Такое разное строительство. Часть 3

Такое разное строительство. Часть 3

Продолжаем беседу с начальником инспекции Госстройнадзора по г. Минску Ириной КОЛЕСНИКОВОЙ о различиях в работе органов Госстройнадзора Республики Беларусь (далее — ГСН) и Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее — ГСН СПБ), выявленных в ходе визита белорусской делегации к своим российским коллегам. В этот раз в центре внимания — цифровизация надзорной деятельности в строительстве, ее роль и место в деятельности ГСН СПБ.

Без цифровизации никак

На современном этапе вопросы цифрового развития входят в приоритетные направления социально-экономического развития любого государства. От них зависит его экономическая, информационная и технологическая безопасность. Внедрение цифровых технологий электронного взаимодействия участников строительной деятельности и государственных органов в Республике Беларусь обеспечит формирование единого информационного пространства в сфере строительства, тем самым гарантирует прозрачность процессов в системе, позволит контролировать ход осуществления процедур и упростит их исполнение, — подчеркивает важность цифровизации строительной отрасли Ирина Колесникова.

Как обстоят дела с цифровизацией у государственных органов надзора за строительством в городе на Неве? В прошлый раз мы узнали, что ГСН СПБ входит в структуру органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга. В связи с этим необходимо рассматривать его деятельность с учетом системы, в которой он находится. Это же касается и вопросов цифровизации органов строительного надзора, вписанных в единую систему цифровизации региона.

Единая система, чтобы управлять строительным комплексом

Как отмечает Ирина Колесникова, уровень цифровизации бизнес-процессов ГСН СПБ находится на высоком уровне: вся необходимая документация — начиная с обращения заказчика (застройщика) за разрешением на производство строительно-монтажных работ и регистрации объектов строительства до ТИМ(BIM)-модели здания и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — направляется участниками строительства в органы строительного надзора в электронном виде.

Кроме того, в электронном виде реализованы как взаимодействие с субъектами хозяйствования региона, так и иные действия, связанные с функционированием строительного комплекса города в целом. Производятся они посредством Единой системы строительного комплекса Санкт-Петербурга (далее — ЕССК), — добавляет начальник инспекции.

ЕССК — универсальная интеграционная платформа информационных систем органов государственного управления и местного самоуправления, ресурсно-снабжающих организаций (РСО) и организаций инвестиционно-строительной сферы. ЕССК является инструментом, призванным сделать процессы оказания государственных услуг и исполнения процедур в строительной отрасли понятными, контролируемыми и более эффективными путем минимизации сроков и повышения прозрачности процессов в сфере строительства.

Система обеспечивает формирование единого информационного пространства в сфере строительства в Санкт-Петербурге через:

· легитимизацию электронного взаимодействия между участниками реализации процедур строительной сферы;

· представление заявителем информации единожды по принципу «Одно окно» (не требуется повторный ввод информации, предоставленной по ранее исполненным процедурам);

· возможность для местных органов власти и подведомственных организаций иметь доступ ко всей информации, необходимой для реализации заявленных административных процедур;

· функционирование единого хранилища информации и документов по каждому строительному проекту, реализуемому в городе, вне зависимости от источника финансирования;

· ведение Портала информационного взаимодействия с профильной аудиторией в части размещения информации и получения обратной связи (дай­джесты, дорожные карты, расширенное описание федеральных требований, калькулятор процедур и иные интерактивные сервисы).

Основные участники взаимодействия ЕССК приведены на рис. 1.

Хочу обратить внимание на такого участника взаимодействия ЕССК, как проектный офис администрации губернатора Санкт-Петербурга. Важным направлением деятельности офиса является выстраивание конструктивного диалога между бизнесом и властью по выявлению проблем, препятствующих эффективному развитию предпринимательства и определению путей их решения, — отмечает Ирина Колесникова. — В направлении внедрения в исполнительных органах власти проектных методов управления офис осуществляет методическое и методологическое обеспечение проектной деятельности. В том числе адаптацию федеральных положений и рекомендаций применительно к Санкт-Петербургу, а также встраивание адаптированной методологии в существующую структуру управления в регионе.

Проектный офис был создан в рамках выполнения поставленной Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ задачи по созданию региональных структур, которые должны на основе проектного подхода обеспечить деятельность по улучшению условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров, а также внедрению проектных методов управления в государственном секторе. Именно перед проектным офисом была поставлена задача обеспечить максимальный перевод услуг и процедур для бизнеса в электронный вид и, как следствие, сделать все процессы четко регламентированными, прозрачными, высокотехнологичными, а также исключить субъективный фактор и сократить сроки их реализации.

Таким образом был сформирован состав компонентов ЕССК, схематично приведенный на рис. 2.

Принципиально ЕССК функционирует следующим образом: посредством электронной подписи (аналогичной белорусской ЭЦП) каждый участник системы получает доступ к личному кабинету и всем электронным ресурсам, — рассказывает Ирина Колесникова. — При этом ЕССК имеет возможность через специально разработанную интеграционную шину запрашивать информацию и сведения из сторонних источников: государственных банков данных и регистров, например, федерального портала госуслуг, единого государственного реестра юридических лиц, реестров лицензий, имущества, должников, баз данных правоохранительных и налоговых органов и так далее. Важно отметить, что все запросы и ответы в ЕССК имеют юридическую силу.

В части цифрового взаимодействия ГСН СПБ с субъектами хозяйствования посредством ЕССК можно выделить следующие основные процедуры, осуществляемые в электронном виде (перечень не является исчерпывающим):

· при получении разрешения на строительство: выдача, продление, внесение изменений, исправление технической ошибки в выданном разрешении;

· при осуществлении контрольной деятельности: направление извещения об устранении нарушений, внесение изменений в программу проверок, направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и иное;

· при вводе объекта в эксплуатацию: выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, направление технического плана объекта после процедуры выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства и иное.

Полезный инструментарий

Из интересных ресурсов ЕССК в части компетенций ГСН СПБ можно выделить Реестр объектов капитального строительства (далее — реестр ОКС), данные которого отображаются на карте города либо в текстовом формате, — рассказывает Ирина Колесникова.

Карта объектов строительства отображает план создания объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры, а также информацию о подготовленных площадках с использованием геоинформационного сервиса (рис. 3).

Из текстовой карточки объекта реестра ОКС можно узнать информацию, отображаемую, как правило, на строительном паспорте, а также сведения об этапе строительства, на котором сейчас находится объект (например, оформление прав на земельный участок, получение разрешения на строительство, производство строительно-монтажных работ).

Жизненный цикл строительного объекта в Санкт-Петербурге начинается с этапа «Определение формы взаимодействия инвестора с исполнительными органами власти», а завершается этапом «Оформление прав на недвижимое имущество», — отмечает Ирина Колесникова. — В Республике Беларусь точкой начала инвестиционного строительного проекта является «Инвестиционный замысел», а завершающей — «Ввод объекта в эксплуатацию». Данные различия в границах строительного проекта обоснованы ведомственной подчиненностью ГСН и ГСН СПБ, а также задачами, стоящими перед органами Госстройнадзора обеих стран.

Еще одним интересным ресурсом ЕССК является Калькулятор процедур строительства.

Это, по сути, белорусский Альбом схем управления инвестиционными проектами в строительстве, переведенный в электронную форму, — сравнивает начальник инспекции. — Калькулятор позволяет рассчитать срок проекта на основании выстроенных взаимосвязей и длительности процедур в строительстве.

Калькулятор дает возможность ознакомиться с расчетом типовой (усредненной) модели и скачать ее в формате .pdf.

Модель содержит информацию о стадиях, последовательности процедур, их исполнителях, сроке исполнения по регламенту и среднем фактическом сроке исполнения, а также вероятность прохождения процедуры ранее регламентного срока.

По такому же принципу построен Калькулятор процедур индивидуальной модели реализации проекта строительства многоквартирного или индивидуального жилого дома, производственного объекта с площадью менее или более 1500 м2, объектов иного назначения, в котором можно рассчитать срок выполнения всех процедур с возможностью моделирования по типу объекта, необходимости подключения к сетям, с учетом особых условий строительства, например, высотности здания, необходимости получения спецтехусловий или ограничения транспортного движения на время строительства.

Полученная модель позволяет регулятору строительной деятельности, местным органам власти моделировать длительность жизненного цикла строительного проекта путем оптимизации процедур, видеть, какие из них действительно влияют на критический путь проекта, и точечно вносить изменения в регулирующие инвестпроцесс НПА и ТНПА.

Для инвестора, заказчика строительства модель позволяет смоделировать последовательность действий при реализации проекта, с достаточной степенью точности рассчитать длительность инвестиционного проекта, а, соответственно, его бюджет, осуществить ресурсное планирование, что, в свою очередь, повышает вероятность завершения проекта в срок, в рамках бюджета и заданным качеством.

Исполнительная документация в электронном виде

С 01.09.2023 в Российской Федерации действует приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.12.2022 № 1026/пр «Об утверждении формы и порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства», установивший возможность ведения исполнительной документации на бумажном носителе или в форме электронных документов без дублирования на бумажном носителе.

Требования к ведению исполнительной документации в электронном виде устанавливает ГОСТ Р 70108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде». Этим стандартом определено, что процессы формирования и ведения электронной исполнительной документации осуществляются посредством информационной системы, которая должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Также обязательным условием перехода на электронную исполнительную документацию является подтвержденное согласие всех участников электронного взаимодействия: заказчика, генерального подрядчика и других подписантов.

Исполнительная документация в форме электронных документов формируется и представляется в виде файлов в формате .xml. Исполнитель работ формирует и ведет исполнительную документацию, заверенную электронной подписью, в соответствии с перечнем, утвержденным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.

Введение института электронной исполнительной документации обеспечивает возможность подписания общего и специальных журналов с помощью ЭЦП, полный переход ведения строительных процессов в электронный формат с отсутствием необходимости дублировать сведения с электронных носителей на бумажные, а, соответственно, обеспечивает сокращение бумажного документооборота и затраты в целом.

В частности, такая документация предоставляется в ГСН СПБ посредством ЕССК при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также при проведении выездной проверки после завершения строительства объекта.

Справочно: В Республике Беларусь с 20 июля текущего года вступает в действие СП 1.03.16-2024 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде», устанавливающие положения, определяющие процессы формирования и ведения исполнительной документации в электронном виде при возведении, реконструкции, модернизации и капитальном ремонте объектов 1–4 классов сложности.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№23-2024)

Читайте также