Наем иностранных специалистов — полезный инструмент в ситуации, когда найти требуемых работников внутри страны не представляется возможным. Однако вместе с эффективностью приходят и трудности практического и правового характера. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь подготовило памятку в виде примерного алгоритма действий, который поможет организациям, желающим нанять трудящихся-иммигрантов.
Следует отметить, что отношения в области внешней трудовой миграции, связанные с осуществлением трудовой деятельности трудящимися-эмигрантами и трудящимися-иммигрантами, в Республике Беларусь регулируются законодательством о внешней трудовой миграции, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Законодательство о внешней трудовой миграции основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон о внешней трудовой миграции) и иных актов законодательства, в числе которых:
· Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
· Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
· Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
· Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»;
· Положение о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 885 «О порядке оказания услуг по подбору персонала» (далее — Положение о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала);
· Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (далее — Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь);
· Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда, на 2024 год, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.12.2023 № 52 (далее — Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда, на 2024 год).
Предложенный Минстройархитектуры алгоритм возможен для использования когда:
1) исчерпаны возможности найти квалифицированных рабочих из числа граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в стране;
2) есть возможность привлечь квалифицированных рабочих из-за рубежа по Перечню профессий рабочих (должностей служащих);
3) немаловажным аспектом является привлечение трудящихся-иммигрантов для долгосрочного сотрудничества либо проекта, реализация которого требует квалифицированных специалистов со знаниями и опытом (при условии, что подобные специалисты в стране отсутствуют).
1 шаг. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
В случае выполнения вышеперечисленных условий начать необходимо с аналитического этапа, в ходе которого ответственным за привлечение рабочих-иностранцев лицам необходимо:
· сформировать портфель потребности в кадрах по таким критериям, как требуемое количество специалистов, их профессии и специальности;
· запланировать объем работ для привлеченных иностранных специалистов;
· изучить нормативно-правовую базу и юридические практики, опыт по привлечению трудящихся-иммигрантов для трудовой деятельности в стране;
· ознакомиться с национально-культурными, религиозными обычаями страны, из которой планируется привлечь трудящихся;
· подготовить к процессу трудоустройства и заселению рабочих:
— проект срочного трудового договора;
— распределение в бригады (из практического опыта рекомендуется распределять иностранцев в разные бригады, а также учитывать степень владения ими русским языком);
— место проживания (общежитие либо иное жилое помещение).
Сроки реализации аналитического этапа определяются руководителем и зависят от актуальности задачи по привлечению к работе трудящихся-иммигрантов в конкретной организации.
Руководство организации — потенциального нанимателя должно учитывать, что привлечение иностранной рабочей силы на предприятия строительной отрасли влечет за собой риски, основными из которых являются нарушения в работе организации в случае найма неквалифицированных специалистов, частой смены миграционных специалистов и рабочих.
2 шаг. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Ищем и подбираем
Оценив риски и приняв решение о найме, необходимо переходить к наиболее сложному этапу — подготовительному. На данном этапе важно найти способ привлечения рабочих. Трудоустройство в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов предприятие может осуществлять:
· при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала индивидуальными предпринимателями. Порядок оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
· самостоятельно.
Использование услуг по подбору персонала
Согласно Положению о порядке оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала услуги по подбору персонала из числа иностранцев могут оказываться на основании:
· договора на оказание услуг, заключаемого между агентством и иностранцем;
· договора на оказание услуг по подбору персонала, заключаемого между агентством и нанимателем Республики Беларусь;
· договора (соглашения) о сотрудничестве, заключаемого между агентством и иностранным юридическим лицом или не являющейся юридическим лицом иностранной организацией, оказывающими услуги по подбору персонала.
Договор на оказание услуг по подбору персонала, заключаемый между агентством и нанимателем Республики Беларусь, помимо требований, установленных законодательством, должен содержать:
· сведения о количестве необходимых нанимателю Республики Беларусь работников из числа иностранцев, квалификационных и иных требованиях, предъявляемых к ним;
· сведения о предлагаемых иностранцу нанимателем Республики Беларусь условиях трудового договора, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК и условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 33 Закона о внешней трудовой миграции;
· обязанность агентства согласовывать с нанимателем Республики Беларусь кандидатуры иностранцев.
Приблизительно похожие условия сохраняются при взаимодействии с индивидуальными предпринимателями.
Важно отметить, что при изучении конъюнктуры рынка услуг по подбору персонала, оказываемых агентствами Республики Беларусь, было выявлено следующее:
· в Республике Беларусь крайне мало агентств, осуществляющих подбор иностранного персонала;
· в агентствах отсутствуют специалисты для профильного собеседования с кандидатами по специальности.
В то же время агентства предусматривают все нюансы, связанные с наймом и доставкой рабочих в страну, и оплата услуг агентства осуществляется по факту согласования заказчиком предложенной кандидатуры работника. К сожалению, на практике кадровые агентства не могут гарантировать не только конкретных сроков оказания услуг по подбору персонала, но и исполнение поручения в целом.
Как видим, услуги агентств по подбору персонала из числа иностранцев на сегодняшний день не в полной мере удовлетворяют потребности строительных компаний в преодолении дефицита кадров.
Самостоятельный поиск иностранной рабочей силы
Данный вариант предполагает одновременное задействование ресурсов кадровой службы, внешнеэкономических связей и профильных отделов, на вакансии которых необходимо подобрать иностранных рабочих и (или) специалистов.
Где же искать иностранных специалистов?
Для поиска и подбора иностранной рабочей силы организации Республики Беларусь могут использовать:
· портал rabota.by;
· иностранные интернет-площадки по поиску работы: hh.ru, superjob.ru, zarplata.ru, jobrun.ru, gorodrabot.ru, rabota.ru и другие;
· международная система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана
и России — на официальном сайте белорусской службы занятости в разделе «Работа без границ» (https://gsz.gov.by/rbg/);
· взаимодействие с учреждениями образования, реализующими программы высшего, средне-специального и профессионально-технического образования, по вопросам агитации иностранных студентов с целью трудоустройства на предприятия строительной отрасли;
· «сарафанное радио» — проведение бесед с уже работающими иностранцами с целью распространения информации о вакансиях нанимателя среди знакомых работников за границей.
При подборе иностранных кандидатов их собеседование можно проводить в удаленном формате путем видеосвязи. Соискатели, прошедшие собеседование, приглашаются в офис компании в Республику Беларусь для оформления трудоустройства. На этом этапе должны быть решены вопросы о возмещении затрат кандидата на проживание и дорогу, а также иные организационные вопросы.
Внимание!
Согласно Закону о внешней трудовой миграции осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается в соответствии с положениями Закона о внешней трудовой миграции и иных актов законодательства, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. На открытые вакансии в первую очередь необходимо приглашать граждан Республики Беларусь.
Трудящиеся-иммигранты не вправе занимать должности служащих, занятие которых в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Осуществление трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в Республике Беларусь без получения нанимателем Республики Беларусь специального разрешения и заключения трудового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о внешней трудовой миграции и иными законодательными актами. Специальное разрешение выдается в отношении иностранца по заявлению нанимателя Республики Беларусь.
3 шаг. ПРИБЫТИЕ РАБОЧИХ И ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВО
С трудящимся-иммигрантом заключается срочный трудовой договор, за исключением контракта. Срок трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения.
В трудовом договоре, заключаемом между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных ч. 2 ст. 19 ТК, должны быть указаны условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта, а также размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.
Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках. В случае, если русский и белорусский языки не являются родными или не понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке.
Заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством иностранного государства, если иное не установлено соглашением сторон.
Исключение содержит п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (государствами — членами ЕАЭС, кроме Республики Беларусь являются Республика Казахстан, Российская Федерация, Кыргызская Республика
и Республика Армения).
Специальные разрешения в рамках строительной отрасли также не требуются для заключения трудовых договоров с иностранцами:
· являющимися участниками студенческих отрядов;
· получающими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по трудовым договорам с продолжительностью рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде;
· получившими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование
в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по полученной специальности и (или) присвоенной квалификации;
· привлекаемыми по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в Перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений по защите национального рынка труда на 2024 год. В этот перечень входят в том числе:
Рабочие | Служащие |
водитель автомобиля | инженер |
бетонщик | инженер-конструктор |
каменщик | инженер-технолог |
маляр | инженер-энергетик |
плотник | |
рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений | |
слесарь-ремонтник | |
токарь | |
штукатур | |
фрезеровщик | |
электрогазосварщик |
Наниматели Республики Беларусь, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь вышеуказанных иностранцев, письменно уведомляют подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее — подразделения по гражданству и миграции) по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено законодательными актами, о:
· заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);
· прекращении трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его прекращения.
Практическим путем определено, что этап поиска и подбора иностранных специалистов может занять до 90 дней.
Принимаем и трудоустраиваем
В течение первого дня рабочим необходимо пройти медкомиссию, заключить трудовые договоры и заселиться в общежитие (иное жилье). На второй день — пройти инструктаж, получить спецодежду, распределиться в бригады и приступить к работе.
Срок реализации этапа не должен занимать более 3 дней.
Важно отметить, что:
· действия специалистов и служб организации-нанимателя в ходе данного этапа демонстрируют их подготовленность прибывшим специалистам;
· в ходе данного этапа организация должна осуществлять взаимодействие с подразделениями по гражданству и миграции, местными органами госуправления.
4 шаг. КОНТРОЛЬ
Заключительный этап предполагает постоянный анализ информации от бригадиров о качестве выполняемых трудящимися-иммигрантами работ и морально-психологической обстановке в бригаде с целью принятия управленческих решений руководством организации.
В обязательном порядке руководству организации необходимо регулярно проводить встречи с трудящимися-иммигрантами на рабочих местах и по месту проживания. Также важно организовать проведение с трудящимися-иммигрантами идеологической работы в контексте общей, проводимой в коллективе.
Подготовили Валерий Федоров и Мария БУРНОС по материалам Минстройархитектуры