Стройотрасль переходит на законодательство о госзакупках

С 1 июля 2021 г. прекращает действие Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Теперь правовое регулирование вопросов, связанных с закупками товаров (работ, услуг) в отрасли, будет осуществляться в соответствии с законодательством о государственных закупках. Предполагается, что это позволит детализировать порядок проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

 

На общественное обсуждение, организатором которого выступает Министерство архитектуры и строительства, вынесен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее — проект постановления), которым вносятся изменения в постановления Правительства от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Постановление № 395) и 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (далее — Постановление № 499).

В частности, проектом постановления предусмотрено установление размера обеспечения исполнения договоров на работы и услуги при строительстве, при снижении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а именно Постановление № 395 дополнено п. 1.10, согласно которому в случае приобретения работ (услуг) при строительстве в договор включается обязательное условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору.

Если цена предложения участника — победителя открытого конкурса, закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, который составляют работы (услуги) при строительстве, в пределах от 10 до 15 %, то обязательно обеспечение исполнения обязательств по такому договору в размере 15 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а при уменьшении цены предложения участника-победителя более чем на 15 % обязательно обеспечение исполнения обязательств по такому договору в размере 30 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

В случае если при проведении электронного аукциона цена последней ставки, а в случаях, установленных законодательством о государственных закупках, — предпоследней ставки участника-победителя меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, который составляют работы (услуги) при строительстве, в пределах от 10 до 15 %, то обязательно обеспечение исполнения обязательств по такому договору в размере 15 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Если цена последней ставки, а в случаях, установленных законодательством о государственной закупках, — предпоследней ставки участника-победителя меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки более чем на 15 %, то обязательно обеспечение исполнения обязательств  акому договору в размере 30 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

Если по результатам проведения процедуры закупки из одного источника цена договора государственной закупки меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, который составляют работы (услуги) при строительстве, в пределах от 10 до 15 %, то обязательно обеспечение исполнения обязательств по такому договору в размере 15 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а если цена договора государственной закупки меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки более чем на 15 %, то обязательно обеспечение исполнения обязательств по такому договору в размере 30 % от ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

Если договором государственной закупки предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по такому договору должен составлять не менее 50 % размера аванса.

Кроме того, учитывая особенности строительной отрасли, приложение 1 к Постановлению № 395 дополнено требованиями к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), а именно:

— при участии в закупке по возведению зданий и сооружений, осуществлению общестроительных работ по возведению зданий и сооружений требуется подтвердить:

способность участника выполнить не менее 50 % работ  (оказать не менее 50 % услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами — документом, подписанным участником, о выполнении работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, не менее трех лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника) — реестром договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки));

деловую репутацию участника — не менее чем тремя положительными отзывами о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, сопоставимых по цене (не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) за последние три года);

— при оказании услуг в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий и связанных с ними консультаций в технических областях требуется подтвердить:

способность участника выполнить не менее 75 % работ (оказать не менее 75 % услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами — документом, подписанным участником, о выполнении работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, не менее трех лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника) — реестром договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года, в том числе содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене (не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки;

деловую репутацию участника — не менее чем тремя положительными отзывами о качестве и соблюдении сроков выполнения работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных, сопоставимых по цене (не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) за последние три года).

В целях обеспечения выбора наиболее квалифицированных подрядных организаций Постановление № 449 дополнено критериями оценки и сравнения предложений нестоимостной группы для строительной отрасли, а именно:

— условиями предоставления аванса при выполнении работ (оказании услуг) по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающими выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовке разрешительной и проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ;

— общей ценой договоров, соответствующих предмету государственной закупки, или аналогичных, исполненных участником за последние три года;

— финансовым положением участника, в том числе размером годовой выручки (дохода).

При этом для создания условий по выбору наиболее компетентных подрядных организаций п. 3 приложения к Постановлению № 449 дополнен требованиями в отношении разработчиков предпроектной и проектной документации, инженеров (инженерных организации) и подрядных организаций при строительстве, в части удельного веса групп критериев оценки стоимостной и нестоимостной группы критериев оценки.

Проектом постановления закреплено требование об обязательности применения установленных для строительной отрасли критериев оценки.

Предполагается, что установленные требования позволят обеспечить выбор наиболее квалифицированных подрядных организаций и соответственно обеспечить высокое качество выполняемых работ (услуг), а также сдачу объектов в нормативные сроки.

Кроме того, в связи с прекращением с 1 июля 2021 г. действия Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» подлежит признанию утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Свои замечания и предложения по проекту можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 1 июня по 11 июня 2021 г.

Стройотрасль переходит на законодательство о госзакупках

Читайте также