ПОПОЛНИТЬ ОБОРОТКУ И УПРОСТИТЬ ПРОЦЕДУРЫ

Разбираемся подробно с новеллами осуществления строительной деятельности

ПОПОЛНИТЬ ОБОРОТКУ И УПРОСТИТЬ ПРОЦЕДУРЫ

В «РСГ» № 9 (894) за 04.03.2021 мы сообщили о вступлении в силу Указа Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности». Представляется возможным на страницах текущего номера осветить основные положения Указа № 58 более подробно.

Указ Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58 «Об осуществлении строительной деятельности» (далее — Указ № 58) издан с целью социально-экономической поддержки в период сложившейся эпидемиологической ситуации с целью установления особенностей регулирования отдельных вопросов в сфере строительной деятельности.

Разработка данного нормативного правового акта обусловлена следующим состоянием развития строительной отрасли.

 

Уменьшение размера средств, резервируемых на специальных счетах

Исходя из официальных данных, по состоянию на 01.09.2020 дебиторская задолженность по секции F «Строительство» составила 3631,7 млн руб., в том числе просроченная 562,2 млн руб. Просроченная дебиторская задолженность по организациям Минстройархитектуры на указанную дату составила 27,0 млн руб.

Очевидно, что наличие высокой дебиторской задолженности приводит к вымыванию оборотных средств и несвоевременному выполнению обязательств по уплате налоговых платежей (сборов), выплате заработной платы, расчетам за текущие платежи за энергоресурсы и другие последствия.

На 01.09.2020 по 34,4 % просроченной задолженности ведется работа по судебному и досудебному взысканию, в том числе: 8,5 % — поданы иски в суд; 16,7 % — имеется решение суда о взыскании задолженности; 1,9 % — предъявлено к взысканию через ИМНС и ФСЗН; 7,3 % — составлены графики погашения задолженности.

Просроченная задолженность заказчиков, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве) (процедура санации), составляет 15,9 % от общей суммы просроченной задолженности заказчиков.

Длительные сроки оплаты заказчиками за выполненные работы привели к росту кредиторской задолженности подрядных организаций перед поставщиками материалов, субподрядными организациями за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные автотранспортные услуги.

Так, кредиторская задолженность по состоянию на 01.09.2020 по секции F «Строительство» составила 5371,2 млн руб., в том числе — просроченная — 624,2 млн руб. Просроченная кредиторская задолженность по организациям Минстройархитектуры составляет 237,7 млн руб.

Принимая во внимание изложенное, кредиторами предпринимаются меры по взысканию задолженности через налоговые органы, органы ФСЗН, судебные органы с взысканием штрафных санкций.

Наличие большой кредиторской задолженности у организаций строительного комплекса перед поставщиками материалов, субподрядными организациями за выполненные строительно-монтажные работы и оказанные автотранспортные услуги и, как следствие, большое количество исполнительных производств, обусловлено низкой платежной дисциплиной заказчиков.

Анализ практики применения строительными организациями такого способа обеспечения своих обязательств по устранению результата строительных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, как резервирование, показал, что до 80 % зарезервированных средств не востребовано на устранение недостатков работ ненадлежащего качества, исключено из оборота.

В то же время для обеспечения непрерывности работы организации вынуждены прибегать к получению кредитных банковских средств, что влечет дополнительную банковскую нагрузку.

По мнению ведущих строительных организаций, принятый уровень резервирования является избыточным и приводит к значительному вымыванию оборотных средств строительных организаций, отрицательно влияет на финансовые показатели их деятельности. Уменьшение размера средств, резервируемых на специальных счетах до 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ, позволит строительным организациям использовать более 66 % средств, находящихся на специальных счетах на пополнение оборотных средств.

Учитывая изложенное, п. 1 Указа № 58 предусмотрена возможность однократного использования до 50 % уже зарезервированных средств на дату принятия Указа № 58. Кроме того, п. 3 Указа № 58 (в части корректировки норм Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26)) уменьшен размер средств, резервируемых на специальном счете до 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ.

Упрощение процедуры ввода и постановки на учет объектов строительства

В соответствии с поручением Главы государства, данных 15 мая 2020 г. в ходе рабочей поездки в Витебский район Витебской области, необходимо обеспечить упрощение процедуры ввода и постановки на учет объектов строительства сельскохозяйственного назначения.

В рамках выполнения данного поручения для объектов строительства сельскохозяйственного назначения первого-четвертого классов сложности сохранен действующий порядок приемки в эксплуатацию, а процедуры приемки объектов в эксплуатацию упростить для объектов пятого класса сложности.

 

Справочно.

Классификация объектов по классам сложности предусмотрена государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация. Основные положения».

 

В связи с этим п. 2 Указа № 58 установлено, что приемка в эксплуатацию объектов пятого класса сложности (кроме объектов, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а также по которым предпроектная (предынвестиционная) и проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе), на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, реализуется без положительных заключений государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.

Данное решение направлено на упрощение ввода и приемки в эксплуатацию всех объектов строительства пятого класса сложности, а не только сельскохозяйственного назначения, что способствует развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности. При этом действующими нормативными правовыми актами учитываются требования безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства пятого класса сложности при их приемке в эксплуатацию.

Изменения в Указ № 26

На основании ст. 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» решение о разработке проектной документации в одну или две стадии указывается в задании на проектирование, а в случае применения типовых или рекомендованных для повторного применения проектов осуществляется одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта.

В связи с этим внесены также изменения в Указ № 26, предусмотрев исключение ч. 4 п. 1.5, которой было предусмотрено право осуществлять одностадийное проектирование с разработкой строительного проекта в случае применения при строительстве объектов типовых или рекомендованных для повторного применения проектов.

Подпункт 1.9 Указа № 26 изложен в новой редакции, в которой установлено, что выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта) допускается в случаях и порядке, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь.

Данные изменения упрощают порядок, а также сокращают сроки инвестиционного цикла.

Устранение избыточных нормативных правовых предписаний

Пунктом 4 Указа № 58 признается утратившим силу абз. 13 п. 4.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» (далее — Указ № 676).

Признание Указа № 676 утратившим силу обусловлено выполнением его предписаний, а именно:

— во исполнение п. 4.1 Указа № 676 утверждено Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223); Положение о главном архитекторе области, города, района, района в городе (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223); Положение о государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224); Положение о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве (постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.06.2019 № 37).

Подготовка двух- и пятилетних планов финансирования, проектирования и строительства жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, с учетом строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для своевременного ввода жилых домов в эксплуатацию на территории областей и г. Минска, неактуальна в связи с ежегодным принятием в соответствии с Государственной программой «Строительство жилья» на 2016–2025 годы Постановлений Правительства Республики Беларусь «О мерах по выполнению заданий по строительству жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним на текущий и последующий год».

Подпункт 4.2 Указа № 676 реализуется в рамках п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Что касается Декрета № 7, то абз. 13 п. 4.4 Декрета № 7 признается утратившим силу с целью исключения дублирования нормативных правовых предписаний в части резервирования денежных средств в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, поскольку вопросы резервирования более полно отражены в Указе № 26.

Таким образом, установление Указом № 58 особенностей регулирования отдельных вопросов в сфере строительной деятельности направлено на поддержку строительной отрасли в современных условиях, упрощение порядка, а также сокращения сроков инвестиционного цикла финансирования, проектирования и строительства жилых домов.

Читайте также