26 сентября в рамках международной строительной выставки «БУДПРАГРЭС-2023»
состоялся круглый стол на тему «Внедрение в строительное производство BIM-технологий». Мероприятие, организованное Республиканским Союзом Строителей, собрало
более ста специалистов, руководителей строительных и проектных организаций. Участники обсудили наиболее волнующие профессиональное сообщество вопросы: потенциал использования технологии информационного моделирования зданий и сооружений, преимущества цифровой трансформации строительной отрасли, барьеры на пути внедрения BIM в Беларуси. Выступления спикеров, среди которых представители компаний, входящих в число BIM-лидеров, были посвящены наиболее острым вопросам использования современных программных продуктов и прежде всего — экономической составляющей и кадровому голоду.
Модераторами открытого диалога выступили Заслуженный строитель Республики Беларусь, Председатель Республиканского Союза Строителей Анатолий НИЧКАСОВ, Председатель комитета Делового совета ЕАЭС по цифровой повестке, заместитель председателя КПП (Н), генеральный директор научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир БАСЬКО.
Процесс идет
Надо сказать, что на пути кBIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) наша страна движется уже не первый год. Внедрение в Республике Беларусь данных технологий в строительстве признано одним из ключевых направлений развития национального стройкомплекса. В 2012 году утверждена отраслевая программа по разработке и внедрению информационных технологий комплексной автоматизации проектирования и поддержки жизненного цикла здания, сооружения. Предполагалось, что в ближайшие 10–15 лет применение BIM в архитектурно-строительной отрасли станет обычной практикой. Однако в большинстве своем белорусские строительные, проектные предприятия, службы заказчика не спешили входить в среду информационных технологий. В марте 2019 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Директиву № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». Один из приоритетов, обозначенных в ней, — масштабная цифровая трансформация, включающая активное использование BIM-технологий — информационного моделирования в строительстве.
Спикеры подтверждают — процесс запущен, однако протекает непросто, что связано, в том числе, и с недостаточной кадровой и технологической базой. По этой причине процесс еще далек от завершения, но инновации все активнее проникают в повседневную практику отрасли — хоть и не в максимальном объеме. Одним из пионеров внедрения информационного моделирования в рабочий процесс называют ОАО «Институт Белгоспроект». В теме инновационного развития организация уже не первый год. В 2013 году институт был определен базовой проектной организацией, которой предстояло освоить BIM-технологии. На технологию информационного моделирования Белгоспроект переходил поэтапно, начиная с модернизации рабочего процесса, обучения персонала. Сегодня основной экспортный рынок — Российская Федерация, где использование технологий информационного моделирования на объектах госзаказа, финансируемых из бюджета, является обязательным требованием и дополнительным источником финансирования проектных работ. Подробно о специфике работы на зарубежных рынках, практике участия в закупках на электронных торговых площадках РФ рассказали начальник управлениявнешнеэкономической деятельности ОАО «Институт Белгоспроект» Ирина КУЛАГОВА, главный специалист управления внешнеэкономической деятельности ОАО «Институт Белгоспроект» Надежда БУТЬКО.
Практическим опытом применения BIM-технологий на всех этапах жизненного цикла объекта поделилась руководитель проектного отдела ГП «Белоруснефть-Нефтехимпроект»Татьяна СЕРГЕЕНКОВА. Сегодня Белоруснефть-Нефтехимпроект является одним из лидеров использования возможностей виртуальной реальности в нашей стране. На предприятии перешли к глобальной цифровизации проектов, используют механизмы виртуальной и дополненной реальности, лазерное сканирование.
Татьяна Георгиевна подчеркивает, что важна не только цифровизация, но и трансформация самой идеологии ведения бизнес-процессов.
—Сегодня под влиянием цифровых технологий глобальным изменениям подвергается общество, экономика в целом. Руководителями, которые управляют своими компаниями классическими методами, идеи цифровизации не воспринимаются серьезным образом. У таких управленцев возникают вопросы: «Что это такое?», «Зачем оно нам надо?», «Какую я получу выгоду?». Но чем больше специалист погружается в изучение вопроса, тем больше понимает все «плюсы», — рассказала спикер. — Цифровая трансформация — это комплексное преобразование деятельности компании, которое подразумевает выход за рамки одного бизнес-процесса и влияет на работу всей организации. К сожалению, процесс сопровождения строительства сегодня наименее оцифрован по сравнению с другими отраслями экономики. В стройкомплексе до сих пор циркулирует бумажный носитель. Соответственно, люди не понимают в полной мере выгоды от внедрения новых технологий. Как результат: боязнь и психологический барьер у сотрудников.
По мнению Татьяны Сергеенковой, цифровая трансформация в строительной отрасли дает дорогу передовым BIM-технологиям. В результате улучшается качество проектов, сокращаются сроки их реализации, снижаются риски и значительно повышается конкурентоспособность организации на рынке. BIM — это основа цифровизации стройиндустрии. Каждый проектировщик, который увлекся BIM-проектированием, готов дальше развиваться в этом направлении, поскольку понимает, что выпускает более качественный продукт. Спикер подчеркивает: существенным барьером на пути внедрения в отрасль BIM является безучастность заказчиков. Отсутствует регламентированный подход по оплате заказчиком дополнительных трудозатрат на создание модели. Инвестор не понимает, почему он должен платить за 3D-модель, поскольку ему нужен качественный объект, инструментарий же, в котором он запроектирован, — выбор проектировщика.
— В дальнейшем BIM-модель заказчику может пригодиться. Пока это понимание не созреет — он не будет дополнительно платить. Сегодня проектные организации зачастую проектируют в ВIМ в инициативном порядке, сами вкладывают средства в развитие материально-технической базы, закупку программных продуктов, обучение специалистов. Проектировщики понимают: благодаря таким инвестициям они существенно повышают статус на мировом рынке. Мировой опыт показывает, что заказчики все чаще выставляют требования по использованию BIM-технологии в проектах, — подчеркнула Татьяна Сергеенкова.
Важен и образовательный компонент
Тему внедрения технологий информационного моделирования в строительной индустрии нельзя рассматривать в отрыве от вопросов подготовки и развития кадрового потенциала. Перед профильными образовательными организациями встает задача подготовки конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, соответствующих высоким стандартам качества и эффективности. Об этом в своем выступлении говорил советник ректора БНТУ Андрей ПОНАСЕНКО. Сегодня главный технический вуз страныактивно использует при обучении будущих инженеров программные продукты по BIM-моделированию. Есть результат: студенты занимают призовые места на различных международных конкурсах в области информационного проектирования.
— Программы по BIM-проектированию мы используем в процессе обучения. Но их количество и перечень оставляет желать лучшего. Хотелось бы обратиться к разработчикам программных продуктов. Они должны понимать: если нет инвестиций (передача программ на безвозмездной основе) в образование, то не будет и прибыли. Это бизнес. Студенты высших учебных заведений или колледжей, когда изучат конкретные продукты, придя на предприятия, будут, конечно же, их использовать в работе. За рубежом производители программных продуктов заинтересованы в том, чтобы студенты обучались на их ПО. Есть даже конкуренция между компаниями-разработчиками. У нас доходит до того, что студенты и преподаватели вынуждены самостоятельно отправлять документы с портфолио на сайт разработчикам, чтобы получить личный учебный допуск к программным продуктам. Это неправильно. Должна быть общая лицензия на учреждение образования. Компаниям-разработчикам важно подумать и об организации непрерывного обучения, курсов по повышению квалификации для преподавателей профильных дисциплин. Необходимо в образовательный процесс включаться проектным организациям, приглашать студентов на практики. Это повысит уровень знаний студентов, даст стимул к самообразованию, а у самих организаций будет прекрасная возможность отобрать талантливых ребят для дальнейшего трудоустройства. Следует на должном уровне повысить престиж проектных организаций, которые используют BIM, мотивировать специалистов, —отметил Андрей Святославович.
Острый вопрос — кадровый потенциал. О кадровой проблеме на пути внедрения BIM-технологий говорил заместитель директора по архитектурно-проектной деятельности ОАО «Гомельский домостроительный комбинат» Николай ЗУБОК. Гомельский ДСК — один из первых комбинатов, который решил участвовать в развитии BIM-технологий в Беларуси. Были успешно реализованы пилотные проекты (жилые дома), планировалось после такой «обкатки» перейти на более масштабное включение в BIM-проектирование. Однако поставить на рельсы BIM-проектирование домостроительному комбинату не удалось. Ушли из коллектива по разным причинам специалисты — применение современных информационных технологий на ДСК стало на паузу. Эффект не был достигнут.
Подробно о проблемных аспектах внедрения BIM в учебных программах учреждений дополнительного образования говорил декан факультета строительства и недвижимости филиала БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала» Юрий ПРИМАК.
— BIM-проектирование — это, прежде всего, технологии и навыки. Чтобы водить машину, не обязательно 2-3 года изучать ее конструкцию, надо садиться в нее и обучаться конкретным навыкам. Если человек получает права и не занимается вождением, то со временем полностью теряет приобретенные ранее навыки. Так и с BIM-технологиями. Масса подготовленных людей и отсутствие системы по внедрению технологий — картина сегодняшнего дня. Но это не значит, что все плохо. У нас уже есть пазлы, которые нужно собрать воедино, чтобы была определенная конструкция. Нормативно-правовое регулирование является основой этого процесса, — подчеркнул Юрий Примак. — Чтобы сделать скачок в области внедрения BIM, необходим, как в России, нормативный правовой акт. Напомним, в РФ заказчик обязан при строительстве за бюджетные средства финансировать информационную модель. Важно мотивировать специалистов на непрерывное образование, уделить внимание системе повышения квалификации. Иначе специалисты без повышения квалификации, применения практических умений и навыков теряют их. Сегодня только такие крупные компании, как Белоруснефть-Нефтехимпроект, которые имеют возможность за собственные средства выделять фонды на развитие BIM-моделирования, могут обеспечить внутри предприятия сбалансированный подход к цифровым процессам.
Участники круглого стола подтвердили: в BIM пока не так много участников, нет слаженной системы. Как только заказчик будет понимать, зачем ему BIM, производители материалов и оборудования будут иметь библиотеки, а экспертиза сможет принимать такие проекты, процесс перехода к информационному моделированию ускорится в разы.