Рубрика «Знай наших»
Татьяна САВИЧ
Фото из архива СтройМедиаПроекта, Елены КАЗЛОВСКОЙ
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Конфуций
Аркадий СПОТКАЙ — личность в строительном комплексе страны уникальная. История жизни Заслуженного строителя Республики Беларусь, директора ОАО «Минский Промтранспроект» — отличный сценарий для остросюжетного фильма. Пережить ему довелось многое еще с детских лет: война, голод, разведка для партизан. До конца закалили его характер послевоенные годы. Он стал настоящим борцом и в профессии, доказав, что профессионализм не имеет возраста. О трудовых подвигах коллектива, который под его руководством и с непосредственным участием выполнял сложнейшие проекты, мы неоднократно писали на страницах нашего издания. На этот раз повод для публикации несколько грустный: Аркадий Александрович уходит на заслуженный отдых. В эксклюзивном интервью корреспонденту «РСГ» он рассказал о многом: как выживали, строили, любили, воспитывали детей и, главное, никогда не сдавались…
Выжить
Аркадий Александрович родился в 1934 году в деревне Низкий Городец Витебской области. В крестьянской семье было четверо детей. Александр Филиппович и Фекла Константиновна трудились не покладая рук, чтобы прокормить ребят. Приобщались к нелегкому крестьянскому труду и дети. Было непросто, но они справлялись.
Навсегда перечеркнуло жизнь людей сообщение от народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, в котором официально сообщалось о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Аркадий Александрович по-прежнему с ужасом в глазах вспоминает, как жители деревни, затаив дыхание, слушали роковые слова, доносящиеся из репродуктора. Всем было понятно: впереди страдания и смерть. Вскоре отца забрали на фронт. Началась настоящая борьба за выживание.
В июле 1941 года на территории Толочинского района развернулось мощное партизанское движение, организаторами которогосталикомандиры и красноармейцы, попавшие в окружение. В первые месяцы войны в доме Споткаев прятались наши окруженцы. Рисковое дело для семьи. Однажды немцы нежданно-негаданно нагрянули. Благо, Фекла Константиновна успела их в погреб для картошки спрятать, а на потайной вход вмиг надвинула огромный сундук с зерном.
Весной 44-го фашисты действовали с особой жестокостью. Сельчане бросили дома, хозяйство и прятались в лесах и болотах. Еды прихватили с собой недели на две, а тут месяц прошел, другой наступил. Питались заячьей капустой, съедобными кореньями, делали отвар из молодых побегов ели. Нарезали полосками сыромятную кожу, которой подшивали лапти, и варили суп. Но и такая возможность была у немногих. Ослабленные, изможденные, истерзанные страхом, что каратели их обнаружат, люди выживали из последних сил. В Низкий Городец вернулись не все односельчане. Кто-то умер от истощения, кто-то от переохлаждения.
Победный 1945-й запомнился большим количеством похоронок. В годы войны многие из них попросту не доходили до места назначения, а потом вдруг лавиной посыпались на головы людей. Похоронка на отца Аркадия пришла еще в 44-м. Но, как он погиб и где похоронен, в ней ничего не говорилось.Много лет спустя сынвыяснил, что он погиб в боях подКенигсбергоми похоронен в братской могиле. Днем Фекла Константиновна еще как-то держалась. А ночью, когда ей казалось, что дети спят, содрогалась от рыданий. Они не спали.
Первые послевоенные годы выдались особенно тяжелыми. Детям приходилось работать, как взрослым. Есть хотелось всегда. Нужно было думать о будущем, учиться. Война отняла у Аркадия Александровича три школьных года. В первый класс он пошел в 10 лет.
— Первыми корову в деревне купили учителя Никитины. Помню, как я проходил мимо их дома и почувствовал сильнейший запах жареного сала с блинами. Запах еды я тогда чувствовал, как волк, — на расстоянии. Прихожу домой и говорю: «Мама, у Никитиных сегодня сало с блинами!» Мама тотчас ответила мне: «Сынок, если хочешь блины со сметаной есть, хорошо учись». Наверное, это и стало главным стимулом: Ридомльскую СШ окончил с золотой медалью. В первые послевоенные годы утром мы с ребятами в колхозе работали, а после обеда бегали на занятия. А школа ведь в 7,5 км от нашей деревни находилась: этот путь приходилось преодолевать и зимой — в мороз и метели,— рассказал Аркадий Александрович.
Он с жадностью впитывал новые знания, от корки до корки читал газету «Правда», которую брал у соседа. Другой литературы в деревне не имелось. В школе способного ученика все называли Конфуцием.
Окрепнуть
После окончания школы Аркадий Александрович по совету учителя географии поступил в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор был неслучаен:старшие товарищи рассказали, что от специальности зависит размер стипендии, поэтому он остановился на одной из самых перспективных — инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.
Пять лет в вузе пролетели как одно мгновение. Институт подарил молодому специалисту не только ценные знания, профессию, но и друзей. Трудовой путь Аркадий Споткай начинал в 1960 году в проектном институте «Белпромпроект».
— Узнал,что институту требуются специалисты по проектированию железнодорожного транспорта для Новополоцкого НПЗ. Отправился на собеседование, и меня сразу же приняли в отдел генерального плана и транспорта, — рассказывает Аркадий Александрович.
С первых дней работы он оказался в коллективе профессионалов, преданных делу. Коллег Аркадий Александрович вспоминает со словами огромной благодарности и восхищения. Через четыре года талантливого и амбициозного молодого инженера приказом Госстроя СССР перевели в Белорусский отдел Всесоюзного проектного и научно-исследовательского института «Промтрансниипроект» (ныне — ОАО «Минский Промтранспроект»). Здесь Аркадий Александрович начинал с должности старшего инженера проектов, а в 1991 году был избран директором предприятия.
Творить
Профессиональные достижения Аркадия Споткая неоднократно отмечались множеством наград, однако особенно значима первая —Премия Совета Министров СССР. Аркадий Александрович в составе творческой группы получил ее за разработку первого в Советском Союзе проекта и строительство Витебского восточного промышленного узла с общеузловым хозяйством (в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г.). Рассказывая об этом проекте, Аркадий Александрович, подчеркивает:
— Если бы не Пушкин, мы бы такой объект не реализовали!Еще со школьных лет увлекаюсь чтением, после уроков с удовольствием посещал кружок по литературе, который вел директор. В один из дней я, молодой специалист Белпромпроекта, после работы отправился в Ленинскую библиотеку, чтобы почитать книгу Викентия Вересаева «Пушкин в жизни». На столике библиотекаря случайно увидел красивое издание по мировой экономике. Заинтересовался. Такую науку в институте мы не изучали. В книге подробно описывался процесс восстановления народного хозяйства Запада после войны. На глаза попалась статья о строительстве промышленного узла в шотландском городе Глазго. Тема была актуальной и для нас. Мы активно занимались поиском проектных решений по созданию инфраструктуры промышленных предприятий. Уникальность идеи зарубежных коллег заключалась в том, что они подходили к этой работе комплексно, объединяли заводы, фабрики в единые промышленные узлы. В Советском Союзе делали по-другому: каждое предприятие по отдельности строило себе котельные, очистные сооружения, канализацию, железнодорожные пути и т. д. Я понял, что проект, описанный в книге, легко можно реализовать и в нашей стране. Загоревшись новаторской гениальной идей, я отправился в Госплан. Как зашел, так и вышел. Инициатива не увенчалась успехом, — шутит Аркадий Александрович.
Дело понятное. Все проекты тогда согласовывались с Москвой. Мало кто хотел заниматься «пробиванием» новых идей, технологий. Удобно было работать по отлаженной схеме. Аркадий Александрович признается, что вначале тоже хотел опустить руки, но эта задумка не давала ему покоя. В итоге, благодаря его целеустремленности и поддержке коллектива, впервые в Советском Союзе был сооружен Витебский восточный промышленный узел. Вскоре практика строительства общих промузлов разлетелась по всему СССР идоказала эффективность этих территориальных образований, которые стали флагманами советской промышленности.
— Мы инициировали создание промышленных узлов в близких по профилю предприятиях. Такая практика позволила существенно сократить стоимость строительства: раньше ведь каждому заводу необходимо было возводить свои очистные сооружения, свою котельную, свою металлобазу, а теперь создавались общие узловые объекты. Благодаря этому нововведению сократилась и площадь занятых под строительство земель, — рассказывает Аркадий Споткай.
Знаковыми в биографии нашего собеседника являются серебряные медали ВДНХ за проекты горочных сортировочных железнодорожных станций Новополоцк и Мозырь-Южный (Барбаров). По проектам ОАО «Минский Промтранспроект» построен внешний и внутренний транспорт (железнодорожные и автомобильные дороги) крупнейших предприятий нашей республики, среди которых Мозырский и Новополоцкий НПЗ, ОАО «Беларуськалий», «Гродно Азот», «Белшина», «Доломит», РУПП «Гранит», а также Минская и Могилевская ТЭЦ. По их проектам возведены мосты через реки Сож, Днепр, Припять, Мухавец и ряд транспортных развязок. В 1979 году институтом запроектированы линейные транспортные объекты аэропорта Минск-2, в том числе подъездной железнодорожный путь с промышленной станцией Шеметово. Разработаны акционерным обществом проекты подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог к трем цементным заводам в Республике Беларусь, внешнему и внутреннему контурам АЭС в Островецком районе и другое. Важнейшее стратегическое значение сегодня приобрела и паромная переправа Санкт-Петербург — Балтийская. В копилке предприятия важные проекты республиканского значения, имеются и экспортные объекты.
Выстоять
— Аркадий Александрович, в жизни нашей страны были непростые периоды. Поделитесь секретом, как вам удалось сохранить предприятие, коллектив?
— Для нашего предприятия сложными оказались 90-е годы. Справились во многом благодарю тому, что были налажены хорошие связи по всему Советскому Союзу. Коллектив создавал проекты всесоюзного значения, — отвечает руководитель. —Конечно, трудности были, но я всегда ситуацию просчитываю на шаг вперед.Это страхует от провала. Сегодня часто задаю сам себе вопрос, как же мне удалось не сломаться, отстоять право коллектива на благополучие. Возможно, военное и послевоенное детство меня закалили. Я с малых лет вынужден думать над тем, как выжить.Помню, как дома из еды у нас оставалась лишь небольшая баночка зерна. Стоял вопрос:съесть его и утолить голод на день или посеять, чтобы осенью собрать 15 таких емкостей. Я выбрал последнее. Нужда заставляла мозг прокручивать всевозможные варианты для выживания. Всю жизнь помню слова мамы: «Если хочешь блины со сметаной есть, хорошо учись». Главным стало еще одно напутствие мамы, которое она мне дала, провожая во взрослую жизнь: «Люби сынок людей, чужого не бери». Так жил, работал, строил…
По убеждению Аркадия Александровича, взаимопонимание и поддержка коллег — главный залог успеха в любом деле. Люди должны понимать, что делать все нужно хорошо, причем не из чувства страха, а для того, чтобы сохранить человеческое достоинство. Хорошего руководителя в свою очередь отличает умение грамотно реагировать на возможные экономические трудности, прогнозировать ситуацию и заранее принимать меры, чтобы по максимуму смягчить негативные последствия.
Только личным примером, подчеркивает Аркадий Споткай, можно вдохновить коллектив на плодотворную работу, поэтому даже в почтенном возрасте опытный руководитель неустанно совершенствуется. Много времени посвящает чтению, изучению биографий классиков, с легкостью цитирует Александра Пушкина и Марину Цветаеву. А его библиотеке, литературному архиву позавидует каждый филолог и книголюб.
Любить
С особой теплотой он говорит о своей семье. Счастливым билетом в жизни считает знакомство с супругой Валентиной. Они душа в душу прожили 61 год, воспитали дочь, сына, дождались внуков и правнука.
— Моя красавица! — только так Аркадий Споткай называет жену, которой, к сожалению, не стало в 2022 году. — У нас с ней не жизнь была, а песня о любви и судьбе.Нам всегда было так интересно вместе. Мне судьба подарила свидание длиною в 61 год. На первом месте в моей жизни всегда семья. Хочется через детей сохранить свое продолжение и оставить след на этой земле. Благодарен своему родному коллективу, который также является моей второй семьей, за поддержку и преданность. Конечно, грустно уходить, но знаю, что команда Минского Промтранспроектапродолжит держать марку и делать свою работу на совесть.