Трудоустройство иностранных специалистов — инструкция для работодателя

Трудоустройство иностранных специалистов — инструкция для работодателя

Наем иностранных специалистов — полезный инструмент в ситуации, когда найти требуемых работников внутри страны не представляется возможным. Однако вместе с эффективностью приходят и трудности практического и правового характера. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь подготовило памятку в виде примерного алгоритма действий, который поможет организациям, желающим нанять трудящихся-иммигрантов.

Следует отметить, что отношения в области внешней трудовой миграции, связанные с осуществлением трудовой деятельности трудящимися-эмигрантами и трудящимися-иммигрантами, в Республике Беларусь регулируются законодательством о внешней трудовой миграции, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Законодательство о внешней трудовой миграции основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции) и иных актов законодательства, в числе которых:

· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

· Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);

· Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;

· Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»;

· Положение о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 885 «О порядке оказания услуг по подбору персонала» (далее — Положение о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала);

· Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (далее — Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь);

· Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда, на 2024 год, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.12.2023 № 52 (далее — Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда, на 2024 год).

Предложенный Минстройархитектуры алгоритм возможен для использования когда:

1) исчерпаны возможности найти квалифицированных рабочих из числа граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в стране;

2) есть возможность привлечь квалифицированных рабочих из-за рубежа по Перечню профессий рабочих (должностей служащих);

3) немаловажным аспектом является привлечение трудящихся-иммигрантов для долгосрочного сотрудничества либо проекта, реализация которого требует квалифицированных специалистов со знаниями и опытом (при условии, что подобные специалисты в стране отсутствуют).

1 шаг. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

В случае выполнения вышеперечисленных условий начать необходимо с аналитического этапа, в ходе которого ответственным за привлечение рабочих-иностранцев лицам необходимо:

· сформировать портфель потребности в кадрах по таким критериям, как требуемое количество специалистов, их профессии и специальности;

· запланировать объем работ для привлеченных иностранных специалистов;

· изучить нормативно-правовую базу и юридические практики, опыт по привлечению трудящихся-иммигрантов для трудовой деятельности в стране;

· ознакомиться с национально-культурными, религиозными обычаями страны, из которой планируется привлечь трудящихся;

· подготовить к процессу трудоустройства и заселению рабочих:

— проект срочного трудового договора;

— распределение в бригады (из практического опыта рекомендуется распределять иностранцев в разные бригады, а также учитывать степень владения ими русским языком);

— место проживания (общежитие либо иное жилое помещение).

Сроки реализации аналитического этапа определяются руководителем и зависят от актуальности задачи по привлечению к работе трудящихся-иммигрантов в конкретной организации.

Руководство организации — потенциального нанимателя должно учитывать, что привлечение иностранной рабочей силы на предприятия строительной отрасли влечет за собой риски, основными из которых являются нарушения в работе организации в случае найма неквалифицированных специалистов, частой смены миграционных специалистов и рабочих.

2 шаг. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Ищем и подбираем

Оценив риски и приняв решение о найме, необходимо переходить к наиболее сложному этапу — подготовительному. На данном этапе важно найти способ привлечения рабочих. Трудоустройство в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов предприятие может осуществлять:

· при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала индивидуальными предпринимателями. Порядок оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

· самостоятельно.

Использование услуг по подбору персонала

Согласно Положению о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала услуги по подбору персонала из числа иностранцев могут оказываться на основании:

· договора на оказание услуг, заключаемого между агентством и иностранцем;

· договора на оказание услуг по подбору персонала, заключаемого между агентством и нанимателем Республики Беларусь;

· договора (соглашения) о сотрудничестве, заключаемого между агентством и иностранным юридическим лицом или не являющейся юридическим лицом иностранной организацией, оказывающими услуги по подбору персонала.

Договор на оказание услуг по подбору персонала, заключаемый между агентством и нанимателем Республики Беларусь, помимо требований, установленных законодательством, должен содержать:

· сведения о количестве необходимых нанимателю Республики Беларусь работников из числа иностранцев, квалификационных и иных требованиях, предъявляемых к ним;

· сведения о предлагаемых иностранцу нанимателем Республики Беларусь условиях трудового договора, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК и условиях, предусмотренных  ч. 2 ст. 33 Закона о внешней трудовой миграции;

· обязанность агентства согласовывать с нанимателем Республики Беларусь кандидатуры иностранцев.

Приблизительно похожие условия сохраняются при взаимодействии с индивидуальными предпринимателями.

Важно отметить, что при изучении конъюнктуры рынка услуг по подбору персонала, оказываемых агентствами Республики Беларусь, было выявлено следующее:

· в Республике Беларусь крайне мало агентств, осуществляющих подбор иностранного персонала;

· в агентствах отсутствуют специалисты для профильного собеседования с кандидатами по специальности.

В то же время агентства предусматривают все нюансы, связанные с наймом и доставкой рабочих в страну, и оплата услуг агентства осуществляется по факту согласования заказчиком предложенной кандидатуры работника. К сожалению, на практике кадровые агентства не могут гарантировать не только конкретных сроков оказания услуг по подбору персонала, но и исполнение поручения в целом.

Как видим, услуги агентств по подбору персонала из числа иностранцев на сегодняшний день не в полной мере удовлетворяют потребности строительных компаний в преодолении дефицита кадров.

Самостоятельный поиск иностранной рабочей силы

Данный вариант предполагает одновременное задействование ресурсов кадровой службы, внешнеэкономических связей и профильных отделов, на вакансии которых необходимо подобрать иностранных рабочих и (или) специа­листов.

Где же искать иностранных специалистов?

Для поиска и подбора иностранной рабочей силы организации Республики Беларусь могут использовать:

· портал rabota.by;

· иностранные интернет-площадки по поиску работы: hh.ru, superjob.ru, zarplata.ru, jobrun.ru, gorodrabot.ru, rabota.ru и другие;

· международная система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана
и России — на официальном сайте белорусской службы занятости в разделе «Работа без границ» (https://gsz.gov.by/rbg/);

· взаимодействие с учреждениями образования, реализующими программы высшего, средне-специального и профессионально-технического образования, по вопросам агитации иностранных студентов с целью трудоустройства на предприятия строительной отрасли;

· «сарафанное радио» — проведение бесед с уже работающими иностранцами с целью распространения информации о вакансиях нанимателя среди знакомых работников за границей.

При подборе иностранных кандидатов их собеседование можно проводить в удаленном формате путем видеосвязи. Соискатели, прошедшие собеседование, приглашаются в офис компании в Республику Беларусь для оформления трудо­устройства. На этом этапе должны быть решены вопросы о возмещении затрат кандидата на проживание и дорогу, а также иные организационные вопросы.

Внимание!

Согласно Закону о внешней трудовой миграции осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается в соответствии с положениями Закона о внешней трудовой миграции и иных актов законодательства, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. На открытые вакансии в первую очередь необходимо приглашать граждан Республики Беларусь.

Трудящиеся-иммигранты не вправе занимать должности служащих, занятие которых в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Осуществление трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в Республике Беларусь без получения нанимателем Республики Беларусь специального разрешения и заключения трудового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о внешней трудовой миграции и иными законодательными актами. Специальное разрешение выдается в отношении иностранца по заявлению нанимателя Республики Беларусь.

3 шаг. ПРИБЫТИЕ РАБОЧИХ И ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВО

С трудящимся-иммигрантом заключается срочный трудовой договор, за исключением контракта. Срок трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения.

В трудовом договоре, заключаемом между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК, должны быть указаны условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта, а также размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.

Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках. В случае, если русский и белорусский языки не являются родными или не понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке.

Заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством иностранного государства, если иное не установлено соглашением сторон.

Исключение содержит п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (государствами — членами ЕАЭС, кроме Республики Беларусь являются Республика Казахстан, Российская Федерация, Кыргызская Республика
и Республика Армения).

Специальные разрешения в рамках строительной отрасли также не требуются для заключения трудовых договоров с иностранцами:

· являющимися участниками студенческих отрядов;

· получающими профессионально-техничес­кое, среднее специальное и высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по трудовым договорам с продолжительностью рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде;

· получившими профессионально-техничес­кое, среднее специальное и высшее образование
в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по полученной специальности и (или) присвоенной квалификации;

· привлекаемыми по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда на 2024 год. В этот перечень входят в том числе:

РабочиеСлужащие
водитель автомобиляинженер
бетонщикинженер-конструктор
каменщикинженер-технолог
маляринженер-энергетик
плотник 
рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений 
слесарь-ремонтник 
токарь 
штукатур 
фрезеровщик 
электрогазосварщик 

Наниматели Республики Беларусь, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь вышеуказанных иностранцев, письменно уведомляют подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее — подразделения по гражданству и миграции) по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено законодательными актами, о:

· заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);

· прекращении трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его прекращения.

Практическим путем определено, что этап поиска и подбора иностранных специалистов может занять до 90 дней.

Принимаем и трудоустраиваем

В течение первого дня рабочим необходимо пройти медкомиссию, заключить трудовые договоры и заселиться в общежитие (иное жилье). На второй день — пройти инструктаж, получить спецодежду, распределиться в бригады и приступить к работе.

Срок реализации этапа не должен занимать более 3 дней.

Важно отметить, что:

· действия специалистов и служб организации-­нанимателя в ходе данного этапа демонстрируют их подготовленность прибывшим специалистам;

· в ходе данного этапа организация должна осуществлять взаимодействие с подразделениями по гражданству и миграции, местными органами госуправления.

4 шаг. КОНТРОЛЬ

Заключительный этап предполагает постоянный анализ информации от бригадиров о качестве выполняемых трудящимися-иммигрантами работ и морально-психологической обстановке в бригаде с целью принятия управленческих решений руководством организации.

В обязательном порядке руководству организации необходимо регулярно проводить встречи с трудящимися-иммигрантами на рабочих местах и по месту проживания. Также важно организовать проведение с трудящимися-иммигрантами идеологической работы в контексте общей, проводимой в коллективе.

Подготовили Валерий Федоров  и Мария БУРНОС  по материалам Минстройархитектуры

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№32-2024)

Читайте также