Старый замок в Гродно. Искусство сохранять

Масштабные строительные работы по первой очереди реставрации Старого замка в Гродно, стартовавшие в 2017 году, были успешно завершены в 2023-м. Распахнули двери выставочные залы, где рассказывается об основных периодах застройки Замковой горы. Этот этап (пять пусковых комплексов) включал в себя реставрацию Въездной башни и воссоздание Средней башни со стороны Немана, восстановление стены с галереей между башнями, возведение прилегающего хозяйственного строения, так называемой мерной избы, других зданий и прокладку необходимых коммуникаций. Посетители могут насладиться видами реки Неман и исторического центра города с террасы — обзорной площадки у Въездной башни. Помимо экспозиции, впечатляют аутентичным звучанием и великолепием внутреннего убранства воссозданные интерьеры XVI века: королевская баня, спальня чиновника, алебастровый зал и каплица.

Старый замок в Гродно. Искусство сохранять
default

Точка в реализации этого уникального проекта пока не поставлена. В настоящее время творческий коллектив архитекторов-реставраторов УП «Институт Гродногражданпроект» продолжает изучение объекта и активно работает над второй очередью восстановления Старого замка. В рамках следующего этапа специалисты оживят внутреннее пространство самого дворца и его флигеля, воссоздадут интерьеры королевских спален и кабинета, столовой избы и других помещений. Здесь же разместятся тематические экспозиции по археологическим находкам, истории королевской охоты, именитым владельцам замка-резиденции с конца XVI до начала XVIII веков.

Как все начиналось?

Комплекс сооружений на Замковой горе, который традиционно называют Старый замок, во многом уникален. Во-первых, интересно его архитектурное разнообразие и наличие объектов нескольких эпох. На его территории находятся самые разные памятники архитектуры: руины Нижней церкви (XII век), остатки руин Верхней церкви (XIV век), остатки готического замка Витовта и ренессансного дворцового комплекса Стефана Батория (XVI век). Во-вторых, увлекает история гродненской достопримечательности, которая является единственным сохранившимся королевским замком на территории Республики Беларусь. Долгое время здесь находилась резиденция великих князей литовских и королей Речи Посполитой. Он выделяется еще и тем, что это едва ли не единственный подобный объект Беларуси, где жизнь никогда не прерывалась: будь то замок, будь то княжеская резиденция, будь то военный объект. Также имеется захватывающая по динамике и местами остросюжетная реконструкция исторического сооружения, которая разворачивается на фоне колоссальных научных исследований. Гродненский замок в Беларуси привлекает внимание своей неповторимостью — аналогов ему в стране не найти. Например, Кревский, Новогрудский и Мирский замковые комплексы сопоставимы по значимости для своего времени создания, но не обладают общностью исторических сведений. Как масштабный объект эпохи расцвета стиля ренессанса на наших землях Старый замок в Гродно — единственный. Для королевской резиденции информация собиралась как из разрозненных фрагментов пазла. Сложно было начинать проектирование, определиться с единой концепцией. Отдельные члены научного сообщества заявляли, что памятник архитектуры, который, к слову, неумолимо разрушался, нужно оставить в таком виде, в каком он дошел до нас. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что современное возрождение замка выступает как яркий образец того, как комплексно нужно подходить к реставрации исторического наследия.

Пожалуй сегодня одним из немногих, кто досконально знает историю восстановления гродненского шедевра и может подробно рассказать обо всех этапах его возрождения, является главный архитектор проекта реконструкции и реставрации Старого замка УП «Институт Гродногражданпроект» Олег ШИМБАРЕЦКИЙ. Для Олега Владимировича масштабное восстановление королевской резиденции стало фактически делом жизни. С октября 2017 года он ведет научное руководство этого объекта и возглавляет творческую группу единомышленников, которые прилагают максимум усилий для сохранения великолепного образца архитектуры Ренессанса. Высокопрофессиональный почерк гродненской команды архитекторов-реставраторов, со своими авторскими методами и приемами, прослеживается на каждом этапе работ: кроме библиографических, картографических сведений, о которых указывают историки в исторической справке, они опираются на собственные актуальные обмерочные и аналитические чертежи по стратиграфии объекта. Именно многочисленные и скрупулезные натурные исследования, архитектурно-конструктивный анализ сохранившихся элементов, изучение объектов-­аналогов дали наиболее точное определение характерных особенностей замкового комплекса и послужили доказательной базой для принятия научных выводов, а в дальнейшем — на их основе — проектных решений.
В отечественной истории реставрации, наверное, нет более впечатляющей научно-исследовательской экспедиции на европейские объекты-­аналоги (более 18 объектов!), чем у команды архитекторов-реставраторов Старого замка. Натурное изучение специалистами-реставраторами с фотофиксацией деталей крупным планом, с рулеткой и карандашом в руках не заменит никакая историческая справка и литература историков и искусствоведов. Тактильный опыт дает понимание сущности деталей и их стилевой проработки художниками периода Ренессанса.

Олег Владимирович подчеркивает: в поле зрения научного сообщества тема реставрации Старого замка не один десяток лет. Идея восстановления исторической достопримечательности возникла на рубеже эпох, в период между мировыми войнами, и частично реализовалась. В 30-е годы укрепили Замковый холм, осуществили значительный объем археологических изысканий, а в отремонтированных стенах дворца разместили музейные экспозиции. Управление комплексом перешло к Гродненскому историко-археологическому музею с 1925 года, что стало ключевым моментом для сохранения и популяризации культурного наследия региона. Предполагалось, что к середине 40-х, возможно к концу 40-х годов замок отреставрируют и восстановят. Но начинается Вторая мировая война, и на много десятилетий эта тема теряет актуальность.

— Анализируя современные данные и сравнивая их с археологическими исследованиями межвоенного периода, становится очевидным наличие значительных ошибок, допущенных в 1930-х годах: некорректные методы в проведении раскопок и археологических изысканий, недостаточная глубина и тщательность анализа, а также поверхностное представление информации, связанное с возможностями времени, которые были тогда у исследовательского коллектива. Однако стоит отметить, что работы, осуществляемые в тот период, сыграли решающую роль в сохранении исторического памятника — замка, расположенного на холме. Ситуация осложнялась оползневыми процессами, которые угрожали полным разрушением древних стен со стороны Немана. Без принятых тогда мер по укреплению, значительная часть этих стен, без сомнения, на сегодня была бы утрачена, — подчеркиваетархитектор.

В 1987–1989 гг. второй важный этап в жизни замка. Проект реставрации поручили разрабатывать объединению «Белреставрация» (научный руководитель Владимир Бачков). Были выполнены в определенном объеме комплексные научные исследования (КНИ) и варианты эскизов реконструкции комплекса, проект рассматривался на советах Рады в Министерстве культуры. Тогда же и утвердили концепцию: раскрыть основные сохранившиеся конструкции с учетом воссоздания утраченных частей комплекса на период XVI века, когда комплекс был перестроен под комплексную резиденцию Стефана Батория.

— В данном временном отрезке осуществлен значительный объем исследований, однако наличие действующего музея во дворце создало ряд препятствий — исследователи не могли в полной мере проводить определенные работы, такие как, например, вскрытие штукатурки. Тем не менее Владимир Бачков максимально эффективно использовал доступные возможности, собрав более обширную и качественную информацию по сравнению с данными 1930–1940-хгодов. Основываясь на полученной информации, он разработал концепцию восстановления замка периода XVI века. В рамках подготовки к проекту научный руководитель проанализировал образцы европейского ренессансного искусства, определил ключевые объекты-аналоги для изучения, что позволило сконцентрироваться на получении нужных дополнительных данных, — отмечаетособуюзначимостьтакого методическогоподхода Олег Шимбарецкий.

В конце 1994 года эскизный проект реставрации был готов, но в 1996-м финансирование работ по подготовке строительной документации приостановили. К проекту вернулись в 2007–2009 гг. Проектирование поручили УП «Институт Гродногражданпроект» с привлечением архитектора Владимира Бачкова. Была разработана документация стадии «Обоснование инвестирования», которая прошла государственные экспертизы и утверждение. Судьбоносной стала государственная программа «Замки Беларуси», в рамках которой было выделено финансирование работ по реставрации Старого замка. Началось долгое, сложное, но увлекательное воссоздание гродненской жемчужины.

С ноября 2014-го по май 2017 года коллективом Гродногражданпроекта велась скрупулезная работа по разработке первой части документации, в октябре 2017-го начаты строительные работы. На начальной стадии проектирования было принято решение разделить работы по восстановлению королевских сооружений на три очереди. За строительную часть отвечало ОАО «Гродножилстрой». С начала 2018 года и практически до сдачи всех пусковых комплексов в 2023 году авторским коллективом архитекторов-реставраторов параллельно разрабатывались технические задания на индивидуальные художественные изделия, также на всех этапах осуществлялся авторский надзор за качеством работ, выполняемых субподрядчиками.

Старый замок встретил архитекторов в крайне плачевном состоянии. Ветхим выглядело абсолютно все: остатки древних стен рассыпались, трещины пронизывали стены дворца и пристроек, состояние фундаментов в отдельных местах вызывало опасения, изношены окна, полы, коммуникации. Внешний вид был крайне непривлекателен. Очевидно, что дальше тянуть было некуда. Лишь единицы знают, как много труда, знаний, дискуссий в научных кругах и сомнений предшествовало появлению каждого, даже мельчайшего элемента обновленного комплекса. К слову, проект первой очереди корректировался в ходе работ неоднократно. Воссоздать старинные стены задача непростая, но воссоздать элементы фасадов, декор, внутреннюю отделку, потолки, двери, окна, интерьеры множество различных деталей, которые несомненно присутствовали тут в эпоху Ренессанса, суперзадача. К сожалению, подробных описаний внутренних помещений или их зарисовок не сохранилось, отдельные упоминания деталей можно встретить в инвентарях.

Несмотря на все сложности, большой команде профессионалов (от строителей, поставщиков материалов, архитекторов-реставраторов до государственных лиц) удалось на деле доказать: невозможное возможно. И главное они, творческая группа УП «Институт Гродногражданпроект», специалисты-отделочники ОАО «Белреставрация», резчики по камню из гродненского предприятия «ГКЗ», живописцы из ОО «Белорусский союз художников», скульпторы и кузнецы, музейные работники, смогли придать новое дыхание историческому наследию, подчеркнув его аристократичный характер.

Первых посетителей часть комплекса Старого замка приняла в конце 2021 года. Последние штрихи восьмилетней напряженной работы над 1-й очередью были завершены в мае 2023 года. Старый замок сегодня пользуется огромной популярностью как у жителей Гродненщины, так и туристов со всей страны. Так, за 2024 год его посетили около 200 тыс. человек. Это еще раз говорит о том, что восстанавливать объекты историко-культурного наследия важно и нужно.

Продолжение следует…

Дворец, великий шедевр ренессансного зодчества, постепенно оживает. Реставраторы, словно путешественники во времени, каждый день преодолевают путь к возвращению королевского объекта к его золотому веку. Особенной гордостью является тот факт, что дворец XVI века сохранился более чем на 70–80 % как по объему, так и по площади это наиболее целостное и сохранившееся сооружение во всем комплексе. Впереди предстоит грандиозная задача: объем строительных работ составит в 2,6 раза больше, чем по сравнению с первой фазой реставрации, а общий объем реставрационных мероприятий увеличится в 6 раз! Такая масштабная задача требует дополнительных научных исследований и подготовки, позволяя глубже понять и воссоздать историческое наследие.

Современный этап восстановления дворца научный руководитель называет самым удачным и максимально продуктивным. Заказчиком было принято волевое решение: выселить музей на период реставрационных работ, что позволило архитекторам плотно и детализировано приступить к изучению объекта, открыть любой участок штукатурки и досконально исследовать территорию. Полученный пласт практической информации откорректировал многие ранее принятые подходы и проектные предложения.

— Для поиска живописи во дворце (ранее фрески XVI–XVII веков были найдены в каплице 1-й очереди) привлекли реставраторов-художников; была проведена масштабная поисковая работа. Результат оказался пока единичным, но как раз это дало понимание того, что ничего не будет потеряно в дальнейшем. Выполнили химический анализ раствора штукатурки и выяснили, что многие участки необходимо укреплять. С помощью 3D-сканирования появилась возможность создать цифровой двойник объекта и взглянуть на недоступные места, куда, скажем, не подлезть с линейкой. Для максимальной диагностики целостности конструкций и выявления скрытых дефектов сооружение прозондировали специалисты-обследователи. Учеными выполнено изучение литологического строения грунтов, слагающих склон замковой возвышенности по результатам инженерно-геологических изысканий, разработаны мероприятия с расчетами по повышению устойчивости грунтового откоса. Подтвердились некоторые предварительные опасения: необходимо прилагать множество усилий по укреплению и восстановлению, чтобы здание простояло следующие сто лет без разрушений, — рассказал ОлегВладимирович.

На данный момент УП «Институт Гродногражданпроект» разработана предпроектная документация, выполнены в полном объеме комплексные натурные исследования и эскизирование части утраченных элементов. Концептуальный подход (общее эскизное объемное представление) определен и согласован с Министерством культуры Республики Беларусь. Сейчас разрабатывается рабочая документация по объектам 2-й очереди, определяются и уточняются детали оформления интерьеров и экстерьеров для дальнейшей проработки в деталях.

— Общий облик здания постепенно вырисовывается. Конечно же, будем открывать для показа наиболее сохранившиесяфрагменты фасадов. Принимаются максимально возможные меры по сохранению и укреплению конструкций. Безусловно, в процессе восстановительных работ будут открываться новые факты. Как говорил древнегреческий философСократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Замок еще таит много интересного, — подчеркиваетнашсобеседник. — Государство предоставило полную возможность изучить объект. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы раскрыть его во всей красе. Европейская культура своим крылом задела наш город и оставила на нем материальную культуру высочайшего класса, которая не уступает мировым аналогам. И это нужно показывать.

О чем молчат стены?

Отдельнаятемаконцепция облика внутренних помещений королевского дворца. Это сложнейший этап работы. Замок — живой организм: он долгое время функционировал, поэтому неудивительно, что после вскрытия штукатурного слоя стали видны неоднократные перестройки и ремонты; многое было разобрано. В отдельных местах можно увидеть закладки кирпичом более позднего периода и даже использование строительного мусора при ремонте. К сожалению, вследствие таких «переделок», выполненных нашими предками, утрачена часть уникальных элементов ренессансной культуры.

— Несколько лет вопрос внутреннего пространства мы обсуждали с историками и работниками музея, выносились эскизные предложения на выездных коллегиях и в Минкультуры. На мой взгляд, разумным будет минимально вмешиваться в интерьеры дворца. Ценно показать, как он жил на протяжении столетий, продемонстрировать сохранившиеся элементы отделки и дополнить утраченное с сохранением старинной кирпичной кладки. Мы обладаем большим пластом аутентичной материальной культуры, уникальной именно для нашего региона, поэтому правильным будет ее раскрытие, сохранение и показ, — подчеркиваетархитектор.

Не исключаетсятот факт, что ремонтно-строительная история дворца, открывшаяся в результате современных реставрационных работ, станет интересной как объект исследования для будущих поколений архитекторов, искусствоведов и ученых.

— Давайте вспомним, как выглядело здание бывшего дворца во времена размещения музея в 1980–1990-е гг. и даже в 2000-е. Экскурсоводы и посетители, входившие внутрь тогда, не воспринимали королевские апартаменты как таковые, невозможно было прочувствовать аутентичность 400-летнего здания. Внимание было сконцентрировано на восприятии музейных экспонатов и археологических находок. Это была отличная классическая экспозиция, нолишь в рамках представления экспонатов исторического контекста —не более того. Уникальные конструкции дворца, способствующие чтению истории самого здания и пониманию его первоначального облика,оставались скрытыми под множеством видимых и невидимых «чужеродных» включений, в том числе и последствиями текущих и капитальных ремонтов. Сейчас же, благодаря опыту первой очереди реставрации, есть понимание и возможность представитьво всей красе сохранившиеся элементы дворца. Современная музейная экспозиция, концепция которой активно шлифуется, не будет затенять архитектуру и конструктивные особенностисамого здания, — рассказываетОлег Владимирович. — Когда мы посещаем европейские музеи, то воспринимаем их на эмоциональном уровне как культурные объекты определенного стиля (ренессанса, готики, классицизма и т.д.). Наша экспозиция также подчеркнет уникальность и ценность дворца. Она, конечно же, будет наполнена индивидуальными элементами, но они не станут главной темой при демонстрации внутреннего наполнения архитектуры.

Научный руководитель подчеркивает, что благодаря таким деталям история начинает оживать. К примеру, в подвале для демонстрации техникистроительства будут представленыстаринная кирпичная кладка и своды. Взорупосетителей предстанут прекрасно сохранившиеся оконные проемы, изнутри будет видно, по какому принципу они устроены. На первом этаже дворца можно будет изучать многослойность штукатурки, она с копотью и неэстетичнымиследами от ремонтных работ, но это ценнейшие образцы определенных исторических периодов от XVI века и до конца XX. Острый вопрос касается стен первого этажа. Архитекторы сохраняют кирпичную кладку там, где она обеспечивает безопасность и дальнейшую сохранность объекта. Разрушенные участки фасада будут восстанавливаться аутентичными кирпичами, найденными при раскопках, и теми, которые будут после разборок.Аварийные участки (где кирпичи буквально рассыпаются в руках) оставлять нельзя — это чревато дальнейшим разрушением исторического объекта.

Время выбрало нас

Каждое поколение исследователей находит уникальные и сенсационные предметы материальной культуры, которые значительно обогащают историю не только города, но и страны. В этом отношении Гродно — кладезь эксклюзивной информации. Здесь найдено множество артефактов — более трех тысяч. Сложно отметить самые ценные среди них, но удивиться есть чему. Например, набор наконечников для арбалетных стрел, уникальный запястный щиток для стрельбы из лука, защитный перстень и другие артефакты. Те, кто занимается кожей, ахнули, когда увидели готическую аппликацию, восстановленный детский кожаный сапог, пояс с тиснением и другие предметы. Найдены были кухонная утварь, украшения, предметы, характеризующие быт древних жителей Замковой горы, несколько шахматных фигурок, а еще много золотых украшений. Для архитекторов-реставраторов наиболее ценны такие находки, как архитектурные детали, остатки фундаментов и стен, строительные материалы. Такие артефакты помогают в уточнении истории возведения замка и его точных размеров в разные периоды.

Настоящая профессиональная удача лично для Олега Владимировича извлеченные из стен каменные блоки, на которых вырезаны латинские буквы и цифры. Таким образом в старину маркировались изделия, которые из Европы транспортировались на объекты заказчиков. В чем ценность? Еще в период работы на объектах первой очереди сложно решался вопрос оформления наружных и внутренних элементов декора. Необходимо было, например, определиться с латинскими надписями как важного декоративного элемента ренессансных объектов. Но какой шрифт, стиль, форму символов принять, ведь каждый регион, каждый мастер — все имеет свою индивидуальность. Для научного руководителя одним из наиболее главных моментов стал выбор стиля латинского шрифта текста: это был не просто вопрос эстетики, но и важнейший критерий подлинности ренессансного пространства. Идея использовать современный латинский шрифт казалась простой, однако с точки зрения реконструкции аутентичного интерьера такой выбор неприемлем. Олег Владимирович комплексно подошел к решению этой задачи: было собрано и проанализировано множество исторических надписей на объектах-­аналогах, выделены ключевые буквы и элементы шрифта, проведен тщательный архитектурный и стилевой анализ (включая наклонные линии, толщину знаков). В результате он создал свой персональный набор латинских символов алфавита, характерных для краковского региона конца XVI века по выбранным и изученным объектам-аналогам.

Проконсультировавшись с экспертами по историческому латинскому письму, я предоставил резчикам этот алфавит. Несмотря на некоторое волнение, работа была успешно завершена. Через пару лет во время выполнения зондажей объектов 2-й очереди мы нашли два камня с надписями. Все буквы без исключения соответствовали авторскому шрифту! Это не только доказало корректность выбранного подхода к историческим аналогам, но и убедительно показало правильность нашего общего направления исследований, — подчеркнулархитектор.

Крайне удачной стала находка фрагмента редкого красного «венгерского» мрамора среди строительных отвалов — наследия перестройки XVIII века. Этот уникальный образец позволил специалистам буквально вздохнуть с облегчением, поскольку
в рамках первой очереди долго велись поиски подходящего материала для отделки портала каплицы. Исторический мрамор такого качества уже считался утраченным в Европе. Выбор необходимого варианта реставраторы осуществляли на основе тщательного изучения аналогичных исторических объектов и сравнения десятков предложенных подрядчиком образцов. В итоге — поразительное совпадение: выбранный материал оказался почти полностью идентичным оригиналу. Это еще раз подтвердило профессиональную компетентность команды исследователей в области реставрации и сохранения исторического наследия.

— Сегодня настало время реконструкции и спасения того массива материальной культуры, которым мы гордимся. В период владения комплексом военным ведомством царской России задача реставрации не ставилась, качество исполнения строительных работ было очень разным во все периоды. Нельзя было оставлять замок в том виде, в котором он был на момент старта реставрации в начале XXI века. Время не щадит архитектурные жемчужины страны. Конечно же, во многом судьбоносной стала госпрограмма «Замки Беларуси», которая дала старт многолетнему марафону по восстановлению архитектурных памятников страны. Думаю, что наши потомки оценят это на должном уровне, — резюмировалОлегВладимирович.

Докопаться до истины

Достаточно интересная тема это третья очередь, в центре внимания которой находится мысовая часть холма (здесь найдены самые древние и ценные пласты материальной культуры) и консервация Нижней церкви. Олег Владимирович подчеркивает: концепция, принятая в 90-е годы на стадии обоснования инвестирования, требует пересмотра. Впереди большие исследования и сбор всей информации по этому фрагменту замкового холма. Возможно, что будет преобладать концепция археологического экспонирования существующих фрагментов, нежели воссоздания объема. Хотя есть как сторонники этой версии, так и сторонники другой. Но однозначно одно: третья очередь реставрации в плане концептуального подхода будет существенно отличаться от первых двух. У специалистов появится уникальный шанс еще раз заглянуть в прошлое. А может, главные открытия все еще прячутся под землей?

Татьяна САВИЧ,

фото из личного архива
О. Шимбарецкого

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№06-2025)

Читайте также