Строил дома — значит жизнь прожита не зря!

Строил дома — значит жизнь прожита не зря!

Практически всю свою профессиональную карьеру ветеран строительной отрасли монолитчик ОАО «Стройтрест № 1» Николай Петрович ФИНСКИЙ отдал стройке. За более чем 60 лет он принял участие в строительстве множества знаковых для Беларуси объектов, среди которых стела «Минск — город-герой», Дворец Республики и иные. Он своими глазами видел, как изменяется отрасль, как развивается технологическое оснащение строителей. Об этом, а также о том, как эпоха помогла ему с выбором профессии, Николай Петрович рассказал «РСГ».
Время выбрало нас
Выбор будущей карьеры — сложная и ответственная задача для молодого человека, готовящегося к трудовой деятельности. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на выбор, является окружение. Обычно под этим выражением подразумевают преимущественно окружение социальное, но, в случае молодого Николая, оно было и физическим.
Минск, середина 1950-х годов. Город еще оправляется от разрушений, принесенных войной. Жилищное положение в столице сложнейшее.
Сестра моего отца тогда ушла с камвольного комбината и стала ученицей каменщицы в стройтресте № 4. Я приезжал к ней в гости, и она рассказывала мне: «На камвольном я ткала, а здесь — строю дома. И когда дом сдается — люди радуются, а вместе с ними радуюсь и я». Так я выбрал профессию строителя, — рассказывает Николай Петрович. — Учился в 53-м училище (ныне «Минский государственный колледж строительства им. Каменского». — Прим.). Выбор тогда был между каменщиком и плотником. И раз дедушка мой был плотником, то я выбрал эту профессию.
На свой первый объект Николай Петрович попал еще в ходе обучения в колледже — им стал жилой дом в районе ул. Розы Люксембург.
Не уверен, как сейчас, а раньше в училище, кроме определенного количества часов теоретических занятий, была практика. Что она собой представляла? Нашей группе дали определенный объем работ на объекте, который мы должны были выполнить. В районе улицы Розы Люксембург тогда как раз начиналась стройка. Первые впечатления у нас, студентов, были не самые яркие: осень, слякоть. Однако это нам не помешало, — вспоминает Николай Петрович.
По окончании обучения Николай Петрович устроился в Строительное управление № 3 ОАО «Cтройтрест № 1», а через год был призван в армию (срок службы тогда составлял два года). По возвращении на «гражданку», он пошел работать на тракторный завод. Но призвание осталось — через год наш герой вернулся в 3-е управление, где и проработал до ухода на заслуженный отдых в 2023 году.
После училища нас на производство пришло 6 человек, и каждый был закреплен за опытным работником, — вспоминает Николай Петрович начало своей карьеры. — Мы, молодые, сразу стали членами коллектива. Старые работники сами хотели, чтобы в коллективе молодежь была. Называли нас в шутку «хабзайцами», но с радостью учили работать. Меня закрепили за Михаилом Ивановичем АСКЕРКА, очень аккуратным и принципиальным строителем. Мне посчастливилось поработать с ним и до армии, и после нее, до самого выхода Михаила Ивановича на пенсию. Я и сейчас уверен, что это самый правильный подход — закреплять выпускников за опытными специалистами. У каждого из них есть что почерпнуть. Наблюдая за ними, можно формировать уже свой почерк, свое отношение.
Такие объекты запоминаются навсегда
На вопрос «Какие знаковые объекты вы строили?» наш собеседник немного задумывается: послужной список велик, но нужно выбрать самые-самые. И первым из таких Николай Петрович называет минский «корабль» — так называют 15-й корпус БНТУ, расположенный на востоке столицы. Работать на столь масштабном проекте ему тогда представилось впервые. Тем более, что к тому моменту Николай Петрович успел стать бригадиром.
В 1975 году я был еще совсем молодой. Нашему управлению поручили строительство корпуса, и по своей сложности оно не шло ни в какое сравнение с объектами, на которых я тогда успел поработать. Даже начинать было страшновато. На выручку пришел в то время главный инженер треста Геннадий Федорович БУГАЕВ. Видя мое смущение и переживания, он сказал: «Не волнуйтесь. Если будет нужно — помогу советом, подскажу».
Стоит отметить, что бригада, возглавляемая Николаем Петровичем, выполняла весь объем работ, связанный с объектом.
До этого мы выполняли только монолитные работы. Вот, наше управление строило корпус Центрального статистического управления (ныне Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Прим.). Наше дело — монолит, а весь монтаж, основной объем работ выполняли другие организации. Поэтому трест принял решение создать в каждом управлении монтажную бригаду. В 1974 году я сам прошел обучение и с курсов собрал коллектив, потом к нему присоединили бригаду плотников. Поэтому корпус политехнической академии (ныне БНТУ. — Прим.) мы уже вели от котлована и до кровли на крыше. И я считаю, что такой подход правильный.
Следующий объект уверенно можно назвать знаковым не только для нашего героя, но и для всей страны. Речь о стеле «Минск — город-герой».
Мы даже не ожидали, что строительство стелы будет поручено нам. Разговоры о том, что такой вариант рассматривается, шли за год-два до начала строительства корпуса политеха. Мы уже успели забыть об этом, как вдруг до нас доводят: нужно приступать к работе, — рассказывает собеседник. — Сроки возведения были очень сжатые. Приступили мы после Нового года, а завершить монтаж, убрать краны и облагородить территорию нужно было ко Дню Победы. Работали порой сутками, чтобы уложиться в срок, и 8 мая 1985 г. стела была открыта. Кинохроника тогда делала запись с участием нашей бригады.
Однако сроки — далеко не единственная сложность, с которой столк­нулись строители.
Стела до указа (речь о мраморной доске с выгравированным текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1974 о присвоении Минску почетного звания «Город-герой». — Прим.) монолитная, залита бетоном. А дальше идут пустотелые блоки толщиной стенки в 10 см. Каждый такой блок весит около 18 тонн, а найти тогда кран такой грузоподъемности было той еще задачей. Другая сложность заключалась в технологии монтажа: подготовив всю начинку блока, его нужно было удерживать краном и раскладывать по всему периметру блока эпоксидную смолу. Схватывалась она мгновенно, поэтому действовать нужно было очень быстро, — рассказывает Николай Петрович. — Как нам рассказали, похожий монумент хотели открыть где-то в Украине, но в процессе возведения над ним синхронно движению ветра пролетел самолет и «хлопок» от преодоления звукового барьера снес обелиск. Поэтому мы тогда сделали макет стелы и отправили его в московский Институт аэродинамики, чтобы они подсказали, что нужно для устойчивости конструкции. По их рекомендации стела и по сей день натянута изнутри тросами.По-своему отличающимся стало для бригады Николая Петровича и строительство в микрорайоне Уручье. «Люди почувствовали себя тогда хозяевами на площадке», как выразился наш собеседник.
— За Уручье мы взялись сразу по завершении строительства стелы. На тогда еще ровном поле МАПИД построил 3 одноподъездных дома, а управления нашего треста возводили социальные объекты — школы и детские сады. Нашей бригаде поручили садик. Приступили мы в апреле, сдать нужно было уже в сентябре. И сдать полностью: благоустройство, малые формы и прочее. В то время еще часть нашей бригады работала на объектах в Радошковичах и Дранках. Поэтому возник вопрос: «Осилит ли наша бригада все работы над садиком вовремя?» Собрались, обсудили и решили, что, если Уручью понадобится помощь, то тогда с других строек сможем получить людей. В итоге все работы были выполнены в срок, — вспоминает Николай Петрович. — Но самый интерес работы был над Уручьем (такого потом нигде на моей памяти не повторилось), что у коллектива был дополнительный стимул. Каким образом это работало: есть смета, затраты на строительство и общая сумма. Хотите — привлечем других работников, не хотите — выполните все работы своим коллективом и получите эту сумму. И, конечно же, был контроль качества. Каждый месяц приходили специалисты из управления, треста, главк по качеству, и каждый ставил штамп: условно «50 % хорошо, 50 % удовлетворительно». И если качество в итоге не дотягивает, то зарплату получаешь без премиальных, а они составляли 40 %. Поэтому за качество боролись все: не только я — бригадир, но и весь коллектив. И мы ощущали результат.
Другим немаловажным примером коллективной дисциплины было ответственное отношение к ресурсам.
Мы экономили электроэнер-гию — ни один рабочий не уходил на обед не выключив свет. Потому что за экономию получали какую-то копеечку. За экономию металла и сбор металлолома нас тоже стимулировали. Не бросали отходы, кусочки, сдавали все, — рассказывает Николай Петрович.
Уже от себя мы позволим добавить в этот список урологический корпус 4-й городской клинической больницы — этот социальный объект стал для нашего собеседника последним в карьере. Символично, что расположен он в районе ул. Розы Люксембург — там, где Николай Петрович начал свою карьеру стройкой жилых домов.
Прогресс во благо всех
За прошедшие десятилетия техническая и технологическая оснащенность отрасли проделала невероятный путь. Николай Петрович прочувствовал это развитие на себе.
Приведу наглядный пример. Если я забетонировал конструкцию, то должен подождать, пока она не наберет нужную прочность. И чем сложнее конструкция, тем дольше ждать. Раньше эта пауза могла достигать месяца. Сейчас бетон схватывается в течение очень короткого периода времени. Прогресс? Безусловно, — отмечает Николай Петрович. — Во время строительства Дворца Республики мы еще принимали бетон «туфельками». И пока машина приедет — он уже схватится в кузове и приходилось размешивать его по новой. Сегодня миксер привезет тебе бетон свежим в любую точку страны.
Кроме материалов, большой путь проделало и техническое оснащение строителей.
В 60-х годах я еще застал коллективы, которые в ночную смену приходили и делали заготовку материалов, которые нужно было подавать. Кранов почти не было, поэтому существовали подсобные бригады, которые занимались доставкой кирпича. Делали «козлики» на спине и 14–20 человек занимались подъемом. Сегодня эту работу выполняют краны, — рассказывает Николай Петрович. — Сами краны — это отдельная история. Раньше взять кран грузоподъемностью в 18–20 тонн это задача, а сейчас тебе подберут кран — под любой объект и задачу. Ну и, в конце концов, инструмент. Какой он был у плотника? Ручная ножовка, опор, даже уровень была проблема найти. Сегодня мы уже не режем газосиликат и кирпич вручную, на все есть инструментарий. Прогресс в отрасли огромен, поэтому и стройки движутся куда быстрее, чем раньше.
Найти общий язык — и сложностей не будет
Освоиться в работе только пришедшему на строительную площадку Николаю Петровичу помогали старшие коллеги. Став опытным работником, он, конечно, уже и сам начал учить молодежь.
Молодые люди из училищ приходили к нам почти каждый год. Некоторые оставались работать у нас. И тут все зависит от взаимоотношений. Нужно дать человеку раскрыться, показать себя, иногда нужно его понять. Если это выйдет, то сложностей не будет возникать, — объясняет Николай Петрович. — Кроме того, нужно еще понимать, что времена сейчас совершенно иные, чем прежде. Раньше информацию найти было трудно, поэтому, например, делать бочки меня учил дед, потому что был бондарем и знал азы. А сейчас не только старое поколение молодежь учит, но и наоборот, старшему поколению есть чему поучиться у молодых людей.
Вообще стройка в какой-то степени для Финских — дело семейное. Как мы уже упоминали, тетя Николая Петровича была каменщицей. Кроме того, брат Аркадий также долгое время работал на стройке — электромонтажником в МАПИДе. На стройке попробовали свои силы и дети Николая Петровича. Оба сына получили образование в колледже строительства им. Каменского. Младший проработал недолго, а вот старший в этом деле преуспел. Егор (так его зовут) даже поработал с отцом в одной бригаде.
В завершение
Оглядываясь на свою жизнь, Николай Петрович с уверенностью заявляет: годы прожиты не зря.
Гуляю по Минску и радуюсь. Приятно насладиться архитектурой, особенно в центре. И есть что вспомнить: и тут я принимал участие в строительстве, и там я был. И внуки мои знают, что дедушка приложил свою руку к строительству столицы, — гордо отмечает Николай Петрович.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№33-2024)

Читайте также