Послевоенная жизнь. Могилев

Могилев освободили от немецких захватчиков войска 2-го Белорусского фронта 28 июня 1944 г. после прорыва обороны оккупантов по рекам Проня, Бася и Днепр.

Оккупация Могилева длилась 1068 долгих дней. На территории города насчитывалось 10 концентрационных лагерей. Осенью 1941 года произошло массовое уничтожение евреев. Значительную часть жителей, которые не смогли эвакуироваться, угнали на работы в Германию или уничтожили. Если до войны в Могилеве проживало более 100 тыс. жителей, то на 1 июля 1944 г. зарегистрировано около 10 тыс. жителей.

Из музея исчезли ценности из антикварного фонда СССР, которые хранились на тот момент в Могилеве. Самая известная — крест Евфросиньи Полоцкой. Из всех фондов музея сохранился только слиток монет XVI–XVII веков, которые спеклись во время пожара.

Крест Евфросинии Полоцкой — напрестольный крест, изготовленный для церкви Святого Спаса в Полоцке мастером Лазарем Богшей в 1161 г. Выполнен в форме шестиконечного креста высотой 51,8 см.

Утрачен во время Великой Отечественной войны и до сих пор не найден. В 1997 году изготовлена полноразмерная копия брестским ювелиром Николаем Кузьмичом. В настоящее время копия святыни хранится в Спасо-­Преображенской церкви Полоцкого Спасо-­Евфросиньевского женского монастыря.

За время оккупации Могилев пострадал достаточно сильно: оккупанты уничтожили почти половину жилых и общественных зданий. Улицы Первомайская и Ленинская, в центре города, были буквально изрыты воронками от бомб и снарядов. Полностью разрушили авторемонтный, кожевенный, труболитейный и пивоваренный заводы, кондитерскую, швейную и шелкоткацкую фабрики, мясокомбинат, железнодорожное депо и многие другие предприятия. Оккупанты сожгли библиотеки, фонды Центрального исторического архива БССР, вывезли в Германию экспонаты областного краеведческого музея, само здание сгорело изнутри.

После освобождения города началось разминирование, разбор руин и восстановление самых необходимых предприятий. Рабочих рук не хватало, в основном работали женщины и подростки. За короткое время восстановили работу электростанции и водопровода. Открылись медицинские учреждения, аптека, парикмахерская, баня, магазины, начали работать столовые, отделение связи и телеграф.

Активное участие в восстановлении города принимали комсомольцы и молодежь. В городе создали более 200 комсомольско-молодежных восстановительных бригад. Первый послевоенный воскресник состоялся 12 ноября 1944 г. В нем приняли участие более 5 тыс. человек.

В июле 1944 года восстановил свою деятельность Могилевский государственный педагогический институт, начали прием три факультета: исторический, географический и языка и литературы. Тогда зачислили 570 студентов на дневное отделение и 357 — на заочное. В институте работали 16 преподавателей, 4 из них имели ученые степени. В 1946 году количество студентов достигло довоенного уровня, в 1949 году открылся физико-математический факультет. В 1950-х вуз стал одним из крупнейших в Беларуси.

Могилевский завод искусственного волокна в 1940 году считался одним из крупнейших химических предприятий, производил около 40 % химических волокон в СССР. В 1945 году изменили название на «завод № 511». Восстановили предприятие к 1948-му.

С началом Великой Отечественной войны часть оборудования ОАО «Кричевцементношифер» эвакуировали в тыл, оставшееся уничтожили либо повредили. Оккупанты пытались наладить производство цемента, организовали концлагерь для военнопленных и мирных жителей, но у них ничего не получилось. После освобождения предприятие восстановили и уже в январе 1949 г. сдали первую технологическую линию, в июле того же года — ввели в строй вторую очередь. До конца года выпустили 65 тонн цемента.

Могилевский автомобильный завод им. С. Кирова (МоАЗ) — предприятие по производству землеройной и автомобильной техники, был эвакуирован в 1941 году в Куйбышев.

Во время Великой Отечественной войны на МоАЗе выпускали двигатели для штурмовиков Ил-2. После окончания войны завод пришлось отстраивать практически с нуля.

Сначала на автомобильном заводе освоили выпуск несложной продукции: локомобили, потом мостовые краны. С 1947-го начался выпуск автомаслозаправщиков М351 на шасси грузовика ГАЗ-51 по заказу Министерства обороны.

В 1946-м открыли первый автобусный маршрут, первую послевоенную продукцию дали деревообделочная артель «Победа», завод «Строммашина», металообрабатывающий комбинат. В первую послевоенную пятилетку объем промышленной продукции города увеличился более, чем в 10 раз.

Послевоенный Могилев стал городом машиностроения, металлургии, химии. На промышленных окраинах началось жилищное и коммунальное строительство. В 1962-м образованы две административно-территориальные единицы: Ленинский и Октябрьский районы. Автобусные маршруты связали центр с вокзалом, Заднепровским районом, с промышленными предприятиями и пригородными населенными пунктами. Установили регулярные рейсы из Могилева в Минск и районные центры области.

По своему экономическому потенциалу Могилев в 1980-ые вышел на третье место в стране. Благодаря помощи Академии наук БССР и других научных центров, в городе сложилась сеть научно-исследовательских учреждений и организаций. Наука стала одной из ведущих сфер народного хозяйства.

Подготовил Алесь ИГНАТОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№23-2025)

Читайте также