«Умный» город

«Умный» город

Как технологии могут улучшить нашу жизнь и что мешает их внедрению?

Технологии smart city, или «умного» города, находят все большее применение в разнообразных сферах жизни. Системы управления отходами, интеллектуальная регулировка дорожного трафика, городское освещение — вот далеко неполный перечень решений, которые могут сделать жизнь горожан комфортнее и сэкономить деньги. «РСГ» разобралась, что из smart city уже реализовано в Беларуси и что мешает внедрению инноваций.

Не хватает нормативной базы

Чтобы узнать, насколько конкретный город готов к приходу новых технологий, нужно учитывать несколько компонентов. Это инициативность местных властей, состояние физической инфраструктуры, готовность игроков рынка поставлять продукты и технологии.

Эксперт проекта ПРООН «Зеленые города» Иван ФИЛЮТИЧ отмечает, что некоторые элементы «умного» города уже сегодня могут быть внедрены в населенных пунктах Беларуси. Причем такие проекты уже частично реализуются. Среди них, например, «умное» освещение, «умная» система учета расхода ресурсов, а также некоторые решения в области устойчивой городской мобильности. В частности, при финансовой поддержке ПРООН в Новогрудке установлена система интеллектуального управления уличным освещением. Аналогичные проекты, но уже при поддержке Европейского союза реализованы в Полоцке и Березе. Не отстает и столица. В Минске уже действует порядка 1000 светоточек, модернизированных с применением самого современного оборудования.

— По компонентам «умного» освещения наши города начинают внедрять передовые практики. Для применения и мультипликации подобных решений непреодолимых барьеров нет, — рассуждает эксперт. — Вместе с тем нам есть что улучшить. Например, у нас не хватает и нормативно-правовой базы, и готовности органов государственного управления к внедрению интегрированных решений по управлению транспортными системами, управлению отходами, реализации концепции «Умный гражданин», как это сделано в ряде зарубежных городов.

Слабой областью у нас является стандартизация в области smart city. Особенно, если сравнить подходы, применяемые в ЕС и Беларуси.

— В Европе только перечень стандартов, которые регулируют те или иные технические вопросы в этой сфере, насчитывает несколько десятков страниц. А в Беларуси количество принятых ТНПА крайне ограничено, — продолжает Иван Филютич. — Соответственно, постоянно возникают вопросы стандартов передачи данных, регулирования обмена данными, различные моменты, связанные с готовностью инфраструктуры. Это та область, работа в которой на сегодняшний день до сих пор не началась. Если мы хотим идти в ногу с передовыми городами и странами, то одной из ключевых проблем является как раз область нормативно-правового, технического регулирования и стандартизации. То есть мы должны либо принять международные стандарты и адаптировать их к использованию в Беларуси, либо разработать свои национальные стандарты. Насколько мне известно, эта работа сегодня идет не так быстро, как могла бы.

Помимо нормативной базы существенно ограничивает внедрение прорывных технологий и неготовность бизнеса и местных властей.

— Такие проекты начинаются с осознания властями важности конкретных проблем и возможности их решения с помощью инноваций. Сегодня мы не уверены в том, что они в полной мере отводят технологиям решающую роль в решении конкретной коммунальной проблемы, — отмечает собеседник. — Кроме того, такие проекты невозможны без готовности местного бизнеса участвовать и внедрять новые технологии. Получается замкнутый круг: с одной стороны, без воли местных администраций не сформируется пул приоритетных проектов, который позволит индустрии вложиться в разработку конечного продукта. С другой стороны, если городские власти не видят готовый продукт, который можно внедрить уже сейчас, то они не видят и стимула серьезно заниматься этой темой. Еще одна проблема, которая выявилась на этапе внедрения пилотных проектов — квалификация наших проектировщиков, монтажников и подрядчиков. Наши организации еще не привыкли работать с такими решениями, и этап инжиниринговой проработки, проектирования зачастую сопряжен со значительными проблемами.

Собеседник отметил, что важную роль во внедрении новых технологий играют истории успеха. Если участники рынка видят, что конкретной компании удалось разработать интересный продукт, который стал успешным и позволил городу получить экономию, то это стимулирует инновации. Другие компании начинают активнее работать на этом поприще или в смежных отраслях. Но пока крупных историй успеха у нас нет. Опыт внедрения ограничен небольшими проектами.

Кто должен финансировать инновации?

Внедрение любых технических новшеств требует денег. Во всем мире основную роль в распространении решений «умного» города играют механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Это значит, что, с одной стороны, государство предлагает проработанную концепцию проекта: как он будет реализован, за счет чего инвестор станет зарабатывать деньги и возвращать инвестиции, на каких условиях бизнес и государство делят связанные с проектом риски. С другой стороны, частный бизнес готов инвестировать в такие проекты, чтобы апробировать новые технические решения и закрепиться на рынке.

— В Беларуси сегодня совершенно другая ситуация, — отмечает Иван Филютич. — Основные проекты, реализованные в этой области — умное освещение и учет ресурсов, выполнены либо за счет средств доноров (глобальных экологических фондов или ЕС), либо за деньги республиканского или местного бюджетов. За рубежом бюджетные средства не являются ключевым источником финансирования. Если мы хотим, чтобы подобного рода проекты получили широкое распространение в Беларуси, нужно создавать широкую инфраструктуру финансирования. Надо создавать условия, при которых частный бизнес будет готов инвестировать в новые технологии. Прорывные решения всегда дорогие, а бюджетных денег всегда мало.

Какие технологии нужны белорусским городам?

Все эксперты сходятся во мнении, что выбор конкретных технологий «умного» города зависит от потребностей самих населенных пунктов. Они должны решать конкретные проблемы функционирования городской инфраструктуры.

— Сегодня для белорусских городов наиболее востребованы «умный» учет энергоресурсов и «умное» освещение, — отмечает Иван Филютич. — В ближайшей перспективе надо будет сосредоточиться на развитии зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В масштабе средних и крупных населенных пунктов наиболее актуальны решения по интеллектуальному управлению дорожным движением, всевозможные приложения по управлению городской мобильностью. Например, чтобы каждый житель или гость города смог через приложение в смартфоне оптимизировать маршрут своего передвижения с помощью нескольких видов общественного транспорта, такси, скутера, элекровелосипеда и т. д. Крупные города нуждаются в разработке решений по управлению парковочными местами, непрерывному мониторингу и информированию о качестве окружающей среды. Очень актуально и управление отходами. Нужно внедрить технологию, чтобы оператор по управлению отходами и транспортная компания знали, когда наполнится конкретный контейнер с мусором и когда его нужно забрать. Это все оптимизирует логистику и снижает затраты. Я назвал только приоритетные решения, которые исходят из состояния нашей инфраструктуры, возможностей инвесторов и местных властей. В меньшей степени мы сегодня готовы к внедрению концепций «активный гражданин», «умный партисипативный городской бюджет», когда граждане в режиме реального времени будут голосовать за решения, принимаемые городской администрацией.

Отдельно

Что уже сделано в Беларуси?

Сегодня в белорусских городах активно реализуется несколько направлений smart city, среди них «умное» освещение. Сегодня около 5000 светоточек из более чем 500–600 тыс. (около 1 %) оснащено современными системами управления с возможностью дистанционного мониторинга.

В Минске внедрены некоторые элементы системы управления дорожным движением. Существуют системы адаптивного управления светофорами и отслеживания в зависимости от интенсивности транспортного потока по ключевым магистралям. То есть центр управления дорожным движением имеет возможность отслеживать и регулировать ситуацию на основных городских магистралях. Это повышает пропускную способность дорог, особенно в часы пик.

Внедрены также элементы системы общественной безопасности, когда улицы оснащены камерами с функцией распознавания лиц.

Реализован и первый в республике проект по внедрению «умного» учета потребления энергоресурсов. Это два жилых дома в Новогрудке, где за счет средств глобального экологического фонда и ООН был реализован интересный проект по диспетчеризации и учету потребления энергоресурсов (электричество, газ, тепло). Впервые в Беларуси на примере двух домов энергоснабжающая организация имеет возможность в режиме реального времени отслеживать ресурсопотребление, фиксировать отклонения в потреблении ресурсов, отпала нужда в обходах квартир для контроля показаний приборов учета. Этот проект, который лежит в основе повсеместного внедрения новой системы учетов ресурсов, был завершен в декабре 2020 г. Сейчас идет этап мониторинга соответствующего оборудования.

Отдельно

Иностранный опыт

Как в России внедряют технологии smart city

Госконтракты и концессии

В России технологии умного города активно внедряет госкорпорация «Росатом». В эксклюзивном комментарии для «РСГ» директор по коммуникациям АО «Русатом Инфраструктурные решения» Дмитрий ГРЫЗУНОВ отметил, что в России источниками финансирования внедрения технологий «умного» города могут быть средства в рамках муниципального или госконтракта, когда город или регион формирует заказ на конкретные решения исходя из своих потребностей. Могут быть собственные средства компании, инвестиции в случае создания каких-либо платформ, программных решений. Также это могут быть гранты, конкурсы, субсидии со стороны федерального бюджета. Если говорить о России, то недавно в конкурс «Лучшая муниципальная практика» включили новую номинацию «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений». Конкурс ежегодный, поэтому разные муниципалитеты получают шанс претендовать на призовое место. Объем финансирования — порядка 75 млн руб., сумма существенная. Есть гранты от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом с 2018 года в России появились формализованные механизмы государственно-частного партнерства (концессия) в IT секторе, когда были внесены необходимые изменения в законодательство.

— Допустим, есть «Водоканал», чье оборудование сильно изношено. К нему может прийти концессионер — частная компания. Она заключает соглашение с муниципалитетом, подписывает с ним инвестиционную программу, в соответствии с которой вкладывает свои и привлеченные деньги в этот «Водоканал» и эксплуатирует его в течение определенного времени, получая возврат инвестиций и утвержденную нормы прибыли. Вся инфраструктура при этом остается в муниципальной собственности, — отметил Дмитрий Грызунов. — Поскольку мы не только IT, но и ресурсоснабжающая компания, то наш опыт начинался с заключения концессионных соглашений на модернизацию систем водоснабжения и водоотведения. Одним из пунктов соглашения сразу указывался «Цифровой водоканал» — технология автоматизации отдельных бизнес-процессов и проведения анализа производственных и технологических показателей, применение которой существенно повышает эффективность и надежность работы городского водоканала.

По его словам, Росатом развивает направление «умный» город с 2018 года. Особого успеха удалось достичь в Сарове Нижегородской области. Платформа «Умный Саров» включает в себя более 40 цифровых сервисов, их состав все время обновляется. Жители города могут в режиме онлайн отслеживать работу транспорта, оплачивать услуги, покупать билеты в музеи и театры. Также за счет цифровизации процессов существенно повысилась эффективность работы муниципалитета. Время исполнения работ по обращениям граждан сократилось в четыре раза, по диспетчеризации общественного транспорта — с двух с половиной дней до полутора часов, оперативному реагированию на аварии и сбои в работе коммунальных служб — с 30 до 3 минут. Проект в Сарове включен в число лучших практик, рекомендованных ООН-Хабитат. Эти технические решения также вошли в банк решений Минстроя России.

— В прошлом году была введена в промышленную эксплуатацию система «Умный Железноводск» (Ставропольский край). Уже сегодня «умные» технологии помогают контролировать работу городского хозяйства и обеспечивать обратную связь муниципалитета с гражданами, — говорит собеседник. — В городе-курорте внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта, установлены «умные» остановки и «умные» пешеходные переходы. Действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов и накопления твердых бытовых отходов. В детских садах и школах датчики фиксируют потребление воды, тепла, электроэнергии. Благодаря круглосуточному мониторингу удается экономить около 20 % от ранее потребляемого объема ресурсов. Руководством Ставропольского края принято решение тиражировать систему в других городах региона.

Внедрение технологий возможно не только на уровне города, но и региона в целом. Так, осенью 2020 года в Мурманской области в партнерстве с Росатомом была внедрена единая цифровая платформа управления регионом, интегрированная с информационными системами Мурманской области. Проект вошел в список лучших практик цифровой трансформации. На платформе интегрировано более 20 информационных систем 16 ведомств. Результаты — усиление функций планирования и контроля, ускорение отработки поручений по операционным вопросам управления регионом, вовлеченность министерств и ведомств в решение стратегических задач. В составе комплекса — портал «Наш Север», платформы «Инвестиционный портал Мурманской области», «Туристический портал Мурманской области», «Интеллектуальная система учета строительства, ремонта содержания (обслуживания) дворовых территорий, общественных территорий, объектов городского хозяйства, расположенных на территории Мурманской области», «Система мониторинга уборки территорий муниципальных образований Мурманской области». Все данные поступают на единую цифровую платформу управления регионом (ЕЦПУР), которая собирает, обобщает и анализирует информацию из разных источников — ведомственных информационных систем региона, электронных баз данных и других.

Что мешает?

Не обошлось и без сложностей.

— На основании опыта работы в десятках муниципалитетов наши эксперты выделили пять барьеров для цифровой трансформации муниципалитета, — обозначил Дмитрий Грызунов. — Это перегруженность сотрудников; отсутствие у них компетенций по оптимизации процессов и работе с системной архитектурой; не стыкующиеся между собой ИТ-системы и неструктурированные данные; «действия для галочки» (например, когда под давлением сверху муниципалитет вынужден ставить еще одну ИТ-систему, вместо того чтобы интегрировать ту, которая у него уже есть); недостаток финансирования. Мы стараемся вместе с муниципалитетами решать эти проблемы как за счет цифровых технологий, так и внедряя передовые практики управления процессами. Помогает наше решение — интеграционная платформа, которая позволяет объединять все разрозненные действующие IT-системы в муниципалитете в единую цифровую среду. Мы уже имеем собственные практики и методологии, как делать проекты по цифровизации городского хозяйства быстрее: какие подводные камни обойти, кого вовлечь, чем заинтересовать операторов, как обучить сотрудников муниципалитета. Мы готовы и дальше реализовывать эти решения.

Отдельный вопрос — готовность местных жителей и региональных элит к внедрению новых технологий.

— Сейчас смартфон есть почти у каждого. А значит, у людей есть возможность и желание пользоваться цифровыми сервисами и с их помощью упрощать себе жизнь, — говорит Дмитрий Грызунов. — Что касается муниципалитетов, с которыми мы работали, здесь ситуация неоднозначная. Часть сотрудников боится, что цифровизация может добавить им работы, а они итак уже перегружены: муниципальные сервисы для жителей города стали общедоступными, количество обращений от граждан растет в геометрической прогрессии, а численность персонала муниципалитета остается на том же уровне. Поэтому, когда мы работаем с муниципалитетами, это не просто цифровизация — это управление изменениями. Поддержка идет через обучение, постоянное сопровождение проекта. Важно работать с людьми, чтобы они стали нашими партнерами, а не принимали в штыки новое. Почти в каждом подразделении есть люди, готовые стать проводниками изменений, они постепенно подтягивают за собой остальных. Анализ конкретных бизнес-процессов идет вместе с сотрудниками, которые вовлекаются в общую работу, начинают видеть плюсы будущей цифровизации. Только после этого можно приступать к аналитике и улучшению управленческих процессов, а потом уже к внедрению цифровых сервисов. Что касается «продвинутости» тех или иных регионов, опять-таки, опираясь на свой опыт работы, можем сказать, что очень многое зависит от руководителя. Там, где глава города или губернатор увлечены идеей цифровизации, дело движется очень быстро.

Читайте также