ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: КОМПЕТЕНТНО ОБ АКТУАЛЬНОМ

Международная специализированная строительная выставка «БУДПРАГРЭС-2021», которая прошла в Минске с 14 по 17 сентября, отметилась насыщенной деловой программой. Важной частью мероприятия стал форум «Инновации в строительстве 2021». В числе обсуждаемых вопросов были разработка и внедрение в строительных организациях профессиональных стандартов. О том, какую пользу стройотрасли в целом и каждой организации в частности принесет внедрение профстандарта «Управление инвестиционными проектами в строительстве» — в материале «РСГ»

Профессиональный стандарт — стандарт, определяющий требования к уровню образования, квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной профессиональной области.

Одним из важных профессиональных стандартов, внедрение которого позволит дать импульс инновационному развитию строительной отрасли, является профстандарт «Управление инвестиционными проектами в строительстве». Об этом заявила первый заместитель начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску и разработчик профессионального стандарта «Управление инвестиционными проектами в строительстве» Ирина КОЛЕСНИКОВА. Спикер рассказала предысторию появления профстандарта.

По ее словам, стройорганизации при составлении должностной инструкции руководителя (управляющего) проектами в строительстве опираются на постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», в котором с 1 августа 2012 г. появилась новая «межотраслевая» должность «Руководитель проекта». Однако требования к должностным обязанностям и умениям такого руководителя не содержат отраслевой специфики и не совсем полно отражают функции, выполняемые руководителем проекта в строительстве. При этом институт руководителя (управляющего) проектами в строительстве в полной мере сформировался только с выходом Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», а также введением обязательной аттестации функций руководителя (управляющего) проектами в строительстве согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 и постановлению Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15.

Одновременно постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4 «Функции заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства» был определен перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, содержащим 13 достаточно общих и неконкретных трудовых функций.

— Что касается подготовки кадров, то на сегодняшний день в нашей стране не существует специальности среднего специального или высшего образования по управлению проектами, — отметила Ирина Колесникова — Не готовят и магистрантов, аспирантов, докторантов. Именно поэтому большим достижением можно считать открытие специальности переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, 1-70 06 71 «Управление проектами в строительстве» с присвоением квалификации «Руководитель проекта в строительстве». В данный момент переподготовка осуществляется только Межотраслевым институтом повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ (МИПК и ПК БНТУ) — разработчиком образовательного стандарта переподготовки.

Спикер пояснила, что, несмотря на вступление в действие с 1 декабря 2018 г. государственного стандарта СТБ 2529-2018 «Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения», который помог разобраться с фазами, стадиями, процессами управления строительными проектами и их взаимосвязью, а также ответить на вопрос, каким образом управляется проект, в сфере регулирования не хватало важного звена. Отсутствовал документ, определяющий функции ключевого участника проекта, — руководителя проекта в строительстве. Этот пробел исправила разработка профстандарта «Управление инвестиционными проектами в строительстве».

Какой толк от профстандарта?

Отдельно Ирина Колесникова остановилась на конкретных вещах, которые может улучшить внедрение профессионального стандарта.

Во-первых, это сближение реального сектора и системы образования.

Только ленивый не говорит о том, что вузы и ссузы не дают выпускнику всех необходимых знаний и навыков, которые требует реальный сектор, — отметила Ирина Колесникова. — При этом сами предприятия не представляют, какие именно конкретные компетенции хотели бы видеть в молодом специалисте. Профстандарт в данном случае послужит базой для разработки образовательного стандарта и образовательных программ. То есть система образования будет осуществлять подготовку специалистов по требованиям рынка труда и обеспечивать реальный сектор «качественными» кадрами, не требующими вложения в них дополнительных средств для «доучивания» или переподготовки.

Во-вторых, возможность создания новых профессий.

Разработанный профстандарт по управлению проектами создан таким образом, чтобы впоследствии его отдельные общие трудовые функции можно было распространить на новые должности в сфере управления строительными проектами. Например, отрасль уже созрела к появлению таких профессий, как планировщик, администратор проектов, координатор проектов по отдельным областям знаний проекта.

В-третьих, разработка системы оплаты труда с учетом особенностей организации и специфики деятельности.

По сути любой профессиональный стандарт — это формализированный бизнес-процесс, на основании которого можно провести нормирование труда и, соответственно, разработать систему мотивации труда, учитывая специфику и нюансы деятельности руководителя проекта в строительстве в зависимости от установленных ему ключевых показателей эффективности (KPI).

В-четвертых, обучение и оценка знаний.

Профессиональный стандарт позволяет через, например, аттестацию и сертификацию оценить работника, полноту его знаний и навыков, умение владеть необходимыми для управления проектами инструментами и методами, выявить пробелы в знаниях и точечно проводить обучение. Это поможет эффективно расходовать финансовые средства, доводя компетенцию специалистов до необходимого уровня, а также построить индивидуальный план развития сотрудника. Также стандарт может быть хорошим инструментом регулирования строительной отрасли Республики Беларусь при периодической аттестации руководителей (управляющих) проектами в строительстве, осуществляемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, если вопросная база тестирования будет разработана на основании СТБ 2529 и профессионального стандарта по управлению инвестиционными проектами в строительстве.

В-пятых, объективное формирование стоимости услуг по управлению проектами.

Понимание, какие конкретно функции выполняет руководитель проекта, в том числе их количественная оценка в физических показателях (чел./ч), даст возможность адекватно формировать стоимость услуг инженерной организации. На сегодняшний день это неосуществимо. Услуги инженерной организации, независимо от объема работ и сложности проекта, стоят в среднем 1,06 % от глав 1–9 сводного сметного расчета. Однако даже эта сумма после проведения процедуры закупок может снижаться в разы.

В-шестых, понимание профессии «руководитель проекта в строительстве».

Для опытных руководителей проекта профстандарт даст четкое понимание границ и содержания функций; а для молодых специалистов и выпускников вузов позволит ознакомиться с полной картиной того, что включается в понятие «управление проектами».

В-седьмых, практикоориентированность.

Главное достоинство разработанного профессионального стандарта по управлению инвестиционными проектами в строительстве в том, что он является логическим продолжением работы, начатой в сфере институализации методологии управления проектами в строительном комплексе Республики Беларусь. Он разработан в поддержку государственного стандарта СТБ 2529-2018 «Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения», создан при участии экспертов от реального сектора и науки и имеет прикладное значение.

Что содержит профстандарт «Управление инвестиционными проектами в строительстве».

В первой главе профстандарта по управлению проектами указываются виды экономической деятельности организации в области строительства, при осуществлении которых он может применяться.

Во второй главе приведена краткая характеристика вида трудовой деятельности: дано описание деятельности по управлению проектами, определены основные задачи руководителя (управляющего) проекта, приведены основные термины и определения, коррелирующие с действующими ТНПА и НПА в части управления проектами, а также применяемые в профстандарте сокращения.

В третьей главе приводится перечень должностей служащих, на которых распространяется действие профстандарта. В нашем случае это должность руководителя проекта, ему присваивается практически наивысший уровень квалификации в секторальной рамке квалификаций ввиду ответственности полноты выполняемых им функций.

Четвертая глава содержит перечень обобщенных трудовых функций, трудовых функций, выделенных в данном виде трудовой деятельности. Для понимания профстандарта общие трудовые функции выстроены в логической последовательности СТБ 2529 и в таком изложении будут понятны каждому отечественному руководителю (управляющему) проектом в строительстве и тем, кто знаком с американским Сводом знаний по управлению проектами PMBOK PMI.

В пятой главе приводится детальная расшифровка каждой трудовой функции, которая раскладывается на несколько трудовых действий.

Также в этой главе приводятся требования к образованию и опыту работы субъекта, его знаниям и умениям, специальные условия допуска к работе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: КОМПЕТЕНТНО ОБ АКТУАЛЬНОМ

Читайте также