В Беларуси наблюдается устойчивая тенденция к тому, чтобы предприятия не просто предлагали достойную заработную плату, но и обеспечивали своим сотрудникам возможность решения жилищного вопроса. Такой подход становится мощным конкурентным преимуществом на рынке труда, который привлекает на предприятия квалифицированных специалистов и в целом способствует развитию региона.

Строительство арендного жилья: акцент на стимулы
Широкие возможности для предприятий, желающих инвестировать в строительство или покупку жилья для своих сотрудников и тем самым минимизировать текучесть кадров, открывает Указ Президента Республики Беларусь от 29.08. 2024 № 344 «О субсидировании юридических лиц при возведении или приобретении жилых помещений» (далее — Указ № 344). Подобные программы — это не просто социальная поддержка, но и стратегически важный шаг для развития экономики. Документ предусматривает предоставление юридическим лицам права на получение бюджетных субсидий для частичной оплаты процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и приобретение арендного жилья. С 1 января 2025 г. организации могут получать субсидии для уплаты части процентов за пользование кредитами для последующего предоставления работникам жилых помещений, возведенных или приобретенных с использованием субсидий, на условиях соответствующего договора найма.
Жилье для работников: разъяснения
по Указу № 344
Более подробно о механизмах реализации Указа № 344 говорили 15 октября в РУП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» в рамках республиканского семинар-совещания на тему «Об актуальных вопросах строительной деятельности». С ключевым докладом выступила заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Инна ПИНКОВСКАЯ. Инна Егоровна подчеркнула, что Указ № 344 направлен на увеличение фонда арендного жилья, реализацию жилищных прав граждан путем обеспечения их жильем на период трудовых (служебных) отношений за счет создания благоприятных условий для возведения и приобретения жилых помещений юридическими лицами и стимулирования предприятий к возведению такого жилья.
—Все условия для реализации Указа № 344 созданы. Постановлением Правительства от 03.02.2025 № 65 регионам установлено задание по строительству в 2025 году арендного жилья на условиях Указа № 344 в объеме 35 тыс. м2 (по 5 тыс. м2 каждому). На эти цели в постановлении № 65 предусмотрены 87,5 млн рублей кредитных ресурсов. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2025 год» из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска переданы субвенции на предоставление субсидий, в том числе в рамках Указа № 344,— обозначила заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Минстройархитектуры.
Первый кредитный договор с учетом норм Указа № 344 был заключен в Брестской области. Всего за девять месяцев 2025 г. юридическими лицами подписано 54 договора на строительство (приобретение) арендного жилья. В рамках финансирования строительства квартир по Указу № 344 в Брестской, Витебской, Гомельской и Минской областях приняты решения о предоставлении субсидий юридическим лицам по 40 квартирам. Впечатляют цифры Мингорисполкома: в двух жилых домах определена 171 квартира для их строительства юридическими лицами.
Получить субсидию могут госорганизации и хозобщества. Госорганизации: подчиненные Президенту, Совмину, Администрации Президента, Нацбанку, НАН Беларуси, республиканским органам госуправления, местным исполнительным и распорядительным органам; входящие в состав организаций, подчиненных Совмину; иные организации, имущество которых находится в госсобственности и закрепляется за ними на праве хозведения или оперативного управления. Исключение составляют некоммерческие организации по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства, созданные госорганами, а также бюджетные организации (согласно ст. 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетные организации не могут осуществлять заимствования в любой форме). Хозяйственные общества: общества, в которых государству принадлежит более 25 % акций (долей в уставных фондах), управляемых госорганами и (или) юрлицами государственной формы собственности; иные общества, перечень которых определяют местные исполкомы по согласованию с облисполкомами, Минским горисполкомом. При этом учитываются интересы государства, местные условия и экономическая эффективность. Исключение составляют банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Таким образом, хозобщества с участием государства имеют право на получение субсидии, если они будут включены в соответствующие перечни местных исполкомов. Например, если деятельность таких организаций способствует экономическому развитию данной местности.
Инна Пинковскаяотметила, что субсидии предоставляются при возведении юрлицами жилья в жилых домах, если эти юрлица являются застройщиками (заказчиками) по этим домам или заключили с застройщиками договоры долевого строительства. При покупке жилых помещений юрлица могут получить субсидию в том случае, если эти жилые помещения возведены по госзаказу в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 № 215 или же возведены госзаказчиками за счет собственных средств, кредитов и не реализованные ими до завершения возведения (за исключением жилья, находящегося в коммунальной собственности г. Минска).
Определены и источники финансирования возведения или приобретения жилья.
— Это собственные средства юрлиц, заемные средства и кредитные ресурсы, в том числе часть процентов по которым уплачивается за счет субсидий. Для этого госорганизации не надо получать разрешение вышестоящей организации. Для ОАО с долей государства —согласовать с лицом, уполномоченным управлять долей государства, —отметила Инна Егоровна.
Субсидии предоставляются в размере 50 % ставки рефинансирования Нацбанка, действующей в соответствующем периоде начисления процентов. Сегодня ставка рефинансирования составляет 9,75 % годовых, следовательно, субсидия — 4,875 % годовых. Субсидии предоставляются по кредитам, выдаваемым на срок до 10 лет на возведение или приобретение жилья типовых потребительских качеств. По льготным кредитам субсидию получить нельзя. Важный аспект: субсидии не предоставляются для уплаты процентов, начисленных на сумму просроченной и (или) отсроченной (рассроченной) задолженности по основному долгу по кредитам.
Как получить субсидию?
Первый этап — юрлицуобратиться в территориальный исполком по вопросу возведения или приобретения жилого помещения на условиях Указа № 344.
— Исполкомы, государственные органы не должны ждать, когда организации проявят инициативу, а проводить целенаправленную разъяснительную работу по их привлечению к возведению или приобретению жилья с учетом преференций Указа № 344, — подчеркнула спикер.
Второй этап — выделение исполкомом квартиры юрлицу для заключения договора (долевого строительства, купли-продажи).
Третий этап — принятие решения о предоставлении юрлицу субсидий. Такое решение принимает районный, городской (городов областного и районного подчинения) исполком, местная администрация района в городе по месту нахождения юрлица.Поэтому для получения субсидий юрлицу нужно подать в исполком заявление (административная процедура 16.14 единого перечня, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548).Форма заявления утверждена постановлением Минстройархитектуры от 14.07.2025 № 80 (указывается, какое жилое помещение строится, приобретается (строительный, почтовый адрес, площадь, сведения об отнесении к бюджетной организации). Если юрлицо определено заказчиком (застройщиком) возведения жилого помещения, то оно прилагает к заявлению копию решения о возведении жилого помещения для последующего его предоставления своему работнику.
Четвертый этап. После получения решения о предоставлении субсидии (его копии, выписки из него) юрлицо обращается в банк для заключения кредитного договора и предоставляет это решение (копию) и документы, определенные банком.Готовность к выдаче кредитовна условиях Указа № 344 выразили те же банки, которые кредитовали граждан при строительстве жилья с субсидированием по Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 (Беларусбанк, Белагропромбанк, Приорбанк, Белинвестбанк, Банк БелВЭБ).
— Кредитование в рамках Указа № 344 осуществляется на условиях банков. Единых условий кредитования у банков нет. С учетом норм Указа № 344 ограничен только срок выдачи кредита — до 10 лет. Кредиты предоставляются банками в размере 70–90 % стоимости жилого помещения (ОАО «АСБ Беларусбанк» до 100 %). Процентная ставка по кредиту увязана со значением расчетных величин стандартного риска (РВСР) на дату заключения кредитного договора и составляет, в основном, 12,12 % годовых при кредитовании на срок свыше 3 лет (до 10 лет), — проинформировала Инна Пинковская. — В Минстройархитектуры предложено банкам рассмотреть возможность установления более гибких условий кредитования юридических лиц в рамках Указа № 344 и разработать памятки. Например, такая памятка с подробными условиями и порядком кредитования размещена на сайте Беларусбанка.
После заключения кредитного договора банк выдает кредит на финансирование строительства или приобретение жилья. Оплата процентов начинается со следующего месяца после выдачи первой части кредита. Поэтому сразу же начинается и перечисление субсидий. Для этого в Указе № 344 предусмотрена обязанность банков формировать и направлять в облисполкомы и Минский горисполком сведения, необходимые для перечисления субсидий, а облисполкомы и Минский горисполком на основании этих сведений банков должны обеспечить своевременное перечисление юридическим лицам субсидий.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр ШВАЮНОВ:
—Механизмы реализации Указа № 344 разработаны достаточно четко и демонстрируют свою эффективность. Практика применения показывает, что предусмотренные меры поддержки позволяют предприятиям успешно реализовывать проекты по обеспечению сотрудников жильем. Однако важно осознавать: использование возможностей данного указа — это лишь важный, но далеко не единственный этап в создании комфортных условий проживания для работников. Первым и основополагающим шагом является принятие стратегического управленческого решения на уровне руководства организации. Инициатором и двигателем проекта должен стать именно руководитель предприятия. Сегодня конкуренция за квалифицированные кадры крайне высока, и предложение доступного и качественного жилья может стать решающим фактором как при первоначальном привлечении специалистов, так и для их долгосрочного закрепления. Этот вопрос неоднократно и четко обозначал Глава государства: арендное жилье должно строиться там, где есть в этом потребность с точки зрения закрепления трудовых ресурсов для обеспечения устойчивой работы и развития предприятий.
Практика рабочих поездок по регионам показала, что руководители предприятий зачастую недостаточно осознают важность данного направления и его потенциальную пользу. Необходимо подчеркнуть, что реализация этой задачи вовсе не подразумевает немедленное строительство многоквартирных домов. Можно начинать с малого, например, с одной-двух квартир, постепенно наращивая объемы в соответствии с растущей потребностью в трудовых ресурсах. Второй важный вопрос касается финансовой составляющей. Если сотруднику предоставляется квартира в аренду, кредитная нагрузка на него не перекладывается, кредит продолжает погашать юрлицо. Конечно, сотрудник не пойдет в арендное жилье, за которое нужно будет платить 1,5 тыс. руб. или больше. Плата за пользование жильем должна быть справедливой, привлекательной и мотивирующей. Нельзя использовать механизмы Указа и как формальную преференцию в общей очереди. Арендное жилье должно быть реальной поддержкой для работников, а не очередным бременем. Если на предприятии существует потребность в востребованных кадрах — будь то инженеры, рабочие или специалисты определенного профиля — необходимо понимать, что обеспечение жильем становится не просто дополнительным социальным пакетом, а стратегической инвестицией в будущее организации.
Долгостроям бой
В числе рассмотренных на республиканском семинаре вопросов — реализация норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.12 2024 № 990 «Об объектах-долгостроях». Документ установил новый порядок принятия в эксплуатацию объектов-долгостроев, который позволяет ввести их по фактическому состоянию при соблюдении ряда условий. Постановление распространяет свое действие на объекты-долгострои, зарегистрированные
в информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства». Подробно о проводимой работе рассказал директор Государственного предприятия «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» Владимир ЧИК.
— Что такое долгострой? Законодательно определено, что это объект незавершенного строительства, строительная деятельность по которому осуществляется более трех лет, за исключением объектов по которым срок выполнения строительно-монтажных работ составляет более трех лет. Датой начала течения продолжительности строительства объекта является дата начала строительства объекта, указанная в договоре строительного подряда или решении застройщика при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами, — проинформировал Владимир Михайлович.
Объект признается долгостроем в двух случаях. Во-первых, когда нормативная продолжительность строительства (НПС) меньше 36 месяцев, или же она увеличивается из-за временных приостановок работ и консерваций до этого срока. (Пример: НПС 12 мес. + 3 мес. приостановка + 12 мес. консервация). Подчеркнем, в данном случае долгостроем объект становится после 36 месяцев. Во втором случае, если изначально запланированный срок строительства превышает 36 месяцев, или же по факту, с учетом перерывов и консервационных периодов, выходит за эти рамки (например, 36 месяцев строительства плюс 3 месяца простоя и 12 месяцев консервации), то объект становится долгостроем сразу после истечения этих сроков.
— Следует учитывать, что любая сверхнормативная стройка, выходящая за пределы сроков, описанных в примерах выше, будет классифицирована как долгострой. Для эффективной работы рекомендуем территориальным органом власти пользоваться информационной системой ЕРОКС. Функционал программы позволяет выявлять объекты сверхнормативного незавершенного строительства и объекты долгострои, — акцентировал внимание Владимир Чик.
По словам Владимира Михайловича, в Республике Беларусь сложилась непростая ситуация с незавершенным строительством: по текущим данным, количество долгостроев превышает 500 единиц. Значительная часть этих объектов (более 300) относится к проектам, получившим статус сверхнормативных еще в 2020 году. Эти проекты охватывают широкий спектр недвижимости: от жилых комплексов и промышленных зданий до инфраструктурных объектов. В ходе проверок, организованных Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, было выявлено, что более ста объектов из числа долгостроев эксплуатируется несмотря на то, что официально они не введены. В связи с этим необходимо незамедлительно применять все доступные законодательством инструменты для решения проблемы долгостроев, подчеркивает Владимир Чик. Важным шагом является проведение комплексной экспертизы каждого объекта, выявление причин, приведших к затягиванию сроков строительства, и разработка реалистичных планов завершения проектов. Это может включать в себя пересмотр проектно-сметной документации, привлечение новых инвесторов, изменение схемы финансирования и др. Главная цель — обеспечить безопасную эксплуатацию объектов и довести строительство до логического завершения.
Второй шанс
Каждый случай в работе с долгостроями, как и с заброшенными зданиями, требует индивидуального подхода и комплексного решения. Бывают ситуации, когда судьба объекта предрешена, и ничего, кроме сноса, ему не светит. Но есть и другие варианты разрешения вопроса, а именно, вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемых (неиспользуемых) объектов социальной инфраструктуры под строительство арендного жилья. В этом отношении впереди планеты всей — опыт Гродненщины.
Здание бывшего общежития ПМК-147 г. Дятлово (после реорганизации Колонны не эксплуатировалось с 2014 года), нежилое здание в г.п. Козловщина (не эксплуатировалось с 2016 года), незавершенное строительством здание поликлиники в г.п. Зельва (начато строительство в 1994 году) — и это далеко не полный перечень объектов, которые сегодня вовлечены в хозоборот под арендное жилье. Важный нюанс: все красавцы-дома заселены на 100 %. К слову, высоко оценил достижения гродненских строителей заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий СИВАК во время недавнего рабочего визита в Дятловский район. О рачительном подходе к «заброшкам» и «недостроям» рассказал на семинаре председатель комитета по архитектуре и строительству Гродненского областного исполнительного комитета Михаил ПЕТУХ.
Михаил Анатольевич отметил, что в небольших населенных пунктах и районных центрах Гродненской области, как, впрочем, и в других регионах страны, существует распространенная проблема — объекты незавершенного строительства и заброшенные здания. Речь идет о бывших школах, общежитиях, больницах и т.д. Сложность заключается в том, что в самих этих поселениях нет строительных организаций, обладающих достаточным опытом и техническим оснащением для реализации полноценных проектов строительства. К примеру, с нуля возвести многоквартирный дом. Крупным областным подрядным предприятиям, ориентированным на большие объемы работ, порой не интересно выезжать на небольшие заказы. Это может быть экономически невыгодно из-за транспортных расходов и логистических сложностей.
— К недостроенным зданиям и объектам, заброшенным десятилетия назад и годами простаивающим без эксплуатации, у нас сформировался осознанный подход: мы стараемся дать им новый шанс на жизнь. Да, конечно, проще всего было бы принять решение о демонта-же — снести аварийное здание и освободить участок под новую застройку. Но это тоже потребует значительных финансовых ресурсов, причем отдача от таких инвестиций будет нулевой. Мы же, напротив, стремимся вовлечь эти здания в хозяйственный оборот, адаптировать под востребованное в регионе арендное жилье. Во-вторых, параллельно с восстановлением самого здания, мы уделяем большое внимание благоустройству прилегающей территории, реконструкции устаревших инженерных сетей. Подход комплексный. И, наконец, третий важный фактор. В случае работы со старыми зданиями, имеющими уже готовую несущую конструкцию («коробку»), основной объем работ приходится на внутреннюю перепланировку и отделку, монтаж коммуникаций, установку оборудования, тепловую модернизацию. Это в свою очередь минимизирует трудозатраты и решает острый кадровый вопрос — дефицит квалифицированных рабочих кадров, особенно каменщиков, — рассказывает Михаил Анатольевич. — Более того, зачастую эти объекты «висят грузом» на балансе местных предприятий или организаций. Это для них дополнительное обременение в хозяйственной деятельности. Мы же изымаем эти здания в работу и тем самым освобождаем их от затрат.
Важен и психологический аспект. Когда жители небольшого города или поселка видят, как давно пустующие, обветшалые здания преображаются, испытывают искренний энтузиазм и позитивные эмоции. Для них это знак того, что их населенный пункт развивается и здесь есть перспективы для себя и своих детей.
— Снести проще всего. Хорошо, когда на этом месте обустроят парк или построят детскую площадку. Но есть большой риск породить на этом месте очередной пустырь, — рассуждает Михаил Петух.
Работа в этом направлении продолжается. Обновляются объекты в Лиде, Ошмянах, Кореличах, Новоельне и Дятлово. Не без внимания и новое строительство. И здесь у гродненских строителей также планов громадье.
Татьяна САВИЧ, фото Елены КАЗЛОВСКОЙ