Павлина ПОСЛЕД: «Хочу показать, что в архитектурном проектировании нет рамок»

Павлина Послед

Выпускница архитектурного факультета БНТУ Павлина ПОСЛЕД признается: с малолетства она просто не представляла свою будущую жизнь без творчества. Правда, поначалу девушка долго не могла определиться, какая именно его ипостась сердцу ближе. Интересовало юную вилейчанку и художественное направление как таковое, и дизайн пространств и интерьеров, и его величество архитектура. Однако вскоре время все расставило на свои места. И теперь мы беседуем с обладателем Гран-при XIV республиканского конкурса дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси, преподавателем архитектурного проектирования главного технического вуза страны о прошедшем конкурсе, плюсах и минусах профильного образования, новых архитектурных тенденциях и будущем белорусского зодчества.

— Павлина, почему именно архитектурный факультет и классическая специальность «Архитектура»?

— Сколько себя помню, в детстве не выпускала из рук карандаш и бумагу. В родной Вилейке окончила сразу несколько школ искусств. Подумывала о карьере художника, дизайнера, но чуть позже поняла: хочу быть именно архитектором! К поступлению на самый творческий факультет БНТУ готовилась под предводительством белорусского художника, преподавателя мировой художественной культуры и рисования, моего земляка Эдуарда Владимировича МАТЮШОНКА. Многие ученики этого поистине талантливейшего педагога добились немалых успехов в дизайне, искусстве и архитектуре. Эдуард Владимирович всегда повторял: архитектор может стать хорошим специалистом и в сфере дизайна, и в сфере архитектуры, а вот архитектор-дизайнер никогда не достигнет уровня архитектора-профессионала. Во втором случае речь о более художественном образовании, где в программе обучения, к примеру, не предусмотрен отдельный курс по строительной механике, без которой в проектировании просто не обойтись. Технические навыки очень помогают в работе зодчего. Благодаря своей предусмотрительности теперь я могу выступать и в роли архитектора, и в роли дизайнера проектов. К слову, последние на рынке труда сегодня более востребованы.

— В профессиональной среде сейчас достаточно активно обсуждаются проблемы архитектурного образования. Вам, как начинающему специалисту, всегда хватало знаний, полученных в университете?

— На мой взгляд, основа подготовки высококвалифицированных кадров — практико-ориентированное обучение. Добротная теоретическая подготовка, конечно же, не помешает, но на выходе молодому специалисту в первую очередь нужна практика. И чем больше ее будет в программе обучения, тем лучше. Да, у нас регулярно организуются пленэры, проводятся обмерные, а к пятому-шестому курсу и производственные практики, но так называемого насмотренного опыта все равно не хватает. Для того чтобы восполнить эти пробелы, студенты, по-настоящему заинтересованные в будущей профессии, с третьего курса вынуждены совмещать учебу с работой в архитектурно-проектных организациях столицы. Я, например, трудовую деятельность начинала в качестве дизайнера в ООО «Аверса-групп», затем переключилась на архитектуру. Времени свободного, безусловно, становится меньше, но могу сказать, что это вполне реально — совмещать работу и учебу не в ущерб ни тому, ни другому. Зато теперь в моей копилке есть несколько реализованных проектов: с нуля занималась проектированием жилого дома в Колодищах, завершила жилые дома для российской и белорусской столиц, работаю над проектом московского салона красоты.

Еще один немаловажный момент в программе обучения архитекторов касается запоздавшего, на мой взгляд, изучения некоторых компьютерных программ, знание которых крайне необходимо в проектировании. Получается, что к шестому курсу, когда на курсе «Информационные технологии» изучаются 3D Max и Revit, многие студенты по платным видео-урокам и онлайн-курсам успевают самостоятельно освоить все программное обеспечение.

Павлина ПОСЛЕД: «Хочу показать, что в архитектурном проектировании нет рамок»

— Нынешний учебный год Вы встретили в новом для себя статусе — преподаватель по архитектурному проектированию главного технического вуза страны. Поделитесь впечатлениями, каково это быть по ту сторону кафедры?

— С большим интересом вникаю в образовательный процесс. Когда мы с одногруппниками, будучи еще студентами, занимались групповым проектированием, многие из них говорили о моих педагогических «наклонностях». Хотя год назад вряд ли видела себя в роли преподавателя, а сейчас могу сказать, что мне это действительно нравится. Обучая других, ты ведь всегда чему-то новому научишься и сам. Конечно, поначалу было немного страшно: а вдруг студенты не будут меня воспринимать как преподавателя, разница в возрасте ведь иногда минимальная? Но все переживания оказались напрасными, а стереотипы о возрасте — далекими от реалий: ребятам интересно мое мнение, они приходят за советом, уточняют некоторые нюансы по работе с программным обеспечением, консультируются по ВІМ-проектированию. Мне кажется, практикующий архитектор всегда может чему-то научить студентов, поэтому стараюсь совмещать преподавательскую деятельность с работой архитектором и дизайнером. Хочу максимально раскрепостить студентов, показать, что в архитектурном проектировании нет рамок. Есть определенные строительные нормы, которых нужно придерживаться, но не стоит забывать о творческом полете. Первостепенной в любом проекте должна стать именно идея, интересный образ, и только потом можно размышлять над конструктивной системой и думать, как все задумки реализовать в жизнь.

— Над проектом «Белорусского музея восприятия» работали по этой же системе? Победа в XIV республиканском конкурсе дипломных проектов выпускников высших и средних специальных архитектурных школ Беларуси для Вас стала ожидаемой?

— На Гран-при, конечно же, не рассчитывала (улыбается), но вот в том, что мой «Музей восприятия» отметят дипломом призера, была уверена. А ведь изначально я приступала к разработке проекта аэропорта, мне даже успели утвердить эту тему. Заниматься масштабными проектами всегда интересно, но захотелось поэкспериментировать с чем-то более компактным, заложить в свой проект какую-то «вау-идею». Неделя ушла на поиски центрального образа: раздумывала о «музее запахов», «музее-шабаше». В процессе консультаций с научным руководителем Валерием Раулевичем РОНДЕЛЕМ решили развить тему запахов до всех пяти модальностей восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Когда идея была готова, Валерий Раулевич и консультант по архитектуре Руслан Александрович ШАХЛОВИЧ помогали все это воплотить на листе бумаги. Хотелось создать здание, которое перевернуло бы человеческое сознание и оставило самые яркие впечатления посетителям. Данный ар-объект задуман как скульптурное сооружение. Снаружи здание имеет некую аморфную форму, складывается ощущение, что вся конструкция расплывается в пространстве. Геометрия сооружения видоизменяется из, казалось бы, подвижных элементов в словно заледеневшие. Выставочные залы представлены в виде оптических лабиринтов, которые ведут посетителя по своему восприятию к той или иной экспозиции. Некоторые архитектурные элементы здесь одновременно играют и роль экспонатов. Для создания больших пространств, позволяющих посетителю почувствовать плавность интерьера, вертикальные элементы бетонной конструкции скрыты системой ограждающих панелей и навесных стен. Ночью образ здания меняется с помощью освещения, которое направляется изнутри на внешние поверхности и разворачивает формальную композицию, раскрывая ее содержание и поддерживая гармонию между интерьером и экстерьером.

— Чем вдохновлялись, создавая такую необычную архитектуру?

— В процессе проектирования анализировала работы зодчих с мировым именем, среди которых Заха ХАДИД, Фернандо РОМЕРО, Фрэнк ГЕРИ, Юрген МАЙЕР, Жан НУВЕЛЬ и др. Изучала научную литературу по психологии восприятия. Проект белорусского музея по стилистике близок работам Заха Хадид. Ирако-британский архитектор всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. Это плавные формы, конструкции, как правило, индивидуального изготовления.

— Что думаете о белорусской архитектуре? Есть ли примеры объектов, которые находят особенный отклик в Вашей душе?

 Мне нравится наш пр-т Независимости. Очень комфортное и уютное место. Здесь нет ничего, к чему бы хотелось придраться, все очень цельно и комплексно. Своей энергетикой восхищает историческая застройка, наши храмы. Я просто в восторге от Крестовоздвиженского костела в родной Вилейке, замка на Дривятах. Кажется, чем больше путешествовать по родной Беларуси, тем больше всего интересного можно найти.

Читайте также