«Создать Союз архитекторов в национальных республиках»: такова рекомендация Всесоюзного совещания архитекторов в ноябре 1934-го. Спустя чуть более полугода на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных орг
анизаций», а также постановления бюро ЦК КП(б)Б от 08.12.1934 «Аб стварэнні саюза савецкіх архітэктараў БССР і падрыхтоўцы да з’езда архітэктараў» был создан Союз архитекторов Белорусской ССР.

90 лет назад — 24–26 июня 1935 г. в Минске в клубе металлистов состоялся I съезд белорусских архитекторов.
Главный вопрос — организационный: заложить основы деятельности республиканской общественной организации, избрать ее руководство. Но по составу делегатов съезда можно было понять, что еще не вполне ясно, как эта организация будет работать и чем заниматься, поскольку среди 110 делегатов было 14 колхозных техников-строителей и 2 председателя колхоза. Присутствовали гости — архитекторы из Москвы и Ленинграда.
Съезд проходил в здании, построенном в конце 1920-х гг. на ул. Университетской (совр. ул. Кирова) и имевшем вместительный актовый зал. Казалось бы, выразительность простых форм конструктивистской архитектуры здания будет соответствовать темам выступлений, возможных дискуссий. Но направленность мероприятия, организационные вопросы и иное, были решены заранее. Возможно, многое предопределила статья «За соцыялістычнае архітэктурнае мастацтва» в газете «Звязда», в номере, вышедшем за день до открытия съезда. Автор статьи Дмитрий КОНИК, заведующий отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК КП(б)Б, присутствовал на съезде в составе президиума.
Начало статьи обозначило, что в архитектурном процессе республики достижения имеются, но все же многие под видом рационализации излишне увлеклись так называемой коробочной архитектурой, хотя и утверждалось, что это уже в прошлом: «Такой архитектуры организованный рабочий класс не может терпеть».
Пришла пора думать об удобных квартирах, о заводах и цехах тоже — все должно иметь «хорошие архитектурные формы».
И в работах на селе архитекторы не слишком участвовали, имеются проблемы в реконструкции городов. А теперь «надо напрячь все силы, чтобы создать синтетичный, художественно-яркий и конструктивно целесообразный архитектурный стиль». Советовалось учиться на образцах классики античной Греции, Рима и итальянского ренессанса, чтобы «поднять советскую архитектуру на новую высоту, создать настоящую социалистическую советскую архитектуру».
В этом направлении было и выступление Петра АМБРАЖУНАСА —председателя организационного комитета съезда, в то время наркома городского хозяйства БССР, кандидата в члены ЦК КП(б)Б: о росте социалистических городов БССР и участии в этом архитекторов. Председатель Госплана БССР Артемий ЛЮБОВИЧ тоже доложил о социалистической реконструкции городов.
Во второй день работали секции. В обсуждении докладов выступили около 30 делегатов, обсуждали также вопросы планировки и строительства в колхозных селах. В третий день говорили о проблемах планировки городов. Выступил с докладом архитектор Ленинградского отделения Гипорогора РСФСР Юрий КИЛОВАТОВ о генплане Минска, который был закончен в 1936 году (утвержден в 1939 г. и откорректирован Белгоспроектом в 1939–1940-е гг.). В прениях по докладу выступали Лишевич, Климов, профессор Могилевчик из института санитарии и гигиены, Керзон от Союза художников, профессор Вишман, Шихонков (фамилии без инициалов, как в архивных документах — Прим. ред.). О принципах планировки Витебска докладывал архитектор Кириенко. А на секции планировки и архитектуры колхозного строительства рассматривались «проекты как построенных зданий, так и новых построек».
В заключение работы съезда избрали руководящие органы новой общественной организации Беларуси: председателем правления стал Петр АМБРАЖУНАС, ответственным секретарем — Александр ВОИНОВ.
Так I съезд белорусских архитекторов решил техническую задачу — оформил начало деятельности общественной организации, которой предстояло объединить архитекторов и других специалистов-проектировщиков для коллективного решения проблем архитектурного творчества в республике. К середине 1930-х гг. уже было высказано требование о развитии советской архитектуры как социалистической по содержанию и многонациональной по форме. Отсюда и широкий спектр вопросов стилеобразования в архитектуре в то время.
За годы своего существования из небольшой группы молодых специалистов, участвовавших в первом съезде, Союз архитекторов вырос в крупную творческую организацию, насчитывающую в своих рядах в настоящее время более 1000 человек, объединенных в 6 областных и Минскую городскую организации, а также в первичные организации в проектных, научных учреждениях и государственных органах архитектуры.
Как и в истории развития белорусской архитектуры советского и постсоветского периодов, в истории Белорусского союза архитекторов, прослеживаются этапы:
· до начала Великой Отечественной войны;
· военные годы;
· первое послевоенное десятилетие;
· середина 1950-х гг. — советский период Беларуси;
· современный — с 1991 г. до настоящего времени.
Эти этапы отличаются друг от друга характером стоящих перед архитекторами задач и особенностями их решения в зависимости от возможностей общества в конкретный отрезок времени.
Вступать или не вступать в Союз архитекторов вопрос, как правило, не стоял. Чаще озадачивались — когда? В БССР было 48 проектных организаций разной величины (от 300–450 до 1000–1200 человек) и ведомственной подчиненности. Первичные ячейки Союза в институтах объединяли десятки, а то и сотни архитекторов разных возрастов и квалификаций — от выдающихся мастеров до молодых специалистов. В таких условиях созревало и формировалось будущее белорусской архитектуры.
А вступление в Союз демонстрировало достижение определенного уровня, позволяющего стать причастным творческому сообществу.
Справочно о здании:
Организовать увлекательный досуг для пролетариата советская власть считала делом особой важности. Оттого в 1920-е годы развернулось массовое строительство рабочих клубов, они должны были стать центрами культурной жизни для трудящихся фабрик и заводов.
Так, в Минске, на месте сквера вблизи стадиона «Динамо» расположился Минский клуб металлистов. Тогда на кружки по интересам стахановцы приходили на улицу Университетскую (сейчас это ул. Кирова). Здание было построено в популярном стиле конструктивизма, оно было с большим актовым залом и просторными помещениями для культмассовых мероприятий.
Подготовила Ольга Лопатина