Движение вперед

Движение вперед

О современных тенденциях реконструкции, проектирования и строительства авто­дорог и транспортных сооружений (мосты, тоннели и развязки), новейших стройматериалах и технологических решениях говорили участники научно-практического семинара «Дорожное строительство. Опыт и перспективы развития», которое состоялось 9 декабря в Белорусской торгово-промышленной палате. Среди спикеров — представители ГП «Белгипродор», ООО «ЭКОМОСТ», ЗАО «ПАРАД», ОАО «Завод керамзитового гравия, г. Новолукомль».

Опыт практиков

Колоссальный опыт по проектированию транспортных сооружений любой сложности накоплен специалистами ООО «ЭКОМОСТ». Отличительный стиль работы этого коллектива заключается в том, что при создании проектов они идут по пути инженерных новшеств. К примеру, при капремонте путепровода на ул. Ильича в Гомеле (170-метровая железобетонная конструкция была введена в эксплуатацию в 1973 году) выполнены оригинальные проектные решения, в результате которых расчетная нагрузка конструкции значительно увеличена. Переустроена также существующая разрезная статическая схема сооружения на рамно-неразрезную. Деформационные швы (это те, которые машины с грохотом проезжают, пересекая мосты) вынесены на подходы и дополнительно окаймлены металлическим и резиновым компенсатором. Это важно не только с точки зрения комфортного проезда, но и по другой причине: через эти самые швы вода, а с ней соль, которой обрабатывают проезжую часть, попадает на нижележащие конструкции, вызывая их коррозию. В проекте также преду­смотрены оцинкованные перильные ограждения и опоры контактной сети. Проектировщики постарались, чтобы на объекте вообще не было сварки (место сварки также подвержено коррозии), все соединения болтовые. В результате слаженной работы всех специалистов 3 ноября 2023 г. по обновленному путепроводу пустили транспорт.

Подробнооб актуальныхтехнологиях и направлениях развития мостостроении Беларуси, руководствуюсь другими не менее уникальными примерами, рассказал главный инженер ООО «ЭКОМОСТ» Андрей БОГРЕЦОВ. Не остались в стороне обсуждения проблемные вопросы.

— Все наши путепроводы стареют, разрушаются и требуют ремонта. Нагрузки на магистральные и городские дороги значительно увеличились. Конечно, невозможно сразу взять и одномоментно отремонтировать все сооружения в стране. Подсчитано, чтобы реконструировать все старые мосты потребуется порядка ста лет. Важен баланс как при планировании времени, так и при проектировании: какие-­то конструкции мы должны заменить на новые, а какие-то сохранить и отремонтировать, — отметил специалист. — К сожалению, не лучшим образом влияют на дорожное полотно, конструкции мостов антигололедные реагенты. Страдают пролеты путепроводов, дорожные бордюры и несущие элементы. На наших дорогах установлено достаточно различных конструкций, созданных еще в советские годы. По прошествии времени можно говорить об определенных болевых точках этих конструкций. Так, из-за несовершенства системы водоотвода страдают крайние балки и крайние опоры, где расположены деформационные швы. Третья зона разрушений — в зимний период летящие из-под автомобильных колес брызги с примесями реагентов прямиком попадают на стойки мостов.

Наглядный пример того, к чему приводят эти «нюансы» — знаменитый мост по пр-ту Победителей над ул. Немига в Минске, часть которого из-за усталости конструкций (в связи с работой метро и повышенной нагрузкой из-за скачков температур) 8 января
2022 г. в 3 часа ночи обрушилась. К счастью, погибших и пострадавших нет. Но ЧП серьезное, которое на некоторое время создало неудобства для горожан и всколыхнуло всю отрасль мостостроения. Сложная ситуация была с путепроводом через железную дорогу в Лунинце. Поскольку многочисленные деформационные швы были на каждой опоре, то соленая вода благополучно проникала внутрь конструкции. Это привело к тому, что Т-образные опоры и стойки сгнили. Вопрос восстановления решали оперативно, была применена инженерная система, разработанная командой ООО «ЭКОМОСТ».

Существует ряд апробированных проектных предложений, которые решают многие острые вопросы в мостостроении. Усовершенствованные инженерные технологии можно наблюдать на столичном путепроводе, который расположен на пересечении МКАД и ул. Ваупшасова. Расчетная нагрузка доведена до А14, НК-112. Выполнено переустройство существующей схемы из разрезной балочной в рамно-балочно-неразрезную, минимизировано количество деформационных швов. На данном сооружении устроены только два деформационных шва на подходах и два — над опорами № 5, № 12. Оценят инновационные решения и автомобилисты, рассказал главный инженер проектов ООО «ЭКОМОСТ».

Надежно, инновационно, изящно

Одним из лидеров рынка в проектировании объектов дорожно-транспортной инфраструктуры является ГП «Белгипродор». Специалисты предприятия создают уникальные проекты по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных магистралей и сопутствующей инфраструктуры. Настоящие чудеса творят в управлении мостового проектирования. Один из недавних ярких примеров работы проектировщиков-мостовиков — проект по реконструкции моста через реку Сож на подъезде к Гомелю, реконструкция моста через Пину в Пинске и путепровода «Полоцкий» в Витебске.

О решении инновационных и нестандартных вопросов в отрасли дорожного строительства рассказаланачальник управления мостового проектирования № 1 ГП «Белгипродор» Антонина ШЕВЧУК. Антонина Викентьевна убеждена: мосты должны быть не только комфортными, безопасными, но и эстетичными. Поэзия в камне — так она охарактеризовала очередной уникальный проект Белгипродора по восстановлению автомобильного моста через Припять в Мозыре (второй по протяженности в стране). Исторически это первый послевоенный автомобильный мост через Припять, он же был старейшим, непрерывно действовавшим с 1958-го по 2023-й. Сооружение сегодня активно обновляют. Сегодня это один из самых глобальных проектов последнего времени. И самый ожидаемый. Ведь после закрытия сооружения жителям двух крупных промышленных городов Гомельской области — Мозыря и Калинковичей, чтобы попасть из одного райцентра в другой, приходится преодолевать более 35 км вместо прежних 10. Специалистам управления мостового проектирования Белгипродор удалось разработать проект в кратчайшие сроки. Движение по реконструированному мосту через Припять на автодороге Калинковичи — Мозырь планируют открыть не позднее 7 ноября 2025 г.

В данном случае, подчеркивают эксперты, «реконструкция» — термин условный, поскольку меняется буквально все: опоры, пролеты, центральная металлическая секция в габаритах для возможного судоходства. На высшем уровне будет благоустроена примостовая площадь. Помимо инновационных инженерных решений, продумана изя­щ­­ная архитектура строения. Антонина Викентьевна добавляет: «И это будет один из красивейших мостов Беларуси, максимально функциональный, удобный и, бесспорно, он украсит город». Сооружение органично вписано в инфраструктуру по цветовой гамме, по форме конструкций. Удалось сделать его визуально легким, полетным, позитивным по восприятию. Атмосферная смотровая площадка, предусмотренная проектом, откроет вид на старинный холмистый Мозырь и живописную Припять. Венцом конструкции станет оригинальная арка, необычная подсветка.

— Это непростой проект, но в то же время интересный. Многие решения принимаются непосредственно на стройплощадке. Ситуация следующая: в 1979 году, в период серьезного половодья, под опоры моста было засыпано множество громадных булыжников. По этой причине в процессе работ мы столкнулись со сложностями при забивке свай, так как попадали в каменное дно. Начался бой буквально за каждую сваю. Под каждую опору километрового моста продумывалось практически индивидуальное решение. Применены абсолютно инновационные конструкции. Ничего подобного ни по сложности, ни по количеству нововведений в Беларуси нет. В целом ситуация решаемая. Подошли по-хозяйски к процессу демонтажа старых конструкций: изжившие себя элементы старого моста тщательно разобрали, на месте раздробили и применили в стройку, — поделилась тонкостями строительных работ Антонина Шевчук.— Ситуации, когда на стройкемысталкиваемся с непредвиденными случаями, стимулирует максимально быстро генерировать решения, разрабатывать инновационные конструкции, технологии. Это всегда движение вперед. Важно понимать: сегодня в отрасли мы не создаем новые материалы, это сделали до нас наши талантливые предки. Наша задача — продумать решения, основанные на традициях, которые сэкономят и деньги, и время.

Разумный подход

Инновации в строительстве экономически оправданы. Новые материалы значительно продлевают срок службы дорожного полотна, избавляя регионы от необходимости частых и дорогостоящих ремонтов. Отдельного внимания в данном случае заслуживает использование керамзита и керамзитобетонных изделий в дорожном строительстве, мостостроительстве, пролетном строительстве, по звукоизоляции трасс шумозащитными экранами и т. д. Мировые производители сегодня активно разрабатывают и внедряют новые технологии использования керамзита в строительстве мостов, дамб, причалов. В дорожном строительстве материал широко применяется как подушка, которая укладывается под дорожное покрытие и снижает риск появления оползней, деформаций, а также защищает от обледенения дорожного слоя.

Подробно о перспективных направлениях использования керамзита в гео­технике и дорожном строительстве рассказал директор одного из крупнейших предприятий — производителей керамзита в Европе ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил ЛАЗАРАШВИЛИ. Михаил Гурамович отметил, что керамзит — отличный помощник при решении вопросов облегчения насыпи. Нагрузки, создаваемые обычной насыпью, могут приводить к неустойчивости и неравномерной усадке, если грунтовое основание обладает низкими механическими свойствами. Таких проблем, как правило, удается избежать лишь посредством дорогостоящих и технически сложных работ по предварительной стабилизации (предварительное нагружение и дренаж, набивка свай и т. д.). Использование керамзита в качестве заполнителя существенно уменьшает вес насыпи (до 80 %). Данное решение позволяет частично или полностью избежать затрат на стабилизацию фундаментного грунта. Хорош керамзит при строительстве новых или восстановлении существующих насыпей на склонах. Благодаря его легкости и статической функциональности (т. е. его внутренней стабильности) снижается нагрузка на склон, исключаются перемещения, обусловленные оползнями. Если насыпь удерживается подпорной стеной, то использование керамзита имеет еще одно преимущество уменьшение бокового давления на стену.

Также керамзит используют для засыпки подземных конструкций, в качестве засыпки для подземных трубопроводов, встроенных в технические конструкции (мосты, туннели и т. д.), для заглубления емкостей всех типов, при устройстве звукопоглощающих панелей и ограждений.

— Существует мнение, что керамзит на стройке дорогое решение? Давайте посчитаем. Стоимость щебня оценивается в тонах, транспортная составляющая для этого стройматериала существенная (транспортировка щебня в разы превышает стоимость самого продукта). Этот показатель уже нивелирует разницу в сравнении с керамзитом. Более того, благодаря керамзиту мы минимизируем собственный вес пролетных строений и в целом экономим на армировании. Важно учитывать и сопротивление железобетонных элементов воздействию агрессивных сред. Сегодня в Беларуси реализован проект по реконструкции моста через Неман в Гродно (2022 год), где использовался керамзит. Сооружение эксплуатируется только три года, поэтому нам рано делать выводы. Но уверен, время покажет, что керамзит —это разумное решение в мостостроении и дорожном хозяйстве в целом.

Производственные технологии не стоят на месте. По техническим условиям новолукомльский завод может выпускать тротуарную плитку из керамзитобетона. Сейчас совершенствуются характеристики продукта по износостойкости лицевой поверхности, после он вполне может стать отличным решением в дорожном строительстве. Также потребителям предлагают инновационное решение по применению дробленого керамзита в борьбе с гололедом. Ряд проведенных исследований показал, что керамзитовые подсыпки обладают выдающейся эффективностью в предотвращении образования гололеда на дорожном покрытии. В сравнении с традиционными соляными смесями и хлоридами, этот материал продемонстрировал свою способность предотвращать образование льда на дорогах даже при более низких температурах. Более того, нейтральная химическая структура и отсутствие едких веществ делают его идеальным выбором для использования в природных экосистемах.

Вместо резюме

—В отечественной дорожной отрасли накоплен уникальный опыт, разрабатываются и применяются инновационные решения, которые хороши и с точки зрения эстетики. Достижения, проектные и архитектурные ноу-­хау Белгипродора по реконструкции автомобильного моста через Припять в Мозыре —гордость страны. Это знаковый объект и им нужно восхищаться,— резюмировал главный инженер проектов ООО «ЭКОМОСТ» Андрей Богрецов.

Готовы проектировщики делать в своих проектах выбор в пользу керамзита, область применения которого достаточно широка. Более того, в конкретных ситуациях данный материал может быть единственным разумным выходом при решении сложной инженерной задачи. Главное, подчеркивают участники семинара, чтобы экспертиза принимала такие проектные предложения. А для этого необходимо внести определенные изменения в нормативную документацию.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№46-2024)

Читайте также