Заседание коллегии Минстройархитектуры: сконцентрировать усилия на выполнении прогнозных показателей

15 августа 2023 г. состоялось заседание коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «О достижении заданных параметров прогноза социально-экономического развития строительного комплекса Республики Беларусь и организаций, входящих в систему Минстройархитектуры, по результатам работы за первое полугодие 2023 г.». В заседании принял участие заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий СИВАК. Представим тезисы выступлений основных докладчиков подробно.

Заседание коллегии Минстройархитектуры: сконцентрировать усилия на выполнении прогнозных показателей

По теме заседания членами коллегии были заслушаны два доклада. «О выполнении основных ключевых показателей эффективности работы организаций Минстройархитектуры в I полугодии 2023 г. (промышленное производство, экспорт товаров, рентабельность продаж в организациях промышленности, инвестиции, снижение запасов и затрат)» доложил Первый заместитель Министра архитектуры и строительства Олег ШВЕЦ. В первую очередь он отметил, что по результатам работы за I полугодие текущего года отраслевой промышленностью (с учетом снижения запасов) обеспечено достижение 9 из 13 целевых параметров прогноза, доведенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2023 № 955 и протоколом заседания Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2023 № 1.

За обозначенный период темп роста объемов промышленного производства по Министерству в сопоставимых условиях составил 93,0 % при задании 102,0 % и увеличился на 6,7 пп (процентных пунктов) по сравнению с началом текущего года и на 3,8 пп — по сравнению с I кварталом 2023 г.

Обеспечено выполнение установленных заданий по производству отдельных видов продукции в натуральном выражении: цемента, тары из стекла.

Отрицательное влияние на темпы объемов производства оказало снижение выпуска в натуральном выражении стекла листового, изделий из бетона и цемента. Причины кроются в сокращении потребления внутренним рынком газосиликатных блоков, изменении номенклатуры железобетонных изделий и выпадении экспорта наиболее маржинальной группы (дорожные и аэродромные плиты, плиты многопустотного настила 2ПТМ). Учитывая объективные причины, установленное задание было скорректировано. С учетом этой корректировки показатель за I полугодие выполнен. По итогам года выпадающие объемы производства стекла и изделий из бетона и цемента планируется частично компенсировать приростом объемов производства за счет наращивания производства стеклотары на новом заводе в ОАО «Гродненский стеклозавод» (темп роста 122,1 %), а также выхода на уровень 2022 года производства цемента и плитки керамической.

Важным вопросом остается ограничение импорта. Со стороны Минстройархитектуры подготовлен проект постановления Правительства о внесении изменений в постановление от 15.03.2012 № 229 в части установления минимальной доли закупок товаров белорусского происхождения, в том числе цемента — 80,0 %. По мнению Первого заместителя Министра архитектуры и строительства, это позволит ограничить импорт строительных материалов. В части цемента также проведено совещание с Минпромторгом РФ, планируется увеличить белорусскую долю поставок цемента и щебня, а также зафиксировать импорт цемента в Республику Беларусь.

В январе–июне 2023 г. показатель по экспорту строительных товаров по республике выполнен на уровне 104,9 % к аналогичному периоду прошлого года при заданном целевом параметре на первое полугодие 102,0 %.

Обеспечивается ежемесячный прирост экспортных поставок, в том числе по основным товарным позициям в натуральном выражении: цемент (1151 тыс. т при задании 800 тыс. т), стекло полированное (11 842,6 тыс. м2 при задании 10 560 тыс. м2). Однако на некоторых предприятиях этот показатель не выполнен: речь об ОАО «Березастройматериалы» и ОАО «Керамин». Экспорт керамической плитки и санитарно-технического оборудования из керамики не соответствует доведенным показателям. Для исправления сложившейся ситуации ОАО «Березастройматериалы» в целях диверсификации экспортных поставок рекомендовано ускорить работу по получению сертификата на соответствие европейским стандартам качества (проводятся необходимые лабораторные испытания на предмет соответствия требованиям ЕС).

ОАО «Керамин» необходимо завершить работу по формированию учетной политики при отгрузке на экспорт сантехизделий, предусматривающей раздельный учет продукции в единицах, а также обеспечить привлечение арендного парка вагонов в количестве, необходимом для выполнения доведенных показателей по экспорту.

Рентабельность продаж в организациях Минстройархитектуры по полугодию обеспечена на уровне 6,3 % (при задании на I полугодие 2023 г. — 3,5 %). Не обеспечили выполнение установленного задания: ОАО «Доломит» (-9,5 % при задании 2,5 %), ОАО «Белмедстекло» (1,3 % при задании 3,1 %).

Однако докладчик отметил, что руководителями указанных организаций заявлено об улучшении финансового положения во II полугодии.

В своем докладе Олег Швец уделил внимание выполнению показателей по инвестициям в основной капитал. По его словам, для достижения годового параметра на уровне 105 % осуществлено перераспределение запланированных средств с IV на II и III кварталы, утверждены соответствующие помесячные планы-графики освоения инвестиций в разрезе каждой подведомственной организации, предусматривающие сокращение сроков реализации инвестиционных проектов.

Результат проведенной работы виден уже сегодня: темп инвестиций увеличен на 17,2 пп по сравнению с I кварталом (с 73,5 % до 90,7 %). Однако достигнутой положительной динамики оказалось недостаточно для выполнения установленного задания в 101,1 %.

На текущий год запланирована реализация 22 проектов на сумму порядка 186 млн руб., из которых за I полугодие освоено около 55 млн руб. или 29,6 %. Активная стадия реализации проектов начнется в конце III квартала, за счет чего по итогам IV квартала годовое задание будет выполнено в полном объеме.

Отмечена и недоработка руководителей отдельных организаций по обеспечению выполнения утвержденных планов-графиков освоения инвестиций. Утвержденные планами-графиками значения не обеспечены Белорусской цементной компанией, Белорусской стекольной компанией, ОАО «Спецжелезобетон».

Докладывая о выполнении показателей по соотношению запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства по итогам первого полугодия, Олег Швец отметил:

— Говорить о невыполнении годового норматива складских запасов в размере 90 % (установленного протоколом заседания Правительства от 10.03.2023 № 1), на мой взгляд, не сов­сем корректно, учитывая специфику производства работ в отрасли. За 6 месяцев текущего года размер складских запасов по Министерству составил 248,5 млн руб., или 117,1 % к среднемесячному объему выпуска товарной продукции, что на 57,1 пп ниже уровня, сложившегося в январе–марте текущего года, и на 12,8 пп ниже соответствующего периода прошлого года.

И даже с учетом невыполнения рядом организаций задания по сокращению объемов складских запасов по предварительным данным января–июля 2023 г. сохраняется динамика снижения их уровня до 115,3 %. По итогам работы за январь–сентябрь и в целом за 2023 год планируется выйти на заданный параметр — не более 90,0 %.

В завершение доклада Олег Дмитриевич остановился на вопросе снижения уровня затрат на производство продукции. Он отметил, что по итогам работы за I полугодие на фоне прироста промышленного производства наблюдается положительная динамика по сокращению уровня затрат, показатель оценивается на уровне -0,2 при доведенном -1,0.

— Во II полугодии необходимо сконцентрировать все усилия на обеспечении выполнения установленных годовых параметров прогноза, — заключил Олег Швец.

Вторым выступающим на заседании коллегии стал заместитель Министра архитектуры и строительства Александр ШВАЮНОВ с докладом «О выполнении установленных заданий по жилищному строительству и подрядным работам в январе–июне 2023 г.».

Согласно данным доклада, по итогам I полугодия текущего года установленное задание по обеспечению ввода в эксплуатацию не менее 35 % (1505,0 тыс. м2) от общего ввода жилья выполнено всеми регионами. По данным Белстата введено в эксплуатацию 1758,9 тыс. м2  общей площади жилья или 40,9 % от годового задания. 

Однако, по мнению докладчика, наличие отдельных проблем ставит под угрозу срыва выполнение установленных заданий в текущем году. Это падение темпов строительства жилья, в том числе с господдержкой. Одной из причин заместитель Министра назвал все еще сниженный по сравнению с прошлым годом объем строящегося жилья. Так, на 27.07.2023 объем строящегося жилья в сравнении с 28.07.2022 снижен на 5 % в целом по республике. Не начато строительство 38 жилых домов (8 %) общей площадью 167,5 тыс. м2. Очевидно, что до конца года они уже введены не будут.

— Наличие провала со строительством многоквартиных жилых домов должно мотивировать местные органы власти к поиску компенсации выпадающих объемов —  строительства индивидуального жилья, арендного жилья, в том числе за счет реального сектора экономики, — отметил Александр Шваюнов, освещая сложившуюся ситуацию.

На предыдущих заседаниях коллегии Минстройархитектуры акцентировало внимание регионов именно на увеличении темпов строительства индивидуального жилья, учитывая наличие резерва для выполнения программы строительства жилья на 2023 год.

Установленное задание (не менее 40,0 %) выполнили в I полугодии все области, за исключением Гродненской, в которой доля индивидуального строительства в общем объеме составила 37,9 %.

— Для развития данного направления требуется четкое администрирование со стороны местной власти. Необходимо активизировать работу с населением по вводу в эксплуатацию индивидуальных жилых домов с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 25.07.2022 № 253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства». Имеются положительные примеры такой работы: в Гомельской области за I полугодие 2023 г. введено в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в объеме 102,1 тыс.  м2, в том числе в рамках Указа № 253 — 30 тыс. м2 (29,4 %), — подчеркунул Александр Шваюнов.

Подытоживая данные по жилищному строительству, заместитель Министра акцентировал внимание на том, что с целью выполнения государственной программы «Строительство жилья» на 2021–2025 годы для реализации и выполнения доведенных показателей на 2024 год облисполкомам необходимо уже сегодня проработать следующие вопросы:

— увеличение доли строящихся ИЖС с 40 % до 50 %, в том числе с выделением земельных участков в существующей застройке для экономии средств на строительство ИТИ;

— переход от расширения городов

к строительству не менее 30 % жилого фонда в существующей застройке;

— увеличение доли арендного жилья до 5 % в жилищном фонде;

— реконструкция (реновация) не менее 3 % от неблагоустроенного жилищного фонда.

Наряду с вопросами жилищного строительства, по мнению докладчика, не менее важным является вопрос выполнения объемов подрядных работ. По республике наблюдается устойчивая положительная динамика темпов роста выполнения объемов подрядных работ в текущем году.

Так, по итогам работы стройкомплекса за I полугодие выполнены работы на сумму 7172,7 млн руб., темп в сопоставимых ценах — 112,1 %. Доведенное задание согласно утвержденному графику выполнено в полном объеме (опережение графика + 6,0 пп).

Но Александр Олегович отметил, что и это не предел, так как освоение ресурсов по открытым источникам финансирования (Указ № 240, гос­инвестпрограмма, региональные инвестпрограммы) по итогам I полугодия недостаточное: «В целом только по данным источникам недоосвоено   549,3 млн руб.».

В целях наращивания выполнения объемов подрядных работ заместителем Премьер-министра Анатолием СИВАКОМ 7 августа утвержден и направлен для исполнения областям и г. Минску уточненный помесячный график по темпам роста подрядных работ с выходом на прогнозный темп роста за 2023 год в целом по стране в размере 115,6 %.

Согласно графику по итогам 9 месяцев в целом по республике необходимо обеспечить темп выполнения подрядных работ в размере не ниже 112,2 %, по итогам года —  не ниже 115,6 %.

В целях выполнения установленных заданий по темпам роста подрядных работ руководству регионов направлены следующие рекомендации:

1) обеспечить корректировку оценки темпов выполнения объемов подрядных работ в соответствии с уточненными помесячными заданиями на 2023 год, а также контроль за освоением средств, предусмотренных в рамках Государственных и региональных инвестиционных программ по объектам строительства за 9 месяцев;

2) обеспечить снижение дебиторской задолженности перед подрядными организациями с целью недопущения вымывания оборотных средств (на 01.07.2023 составила 401 514 тыс. руб. (просроченная — 113 259 тыс. руб.).

3) не допускать образования новых объектов сверхнормативного незавершенного строительства, негативно влияющего на объемы подрядных работ (202 новых на отчетный период) и обеспечить выполнение плана мероприятий по сокращению объемов сверхнормативного незавершенного строительства на 2023 год.

Ольга Машарова

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№32-2023)

Читайте также