
Вопросам совершенствования проектной деятельности в современных условиях развития строительного комплекса был посвящен круглый стол, который состоялся
в канун Нового года на площадке Республиканского Союза Строителей.
В мероприятии приняли участие Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Руслан ПАРХАМОВИЧ, Председатель Республиканского Союза Строителей Заслуженный строитель Республики Беларусь Анатолий НИЧКАСОВ, заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Александр БАЛАШЕНКО, руководители и специалисты крупнейших проектных и строительных организаций страны, Главгосстройэкспертизы, СТРОЙТЕХНОРМА, областных комитетов
по архитектуре и строительству.
Дискуссионные площадки, инициированные Республиканским Союзом Строителей, стали хорошей традицией минувшего года. Практика будет продолжена и в наступившем 2025-м. Основная цель — обсуждение накопившихся острых вопросов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Организаторы поставили главную цель: не уходить в формат декларирования «сухих» фактов и цифр, а наладить живой диалог между игроками строительного рынка.Законодательство меняется быстро, нововведения в работе возникают постоянно, поэтому у специалистов должна быть возможность оперативно получать необходимую информацию, а главное — ответы на возникающие вопросы из первых уст. В результате прямого участия руководителя отраслевого ведомства, главных специалистов министерства, а также экспертного сообщества рассматриваются системные вопросы. Через протоколы заседаний озвученные рекомендации попадают в работу на стол к специалистам для совершенствования. Так, в ноябре коллеги сообща определили пути дальнейшего совершенствования системы ценообразования в строительстве, дальнейшего развития стройкомплекса, решения кадровых вопросов («РСГ» № 44, 2024). Тогда предложения об оплате труда в строительстве, минимизации рисков подрядчиков, системе закупки и стоимости стройматериалов, тарифных ставках, развитии сферы услуг авторского и технического надзора озвучили представители ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», областных УКСов, ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, РИПО и др. Ни одно поступившее предложение не осталось без внимания. Некоторые удалось снять на месте. Остальные острые вопросы взяты, что называется, на карандаш.
По мнению Председателя Республиканского Союза Строителей Анатолия НИЧКАСОВА, такие встречи с участием Министра архиважные, поскольку завершается пятилетка, формируются планы на следующую. Более того, в связи со вступлением в силу первого в истории строительной отрасли страны Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности идет планомерный переходный этап. Целый ряд нормативных правовых и нормативно-технических документов перерабатывается, стыкуются многие решения предыдущих норм. Специалисты уже окрестили его настольной книгой архитектора, строителя и инвестора. Документ обобщил в себе практически все основополагающие документы, регламентирующие порядок возведения объектов на всех его стадиях — от задумки до приемки в эксплуатацию.
Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Руслан ПАРХАМОВИЧ отметил, что сегодняс учетом наработанной практики уже назрела необходимость вносить корректировки в Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Руслан Викторович призвал участников круглого стола активнее информировать Минстройархитектуры о выявленных коллизиях. Также Министр поделился своим экспертным мнением по рассматриваемым за круглым столом вопросам, проинформировал о грядущих новациях в работе белорусского строительного комплекса.
— Проектным организациям и экспертизе нужно сближать позиции, идти друг другу навстречу. Работа в этом направлении ведется. Мы должны держаться вместе, у нас должны быть общие цели, чтобы быть более устойчивыми к внешним вызовам. Сегодня, как я уже озвучивал ранее, в отрасли идет активная работа по разработке новой концепции системы ценообразования, которая позволит усовершенствовать вопросы, касающиеся стоимости материалов, индексов и других ключевых моментов сметного дела. В ближайшей перспективе хотелось бы, чтобы в стране действовала единая государственная программа по формированию смет и единая программа по формированию актов выполненных работ. Нам не нужно множество различных программ. Золотая цель — максимально упростить систему ценообразования. Идеальная схема, когда сметы и акты выполненных работ будут состоять из минимума страниц. Этим вопросом сейчас занимаются специалисты Минстройархитектуры совместно с РНТЦ по ценообразованию в строительстве. В ближайшее время мы согласуем концепт с Правительством и начнем реализацию, — подчеркнул Руслан Викторович.
По мнению руководителя строительного ведомства, именно предпроектная документация должна стать важнейшей частью проектной деятельности. Это позволит подтвердить важность строительного решения и оценить целесообразность реализации инвестпроекта.
— Именно там формируется экономика, и именно там созревает решение строить или нет. На пятилетку мы ставим задачу сделать предпроектную документацию приоритетной частью проектной деятельности. Необходимо избавиться от этих «давайте в сокращенном виде», «давайте в упрощенном». Этого делать нельзя. Экономику нужно просчитывать на старте. Возьмем, к примеру, сельское хозяйство. Почему стоимость строительства однотипных молочно-товарных комплексов по итогам реализации разнится? Начинаем разбираться. Оказывается, не там «посадили», надо было предусмотреть вертикальную планировку, не продумали сети. И это все открывается постфактум, когда проектная документация разработана, деньги потрачены. Договариваться нужно на берегу, — проинформировал Министр. — Стадию «С» (строительный проект) следует разрабатывать в случае необходимости. Для принятия решения строить или нет мы будем ограничиваться качественной предпроектной документацией и стадией «А». Безусловно, требования по аттестации специалистов, которые разрабатывают проекты, будут ужесточаться.
Экспертные рекомендации
Ряд предложений по совершенствованию проектной деятельности в стройотрасли внес советник генерального директора РУП «Главгосстройэкспертиза» Александр СОЛНЦЕВ. Александр Георгиевич сообщил, что постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.04.2023 № 39 утверждена Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, в которую постановлениями ведомства от 07.07.2023 № 72, 23.12.2023 № 130 и 02.05.2024 № 37 внесены изменения, вследствие чего в отличие от первоначальной редакции, в ней был установлен ряд требований, оказывающих отрицательное влияние на сроки реализации инвестиционных проектов и условия ведения бизнеса. Так, пунктом 8 действующей редакции Инструкции № 39 определен порядок включения в сметную стоимость строительства объекта материалов, изделий и конструкций. С момента изменения подпункта 8.3 Инструкции № 39 сроки разработки проектной документации значительно увеличились, так как данный порядок обязывает разработчиков проектной документации обращаться к оператору ГИС «Госстройпортал» за информацией, получение которой растягивается на несколько месяцев. Кроме того, в ряде случаев снизилась степень достоверности включаемой в сметную документацию стоимости материалов, изделий и конструкций, по сравнению с ранее установленным Министерством архитектуры и строительства порядком. Эксперт обратил внимание на пункт 41 Инструкции № 39, которым допускается составление сводки средств, если одновременно предусматривается финансирование строительства жилищно-гражданских объектов и объектов производственного назначения, либо одновременно предусматривается строительство зданий, сооружений в составе объекта в различных населенных пунктах и (или) на межселенных территориях. Данная норма противоречит пункту 1.42 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, содержащему определение термина «объект строительства» как одиночное здание, сооружение. Также она противоречит требованиям Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства от 30.06.2022 № 66, в которой также не предусматривается осуществление отдельных видов строительной деятельности (не относящихся к возведению) одновременно на нескольких зданиях, сооружениях в рамках одного объекта строительства. Подпункт 3.2 пункта 3 Инструкции № 39 определяет порядок включения в сметную документацию стоимости монтируемого оборудования и монтируемой мебели. При этом устанавливаются требования к составу и порядку разработки предпроектной (предынвестиционной) документации, с определением объема необходимых к выполнению работ на этой стадии и сведений, что не относится к области регулирования Инструкции № 39. В этом же подпункте 3.2 пункта 3 Инструкции № 39 определяется содержание проектной документации, способы отображения монтируемого оборудования и монтируемой мебели на чертежах проектной документации, что также не относится к области регулирования Инструкции № 39.
— В пункте 2 Инструкции № 39 установлены определения терминов «монтируемое оборудование», «монтируемая мебель», допускающие различные трактовки и сложности в правоприменении, в том числе ввиду их близости с понятием технологического оборудования для некоторых видов объектов. Однако подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2012 № 195 «О некоторых мерах по повышению требований к проектной документации в части снижения материало-, энерго- и импортоемкости проектных решений» установлена возможность включения в сметную стоимость строительства затрат, связанных с комплектацией мебелью и инвентарем ряда объектов при определенных условиях. Таким образом, нормы подпункта 3.2 пункта 3 Инструкции № 39 создают противоречия в законодательстве, — отметил советник генерального директора РУП «Главгосстройэкспертиза».
Обратил внимание Александр Георгиевич на необходимость восстановить требования к проектным организациям, выполняющим функции «Генеральный проектировщик», а также восстановить требования к специалистам, выполняющим функции «Главный инженер проекта», «Главный архитектор проекта». Это позволит усилить их роль на рынке, повысить ответственность разработчиков и в итоге общее качество разработки проектной документации. В настоящее время данные функции нормативно не установлены. Ранее действовавшее Положение о генеральном проектировщике, утвержденное приказом Министерства архитектуры и строительства от 31.08.1999 № 262, отменено в 2014 году. Также отменен в 2018 году и технический кодекс установившейся практики ТКИ 45-1.02-120-2008 «Порядок организации управления проектированием. Главный инженер (главный архитектор) проектов». Данными документами устанавливались основные функции, осуществляемые генеральными проектировщиками и его специалистами.
— Представляется целесообразным вначале восстановить нормативные требования к таким юридическим лицам, а затем определить квалификационные требования к ним при аттестации на право осуществлять данные функции. В соответствии с принципами и функциями, возложенными на главных инженеров (архитекторов) проекта, необходимо обязать организации — разработчиков проектной документации, так же, как и генеральных проектировщиков, назначать главного инженера (архитектора) проекта при разработке разделов проекта из штатных сотрудников без привлечения субпроектных организаций. С этой целью в квалификационных требованиях к таким организациям следует предусматривать в штате наличие аттестованных специалистов на главных инженеров (архитекторов) проекта, — прокомментировал Александр Георгиевич.
Обсудили участники круглого стола пункт 1 статьи 72 кодекса. Так, проектная документация по объектам, на которых не начато выполнение строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения Госстройэкспертизы, является неактуальной и подлежит прохождению повторной актуализации в органах Госстройэкспертизы и утверждению. Эта норма вводит ограничения на строительство морально устаревших объектов, однако ее формальное исполнение в ряде случаев не приводит к достижению поставленной цели, а лишь к избыточным затратам времени и средств, подчеркивает эксперт. Так, в пункте 381
Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476, установлен порядок актуализации ставшей неактуальной документации. Помимо необходимости изменения проектных решений в связи с изменением требований безопасности, должны пересматриваться разрешительная документация, исходные данные и решения предпроектной стадии. Однако в ряде случаев все, что делает на практике разработчик проектной документации, сводится к банальному переоформлению и повторному выпуску тех же чертежей, в которых меняются ссылки на другие ТНПА. При этом сами проектные решения не изменяются, так как при вводе новых ТНПА не изменялись ранее содержащиеся в них требования. Необходимость же полного переоформления обусловлена изменившимися требованиями к составу документации или наименованию ее разделов. Аналогичные действия происходят при обращении заказчика за изменением разрешительной документации, с получением подтверждения о том, что ранее полученные технические условия действительны. Такие формальные действия откладывают реализацию объектов, но не приводят к повышению их безопасности или потребительских качеств при очевидном расходовании бюджетных средств. Предлагается установить дифференцированные правила актуализации и возможности определения объема и степени обновления проекта по усмотрению заказчика объекта. Например, если срок начала строительства не превышает трех лет, то ограничиваться лишь пересчетом сметной стоимости строительства.
С докладом выступил директор УП «Институт Витебскгражданпроект»Виктор МИРОШ.Возглавляемое им предприятие является ведущим проектным предприятием Витебской области и республики, выполняет функции по разработке градостроительных проектов общего и детального планирования, проектов застройки, инженерной и транспортной инфраструктуры, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых домов, объектов образования, торговли, спорта, туризма и отдыха и др. Виктор Викентьевичакцентировал внимание коллег на работе республиканского фонда проектной документации и республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов. Относительно проектов повторного применения он предлагает рассмотреть возможность государственного финансирования или создания программы возврата средств на актуализацию базы типовых серий с привлечением заинтересованных проектировщиков и производителей продукции. На данный момент на сайте РНТЦ имеется перечень действующих серий рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов зданий и сооружений для всех видов. Однако данный перечень позволяет получить только косвенные данные в виде списка действующих серий, их разработчика и заказчика. Из-за отсутствия доступа к общим данным или сведениям по сериям (каталожные листы, пояснительная записка, область применения, технические требования, перечень типоразмеров изделий) оценить необходимость приобретения серии и возможность последующего применения в проектировании или производстве не представляется возможным. Предлагается разработать единую базу серий типовых строительных конструкций, изделий и узлов (аналог — информационная сеть «Техэксперт», разработанная в Российской Федерации).
Цифровые
перспективы
Внедрение технологий информационного моделирования в строительной отрасли — сложная, но необходимая и вполне выполнимая задача, убеждены участники круглого стола. Для одних компаний строительной отрасли, к сожалению, BIM-модель является пока лишь красивой картинкой, для других послужила триггером масштабного технического переоснащения. Одним из лидеров по использованию возможностей виртуальной реальности в нашей стране является ГП «Белоруснефть-Нефтехимпроект». Для предприятия, которым руководит Андрей ПРОТЬКО, BIM-технологии —не мечта, а реальность.В теме инновационного развития организация уже не первый год. Сегодня компания выходит на новую ступень — цифровизация полного жизненного цикла зданий и сооружений. Успешные наработки уже есть. В качестве пилотного проекта в конце 2024 года реализован уникальный проект по реконструкции столичной автозаправочной станции. На данной стройке «цифра» сопровождала строительство объекта абсолютно на всех этапах. Проект хоть и инновационный, но серьезные выводы сделаны: программное обеспечение позволяет уменьшить как сроки строительства, так и получить ощутимый экономический эффект, минимизировать производственные риски, предотвратить возможные коллизии. Документация, реестры, спецификации, акты скрытых работ, графики — в систему интегрировано все необходимое. Принцип «одного окна» в действии.
Озвучил директор ГП «Белоруснефть-Нефтехимпроект»и острый вопрос:в Республике Беларусь на текущий момент отсутствует программное обеспечение, способное полностью обеспечить процесс составления смет по BIM-проектам. По мнению спикера, необходимо инициировать доработку программного обеспечения «АВС-РНТЦ» для разработки смет по BIM-технологии. Предлагается определить рабочую экспертную группу, которая займется проработкой вопросов внедрения технологии информационного моделирования (далее — ТИМ) на республиканский уровень. Для эффективной проработки вопросов цифровизации заявленные эксперты должны иметь достаточно ресурсов. Андрей Васильевич подчеркивает: для более интенсивного внедрения цифровых технологий необходимо определить случаи обязательного применения ТИМ по объектам инвестирования (фиксируемые за счет бюджета, производственные и т. д.). Важно, по его мнению, инициировать разработку нормативной документации, касающейся разработки и применения «цифры» для различных стадий жизненного цикла. В качестве аналога можно изучить российские своды правил об информационном моделировании в строительстве.
Город — среда, город — для жизни
О том, как грамотно создавать комфортную городскую среду, говорил главный архитектор Брестской области, кандидат архитектуры, доцент Николай ВЛАСЮК. Сегодня в Бресте виртуозно решают сложнейшую комплексную задачу — сохранить историческое наследие в центральной части и дать возможность современному строительству не испортить, а подчеркнуть историю. Успех налицо. Брест возвращает статус самого зеленого города страны: уровень озелененности уже более 45 %, здесь одними из первых в Беларуси разработали и утвердили стратегию пространственного развития до 2050 года «Брест — город-сад», где особое место уделено зеленой архитектуре. Изменилось и отношение к качеству проектирования в спальных районах. Жилые группы — индивидуальные и узнаваемые. Это безопасные дворы без транспорта, многофункциональность (встроенные первые торгово-бытовые этажи), наличие велопарковок, закрытых или заглубленных площадок для ТБО, навигация в подъездах и дворах, безбарьерная среда. Появляются общественные пространства (например, пешеходная улица с торгово-офисными объектами), расширенные детские и воркаут-площадки, скейт-площадки, водоемы и зоны отдыха с шезлонгами, велодорожки, проходные подъезды. Это новый уровень и новые стандарты. Причем не только в Бресте, но и в Барановичах, Пинске, райцентрах Брестской области.
Касаясь градостроительной политики в развитии регионов, Николай Власюк отметил, что сегодня не стоит забывать о глобальных вопросах качества городской среды. Качество городской среды и экологический подход, скоординированная работа городских служб — основные приоритеты развития городов. Важно работать в направлении комплексной застройки одним застройщиком, возрождать конкурсы, в том числе внутри проектных компаний.
— В современной модели оценки эффективности развития городов Беларуси превалирует количественный подход: сколько построено квадратных метров жилья, километров дорог и улиц, каков процент озеленения. Данные показатели являются маркерами в итоговых республиканских отчетах, где городские власти стараются достичь необходимых результатов. Но как в целом это влияет на качество жизни? Однообразная застройка, социальная инфраструктура, не успевающая за жильем, недостаточное благоустройство и недостаточно озеленения, — обратил внимание Николай Власюк. — Современному городу для качественного роста необходимо иметь собственную пространственную стратегию. Генеральный план важен, но он в большей степени отвечает на вопросы, сколько и где строить, но не как. Если город стал больше, то это не значит, что он стал лучше. Сегодня недостаточно говорить о количественном подходе городского развития, акценты стоит смещать в сторону эффективности использования городского пространства, качестве создаваемой среды.
Хорошим примером может стать разработанный в 2019 году Минстроем России Индекс качества городской среды — инструмент для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования.Он включает оценку по 36 индикаторам. Среди них благоустройство, состояние общественного транспорта, безопасность дорог, качество общественных пространств. Каждый индикатор оценивается по десятибалльной шкале, значения суммируются и составляют итоговый индекс качества городской среды. Города могут набрать максимум 360 баллов, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной. Для корректного сравнения все города поделены на 10 размерно-климатических групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. Индекс дает понимание того, какие сильные и слабые стороны есть у каждого населенного пункта, и какие дальнейшие шаги нужно предпринять органам власти, чтобы жизнь там была комфортной, безопасной и удобной.
— Оценка индекса — это руководство к действию, которое четко подсвечивает, какими территориями и какими проблемами в городе необходимо заниматься, как распределять финансирование. К слову, в стратегии развития строительного комплекса до 2035 года данное направление обозначено, — отметил Николай Николаевич.
Практическим опытом привлечения молодых проектировщиков к формированию инновационных решений в проектном деле, конкурсном движении поделился генеральный директор ЗАО «ВиаСЕТрейд» первый заместитель Председателя Белорусского союза архитекторов Вадим ДРАЖИН. Предложения по совершенствованию проектной деятельности внесли ОАО «Государственный проектный институт «Могилевагропромпроект», ОАО «МАПИД», Комитет по архитектуре и строительству Брестского облисполкома, Комитет по архитектуре и строительству Витебского облисполкома, МИПК и ПК БНТУ.
В рамках мероприятия была организована уникальная выставка предприятий — лидеров отрасли, созданная по мотивам ежегодного республиканского конкурса на лучшие достижения в строительной отрасли Республики Беларусь «Строительный Олимп 2024». На ярких планшетах — результаты работы огромного и слаженного механизма, в составе которого заказчики, инвесторы, проектные, научно-исследовательские и изыскательные институты, предприятия промышленности строительных материалов, генподрядные, подрядные и специализированные строительные и строительно-монтажные организации, домостроительные компании, а также учреждения образования, готовящие кадры для строительной отрасли. Благодаря им на карте Беларуси и не только появляются уникальные объекты здравоохранения, культуры, спорта, образования, досуга, агропромышленного комплекса. За всеми этими успехами стоит огромный труд талантливых и преданных делу коллективов, во главе которых настойчивые в достижении поставленных целей руководители.
В этот же день состоялось еще одно знаковое событие — презентация книги «Строительный Олимп». В ее основе — информация о победителях и лауреатах отраслевого конкурса 2024 года. Проект реализован по инициативе Республиканского Союза Строителей. Первый экземпляр красочного издания Анатолий Ничкасов в торжественной обстановке вручил Министру архитектуры
и строительства Республики Беларусь Руслану Пархамовичу.
Татьяна САВИЧ,
фото Аллы ТОЛСТОЙ