и делать свою работу на совесть.

Читайте также