Рук не хватает

Рук не хватает

В строительном сегменте, как и в целом на рынке труда, по-прежнему слово остается за соискателем. Наращивание производственных мощностей в рамках курса на импортозамещение, развитие жилищного и дорожного строительства, внедрение цифровых технологий ожидаемо усиливают спрос на профильные кадры. Наблюдается недостаток многих специальностей, но в первую очередь стране нужны каменщики, электрогазосварщики, бетонщики, плотники, арматурщики, кровельщики. Помимо рабочих рук требуются кадры и при подготовке градостроительных решений, территориальном планировании, в архитектурно-строительном проектировании, в том числе с использованием цифровых технологий. Эксклюзивными можно назвать специалистов в сфере фундаментальной строительной науки.

Возможности решения вопроса нехватки квалифицированных кадров в отрасли обсуждали 2 ноября в РУП «БЕЛСТРОЙЦЕНТР» с участием представителей Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь,руководителей отделов кадров крупных строительных предприятий.

Эффективными инструментами пополнения кадрового резерва названы системная работа с молодыми специалистами, а также привлечение в страну иностранных граждан.

Надежда на молодых

О кадровом дефиците наглядно свидетельствуют цифры. Например, на портале государственной службы занятости на запрос по профессии каменщика приходится 1423 предложения о работе. Больше всего вакансий в Брестской области — 469. Минской области требуется 278 специалистов, Минску — 181, Гомельской области — 158, Могилевской — 127, Витебской — 124. Меньше всего вакансий для каменщиков на Гродненщине — 86. Не лучшим образом картина складывается и по другим профессиям.

А что по оплате труда? В целом номинальная начисленная заработная плата по стройотрасли в сентябре 2023 г. составила 2256,8 рублей.

Нужна системная и скрупулезная работа по решению вопроса привлечения рабочих кадров в отрасль, убежден начальник отдела кадровой политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Леонид МАТЫЛЕНОК. Большая надежда на молодых ребят. В стране усовершенствована система прогнозирования кадровой потребности строительной отрасли и отлажен механизм формирования заказа на подготовку кадров. По официальным данным Министерства образования Республики Беларусь, прогнозируемый выпуск молодых специалистов строительного профиля с высшим образованием в 2024 году — 1819 выпускников, в 2025-м — 1769, в 2026-м — 1780. В среднем специальном образовании картина сложилась следующим образом: 2024 год — 2105, 2025-й — 2094, 2026-й — 2261. Больше всего молодых рабочих ожидается с профессионально-техническим образованием: 2024 год — 3120, 2025-й — 3132, 2026-й — 3100.

Молодые специалисты — это значительный кадровый потенциал, который может придать новый импульс развитию строительной отрасли. Мы видим, что у нас есть определенные кадровые запасы. Работу в данном направлении следует активизировать. Минстройархитектуры занимается глубоким анализом ситуации по трудоустройству молодых специалистов, была запрошена информация из всех вузов страны. Мы видим реальную картину: сколько специалистов по строительным специальностям вышло из учреждений образования и сколько из них трудоустроилось по профессии. Очевиден определенный люфт по специалистам, которые учились на платной основе. Большой процент «платников» не работает по специальности. Призываю всех более активно взаимодействовать с учреждениями образования, работать с учащимися и студентами уже с третьего курса, — отметил Леонид Николаевич. — Риски и угрозы, которые могут возникать, в том числе и по непрогнозируемому оттоку кадров, мы должны учитывать. Если этого не делать, можем столкнуться с дефицитом и, как следствие, не реализовать те задачи, которые стоят перед отраслью. Мы должны видеть наши резервы. Успех компании на рынке определяют не только механизмы и технологии, а, прежде всего, наличие слаженной высококвалифицированной команды.

В тему разговора: в Беларуси ожидаются изменения в порядок распределения выпускников учреждений среднего специального и высшего образования. Стоит задача, чтобы каждый молодой специалист получил гарантированное первое рабочее место. Сейчас в Министерстве образования прорабатывается нормативное закрепление обязательной отработки и для бюджетников, и для «платников». Направление на первое рабочее место в ведомстве рассматривают как продолжение обучения, только практикоориентированное. На данный момент отработка для дневной формы обучения на бюджете после вуза, ссуза — два года, ПТО — один год, а целевики — не менее пяти лет, договор может предусматривать и более длительный срок.

Армия или отработка?

И если с кадровым планированием вопрос решен, то по-прежнему актуальна тема закрепления молодых специалистов на местах.Особенно это касается представителей рабочих специальностей. По мнению экспертного сообщества, такая текучесть кадров связана с несколькими факторами: желанием ребят получать более высокую заработную плату, сложными условиями труда на стройке, а также падением престижа профессии «строитель». С другой стороны, работодатели жалуются на оторванность учебных программ от реалий строительного процесса — специалистов приходится переучивать непосредственно
на площадке.

Эксперты кадрового рынка обращают внимание еще на одну причину кадрового голода — демографическая яма 1990-х годов. Большинство работодателей ищет сотрудников в возрасте от 25 до 35 лет, а они в 1990-е просто не родились. И этот фактор будет влиять на рынок труда еще как минимум 10 лет. Второй важный фактор — COVID-19, унесший жизни определенной части трудоспособного населения. Также работодателям стоит учитывать и фактор трудовой миграции.

Важную тему подняла представитель кадровой службы ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции». Большинство выпускников профессионально-технического образования идут работать по распределению. Казалось бы, идеальная возможность погрузиться в профессию и закрепиться на предприятии. Однако рабочие специальности обычно выбирают парни, которых практически сразу забирают в армию. И так как срок службы засчитывается в период обязательной отработки по распределению, по ее окончанию на стройки возвращаются уже единицы. Например, в этом году в трест было трудоустроено 80 молодых специалистов, а спустя три месяца половина ребят ушла отдавать долг Родине.

За три месяца адаптировать новоиспеченного специалиста — задача почти невыполнимая.Молодые люди не успевают получить практический опыт, погрузиться в реальную работу. И в итоге нередко уходят не только с предприятия, но и из профессии, которую толком не освоили на практике. Возможно, необходимо решать вопрос, чтобы служба в армии не засчитывалась в отработку, —подчеркнула специалист.

Данный вопрос, по информации спикеров семинара по кадровым вопросам, сегодня решается на государственном уровне. В рамках новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании предусматривается, что отработка после службы в армии будет увеличена еще на год.

Иностранцам предоставляется работа

Еще одним источником специалистов может стать приток в страну иностранных граждан.Начальник управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграцииМВД Владимир МАРГЕВИЧ подробно рассказал о процедуре привлечения иностранной рабочей силы, осветил новые аспекты, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее — иностранцы), а также ответил на вопросы участников.

— Республика Беларусь в отдельных отраслях экономики действительно испытывает острый дефицит кадров. Один из путей, который поможет восполнить кадровый пробел — привлечение иностранцев для трудовой деятельности. С 2019 по 2021 год нами проводилась целенаправленная работа по изучению международной практики в данной сфере. Стояла задача внести корректировки в национальное законодательство и активизировать приток иностранной рабочей силы в страну. В результате 30 декабря прошлого года Александр ЛУКАШЕНКО подписал закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», которым главный документ для трудовых мигрантов изложен в новой редакции. Основные его положения вступили в силу 1 июля нынешнего года. Закон также дополнен полномочиями Министерства труда и социальной защиты. Это ведомство, среди прочего, определяет до 1 февраля года, следующего за истекшим календарным годом, перечень рабочих профессий и должностей служащих, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда, —сообщил Владимир Маргевич.

Согласно ст. 33 Закона «О внешней трудовой миграции» с трудящимся-иммигрантом заключается срочный трудовой договор, за исключением контракта. Срок трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения. В трудовом договоре, заключаемом между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь, должны быть указаны условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта, а также размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.

Кроме того, с момента вступления в силу новой редакции Закона «О внешней трудовой миграции» упразднена процедура выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (ранее требовалось для трудоустройства более 10 иностранцев, за некоторым исключением). При этом порядок получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в отношении каждого иностранца при привлечении любого количества иностранцев сохраняется. Также сохранились условия осуществления трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности. По-прежнему она допускается только в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (ч. 1 ст. 25 Закона «О внешней трудовой миграции»). Исключена обязанность нанимателя регистрировать трудовой договор с иностранцем в органе по гражданству и миграции, однако ввели обязанность уведомлять данный орган о заключении, продлении и прекращении таких трудовых договоров. Дополнены случаи аннулирования спецразрешений. Теперь спецразрешение аннулируется среди прочего в случае выявления факта неосуществления иностранцем трудовой деятельности в течение 6 месяцев, в том числе по заявленному месту работы, а также в случае незаключения трудового договора в течение 6 месяцев после получения спецразрешения.

Нанимателю для трудоустройства иностранных граждан, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, необходимо соблюсти три пункта: получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью на каждого иностранца; заключить с иностранцем срочный трудовой договор; направить уведомление в подразделение по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом,—уточнил спикер.

Кроме этого, постановлением Министерства труда и соцзащиты от 01.06.2023 № 17, вступившим в силу с 01.07.2023, установлен перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее — иностранцы), без учета ограничений по защите национального рынка труда. Потребность нанимателей по профессиям, которые включены в этот перечень, составляет более 15 % от всей потребности по стране, пояснили в Министерстве труда и социальной защиты. Перечень содержит в том числе профессии рабочих, в числе которых водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, а также должность инженера. В отношении таких иностранцев не нужно получать спецразрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (соответственно, и заключение комитета по труду и занятости, с учетом которого выдается спецразрешение о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности). С ними можно заключать любой вид трудового договора, в том числе контракт и т. д. (ч. 2 ст. 25, ст. 28, 33 Закона о миграции в новой редакции).

Трудоустройство иностранцев без получения спецразрешений допускается на профессии и должности, прямо указанные в перечне, т. е. без образования новых профессий или должностей. К примеру, в организацию планируется принять на работу иностранца по должности инженера-конструктора. В отношении этого иностранца необходимо получить спецразрешение, т. к. должность инженера-конструктора в перечень не включена. Должность инженера, предусмотренная перечнем, является иной должностью (с иной квалификационной характеристикой и кодом по ОКРБ «Занятия»).

Подробно участники семинара обсудили возможности трудоустройства и закрепления в стране иностранных студентов. По мнению начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграцииМВД именно здесь кроется большой кадровый потенциал. Кадры решают все — этот проверенный временем лозунг остается по-прежнему актуальным и для предприятий стройотрасли, подытожил семинар Владимир Маргевич.

Памятка для нанимателя

· получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца;

· выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения;

· заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом;

· прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования соответствующего специального разрешения;

· обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;

· информировать о смерти трудящегося-иммигранта подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства) в целях уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства через Министерство иностранных дел;

· вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, либо когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен;

· уведомлять подразделение по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора в порядке, определенном Министерством внутренних дел;

· исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.

В случае утраты либо хищения бланка специального разрешения наниматель Республики Беларусь обязан сообщить об этом в подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства).

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№42-2023)

Читайте также