ОБСУЖДАЕМ НПА

Обсуждаем НПА

9 марта завершилось общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – Проект постановления), направленного на совершенствование регулирования отношений в области государственных закупок. Организатором общественного обсуждения, которое проводилось с 27 февраля, выступило Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Мнение разработчиков НПА

Проектом постановления предлагалось допустить право приобретения посредством проведения процедуры закупки из одного источника услуг на разработку градостроительных проектов общего, детального, специального планирования, разработку (проверку) градостроительных паспортов на земельные участки (согласно п. 1.2 Проекта постановления  п. 1.9 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» дополнить абзацем следующего содержания: «услуг на разработку градостроительных проектов общего, детального, специального планирования, разработку (проверку) градостроительных паспортов на земельные участки»).

Согласно обоснованию к Проекту постановления необходимость соответствующего изменения обусловлена следующим. Приоритетным способом реализации прав на земельные участки определены аукционные торги, а разработка градостроительных паспортов на них осуществляется с учетом спроса инвесторов. При этом существует проблемный вопрос в части разработки (проверки) градостроительных паспортов: их согласование и утверждение в соответствии с действующим порядком составляет около 3-4 месяцев. Одной из главных причин длительных сроков разработки градостроительных паспортов является обязанность проводить конкурентные процедуры закупок. При этом необходимость в их проведении отсутствует, так как услуги по разработке (проверке) градостроительных паспортов фактически выполняются на основании п. 4.21 и п. 6 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, специально создаваемыми для этих целей коммунальными унитарными предприятиями либо иными уполномоченными организациями. В настоящее время обязательная конкурентная закупка на выполнение обозначенных работ занимает около 3–4 месяцев и в конечном итоге победителями закупки становятся указанные выше коммунальные либо иные уполномоченные организации. Согласно сведениям, содержащимся в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, разработчиками градостроительных паспортов являются, за редким исключением, одни и те же субъекты.

Справочно

Например, в период с 2020-го по 2022 год комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома проведены процедуры государственных закупок на разработку 44 градостроительных паспортов, из которых по 43 градостроительным паспортам заявлен единственный участник — проектно-исследовательское коммунальное унитарное предприятие «Минскградо».

Учитывая пример сложившейся в г. Минске практики, а также результаты анализа проведенных облисполкомами процедур закупок услуг по разработке (проверке) градостроительных паспортов, в целях установления единого порядка их осуществления Проект постановления предусматривает возможность применения процедуры закупки из одного источника обозначенных услуг на всей территории Республики Беларусь. По мнению разработчиков Проекта постановления, данные изменения позволят сократить сроки разработки градостроительных паспортов, создать благоприятные условия для развития экономики за счет притока инвестиций.

Мнение участников строительного процесса

В ходе общественного обсуждения было высказано мнение о своевременности такого дополнения. В частности, отмечено, что основанием, кроме изложенных в обосновании необходимости принятия постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 и от 15.06.2019 № 395», является то, что разработка градостроительных проектов и паспортов должна выполняться специализированными, определенными законодательно головными организациями, обеспечивающими:

– ведение единого архива и учета разработанных проектов (электронная база с доступом государственным органам);

– создание проектов в единой среде разработки для систематизации доступа;

– согласование и внесение необходимых изменений на протяжении срока действия проектов;

– гарантированную корректировку проекта разработчиком;

–  единую техническую и градостроительную политику в проектах;

– учет руководящих директив и комплексных государственных программ;

– учет интересов отраслей народного хозяйства Республики Беларусь;

– надлежащее освоение государственного финансирования государственными организациями;

– контроль распространения информации ограниченного доступа, входящей в исходные данные (в том числе информации и показателей о существующей и перспективной застройке (в том числе о воинских частях), о системах энергоснабжения, водоснабжения, критической инфраструктуры).

Не обремененные нормами законодательства организации не могут обеспечить выполнение указанных условий в связи с приоритетом собственных интересов и свободы возможности ухода с рынка. Также такие организации могут недобросовестно использовать полученную информацию в коммерческих целях, а отсутствие прозрачности в аффилированности негосударственных компаний создает и иные риски при обращении с информацией ограниченного доступа при разработке указанных проектов.

При этом в Республике Беларусь, кроме градостроительных проектов, специализированными компетентными организациями выполняются схемы инженерных коммуникаций (инженерного обеспечения) населенных пунктов. Например, схема теплоснабжения населенного пункта. Это комплексная программа развития системы теплоснабжения населенного пункта (теплоисточники, тепловые сети) на 15 лет. Выполняется по ТКП 45-4.02-204-2010.

Статус указанных схем в проектном обеспечении четко не определен.

Существующие варианты определений:

– «предпроектная документация» (предпроектный документ) приведено в ТКП 45-4.02-204-2010, пункт 4.1;

– «внестадийная работа» приведено в ТКП 241-2018 п. 3.12; в проекте СП «Схемы теплоснабжения населенных пунктов»;

– «отдельный раздел в составе градостроительной документации либо отдельные объекты, порядок разработки, согласования и утверждения которых осуществляется на основании действующего законодательства» (приведено в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 02-2-04/13149 от 12.10.2017 по запросу УП «БЕЛКОММУНПРОЕКТ»).

На основании утвержденной схемы теплоснабжения населенного пункта соответствующими органами выдаются разрешения на:

– новое строительство и реконструкцию централизованных теплоисточников;

– новое строительство и реконструкцию децентрализованных теплоисточников;

– новое строительство и реконструкцию существующих тепловых сетей;

– подключение новых потребителей к тепловым сетям и теплоисточникам (п. 8.2, ТКП 45-4.02-204-2010).

Схемы теплоснабжения являются основанием для разработки проектной документации для нового строительства, реконструкции и модернизации существующих теплоисточников, магистральных тепловых сетей, паропроводов, децентрализованных теплоисточников, для планирования развития отрасли электроэнергетики, а также для выполнения градостроительной документации (проект СП «Схемы теплоснабжения населенных пунктов»).

Таким образом, при разработке схем также необходимо выполнение всех указанных выше условий с закреплением законодательно статусов головных организаций по разработке схем.

Для схем теплоснабжения в настоящее время имеется Положение о финансировании, разработке (корректировке), согласовании и утверждении схем теплоснабжения городов, населенных пунктов, промышленных узлов и отдельных предприятий промышленности и сельского хозяйства на территории Республики Беларусь, утвержденное приказом Госэкономплана Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31.03.1994 № 12/20/21 с определением головных организаций по разработке схем в п. 1.9. Однако, согласно письму Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в ответ на письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11.05.2018 № 03-01-15/167, указанное положение не является актом законодательства, определенным пп. 11 и 12 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», и проведение процедуры закупки работ по разработке схем теплоснабжения с применением процедуры закупки из одного источника не представляется возможным.

Таким образом, для указанных схем, являющихся, по сути, градостроительными проектами специального планирования с незакрепленным статусом, для исключения правовой неопределенности, обеспечения надлежащих условий для разработки и реализации схем инженерных коммуникаций (инженерного обеспечения), ритмичной и взаимной работы специализированных государственных проектных организацийпредлагается п. 1.2 проекта постановления в части:

дополнить подпункт абзацем следующего содержания: «услуг на разработку градостроительных проектов общего, детального, специального планирования, разработку (проверку) градостроительных паспортов на земельные участки»

изложить в редакции:

дополнить подпункт абзацем следующего содержания: «услуг на разработку градостроительных проектов общего, детального, специального планирования, разработку схем инженерных коммуникаций (инженерного обеспечения) населенных пунктов, разработку (проверку) градостроительных паспортов на земельные участки».

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№10-2023)

Читайте также