Наталья САВКО: «Образование может быть и профессионально техническим, но воспитание должно быть высшим…»

Наталья САВКО: «Образование может быть и профессионально техническим, но воспитание должно быть высшим…»

В то время, как выпускники многих вузов сталкиваются с трудностями в поиске первого рабочего места, учащиеся Червенского строительного колледжа нарасхват. 100 % молодых рабочих находят свое место под солнцем, а самые целеустремленные продолжают поступательно повышать уровень своих компетенций. Стоит отметить, что добросовестная учеба в колле-
дже позволяет освоить не только востребованные на рынке труда профессии (на уровне ПТО можно обучиться, как правило, 2–3 рабочим профессиям), но и получить высокий для выпускника разряд — третий, четвертый. А это возможность иметь достойную зарплату и перспективы карьерного роста.

Высоко оценил созданные в учреждении образования условия и практико-ориентированный подход при подготовке молодых профессионалов Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Руслан ПАРХАМОВИЧ. Червенский строительный колледж Руслан Викторович посетил 12 июня в рамках Единого дня информирования. Перед началом диалоговой площадки, которая по сложившейся традиции перешла в формат пресс-конференции, глава строительного ведомства ознакомился с материально-технической базой колледжа, побывал на занятиях в учебно-производственных мастерских, впечатлился работами учащихся. А итог той встречи обозначил кратко: «По-моему, это мой лучший в жизни день информирования!».

Корреспонденты «РСГ», как говорится, по горячим следам отправились в Червенский строительный колледж, чтобы раскрыть секрет успеха подготовки конкурентоспособных на рынке труда кадров. Уже при подъезде к главному корпусу понимаем — здесь трудятся люди, которые с трепетом относятся к наведению порядка на родной земле. Территорию колледжа украшают роскошные цветники, богатый розарий и малые архитектурные формы, выполненные мастерами производственного обучения на пару с учащимися. В просторном холле организован мини-музей, где собраны экспонаты времен Великой Отечественной войны: солдатские шлемы, раритетный фотоаппарат военкора, старинный патефон, походные котелки и другая кухонная утварь. Отдельные предметы созданы умельцами колледжа: макет военной машины, автоматы, тематические плакаты. Вторая экспозиция — гордость учреждения образования. Здесь представлены кубки и дипломы Победителя, которые Червенский строительный колледж завоевал по итогам различных профессиональных состязаний. Выставка ежегодно пополняется новыми оскарами.

Экскурсию по учебному комплексу провела директор колледжа очаровательная Наталья САВКО. Пользуясь случаем, поинтересовались трудовой биографией нашего гида. Наталья Викторовна — личность в системе проф-
техобразования легендарная. В учреждение ПТО она пришла в 2004-м на должность социального педагога и вскоре стала здесь сподвижником многих нововведений. Спустя время была назначена заведующей отделением общестроительных работ. В 2015 году ее перевели на должность заместителя директора по воспитательной работе. Новое направление — и, как всегда, безупречный результат. В ноябре 2017 года инициативному замдиректора предложили возглавить лицей
(В 2022 году УО «Червенский профессиональный строительный лицей» переименовано в УО «Червенский строительный колледж». Прим. Авт. ). К этому моменту она уже прошла хорошую профессиональную и жизненную школу
в учреждении образования и отлично освоила урок бережного отношения
к кадрам. Жизнь в колледже в буквальном смысле забурлила: стали активно обновляться производственные мастерские, похорошели учебные классы, актовый и тренажерный залы, общежитие, столовая, а учащиеся и педагоги с завидным постоянством завоевывают призовые места в различных конкурсах профмастерства. Достойные соперники червенские ребята и на спортивных соревнованиях. Для себя и педагогического коллектива директор поставила приоритетную задачу: организовать систему обучения таким образом, чтобы в результате воспитать и профессионала, и всесторонне развитую личность. Кирпичик за кирпичиком здесь пытаются выстроить новое отношение общества к понятию «рабочая профессия» и изменить стереотип относительно того, что в профтех-
учреждения поступают по принципу: чем проще, тем лучше — ведь там не предъявляется больших требований к успеваемости.

 — Образование может быть и профессионально техническим, но воспитание должно быть высшим…— убеждена Наталья Савко. — Профтех сегодня является начальным этапом становления личности. Как правило, в учреждения профессионально-технического образования поступают 9-классники, некоторым нет еще и 15 лет. Поэтому воспитательной работе мы уделяем первоочередное внимание. В колледже созданы все условия для формирования всесторонне развитой личности. Мы учим не только профессиям, но и прививаем культуру быта, самодисциплины, учебы. За годы учебы ребята привыкают к дисциплине и порядку.

На высоком уровне организована кружковая работа, развито волонтерское движение, которое представлено отрядами «Доброе Сердце», «Лицеист», «Дозор». Ребята из колле-
джа отмечены благодарностями, как лучшие бойцы студенческих отрядов. Ежегодно учащиеся и педагоги принимают участие в районных, областных
и республиканских мероприятиях.

 — Ступив после школы на ступень профессионально-технического образования, любой человек может стать высококвалифицированным, нужным стране работником. Профтех — это отличный шанс для тех ребят, которые еще не определились с выбором профессионального пути, — подчеркивает директор.

По высшему разряду

Пока мы передвигаемся по просторным коридором колледжа, сменяя одну мастерскую на другую, Наталья Викторовна подробно рассказывает о плюсах учебы в  УО «Червенский строительный колледж». Сегодня колледж реализует образовательные программы профессионально-технического образования по 9 специальностям и 26 квалификациям. Подготовка кадров осуществляется для организаций строительной и промышленной отраслей. Наталья Викторовна подчеркивает, что специальности периодически меняются в зависимости от экономической ситуации и заявок с предприятий — заказчиков кадров. Строительный рынок в Беларуси объемный. По-прежнему стране нужны каменщики, маляры, штукатуры, сварщики и рабочие других профессий. Однако ни для кого не секрет, что еще вчера для молодежи чисто рабочие строительные профессии не несли особого престижа. К сожалению, и для их родителей тоже. В Червенском колледже придумали, как же заинтересовать ребят поступать на строительные специальности. Пошли путем интеграции, и сегодня предлагают параллельно освоить несколько рабочих профессий. За три года здесь можно выучиться на штукатура, маляра, облицовщика-плиточника, каменщика, столяра, плотника, облицовщика синтетическими материалами, изолировщика на термоизоляции, монтажника санитарно-технических систем и оборудования, электрогазосварщика, станочника деревообрабатывающих станков, литейщика пластмасс и сборщика изделий из пластмасс. Из новинок — в 2023 году открыта новая специальность «Оказание фотоуслуг» с присвоением квалификации «оператор компьютерной графики» (интеграция с квалификациями «столяр», «плотник», «оператор компьютерной графики»). Специалисты будут способны самостоятельно запроектировать и реализовать свои творческие задумки. Ребята научатся создавать 3D-модели изделий. Такая практика уже прижилась в учебном учреждении, есть экспозиция моделей деревянной мебели в уменьшенном масштабе.

Важный бонус — учащиеся уже со 2 курса проходят оплачиваемую практику и постигают азы профессии непосредственно на объектах. Заключены договоры о взаимодействии с базовыми предприятиями УП «Минскоблсельстрой», ООО «Пуховичское МПМК-14», ОАО «Руденск», ОАО «Минскремстрой» и др. Уникальность учреждения образования еще и в том, что здесь реализовывается программа дополнительного образования взрослого населения по специальности «Печник».

В центре внимания — экономичес-
кая грамотность учащихся. С 2016 года осуществляет свою деятельность бизнес-компания «СтандАрт», инициативы которой отмечены высокими наградами. В рамках бизнес-направления ребята производят различную продукцию из древесины и успешно реализуют ее на ярмарках-выставках.

Больше, чем профессия

Наверное, ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что роль педагога в качественной подготовке специалиста значительна. Однако одно дело обучать профессии мотивированного отличника в вузе, другое — зажечь искру в глазах подростка, который в школе был «невидимкой», предпочитал отсидеться за последней партой, а вопрос «Кем быть?» был для него не главным. Удается найти ключики к сердцам таких ребят мастеру производственного обу-
чения мастерской штукатурно-облицовочных работ Зинаиде КУДИНОЙ. В колледже Зинаида Ивановна трудится с 5 августа 1978 года. Пришла сюда по распределению после окончания Минского индустриально-педагогического колледжа. За годы преподавательской деятельности обучила отделочному искусству несколько сотен специалистов. Многие ее ученики после получили среднее специальное и (или), высшее образование, добились немалых карьерных высот. Более того, ученики приводят на учебу к ней уже своих детей.

В этой мастерской ребята делают первые профессиональные шаги, осваивают важные и нужные специальности. После нашей работы серые бездушные «коробки» превращаются в уютные и стильные помещения. Да, сегодня много полезной информации можно найти в интернете. Но поверьте: по роликам в YouTube сложно освоить технику и достичь того высокого профессионального уровня, на который сегодня выводят учеников наши мастера производственного обучения, — рассказывает Зинаида Ивановна. — Приобщаем к строительному мастерству в том числе и ребят с особенностями психофизического развития (экспериментальный проект). К каждому такому ребенку нужен особый подход. Может им не даются теоретические предметы, но, уверяю, это очень трудолюбивые и ответственные дети. Нам важно, чтобы наши особенные учащиеся заняли достойное место в обществе. Мы им даем не только востребованную специальность и отпускаем в жизнь, но и стремимся обеспечить комфортные условия при первом трудо-
устройстве.

Интересуемся у мастера производственного обучения, как ей удается найти подход к ребятам?

 — Ко всем ученикам стараюсь относиться как к своим детям. Прежде всего, нужно найти самое лучшее у ученика (даже самого сложного) и сказать об этих качествах родителям. Только потом тактично отметить что-то такое, что требует от мам и пап контроля. Дети чувствуют, когда к ним относятся с уважением. Только при таком подходе к процессу обучения можно добиться результата, — по-философски размышляет наша собеседница. — Да, когда ребята только приходят к нам —
непросто. Дети разные. У каждого свой характер, желания, многие до конца не осознают специфику выбранной профессии. Я всегда говорю им: «Мы с вами не на кондитерской фабрике, мы не будем учиться перебирать печеньки и конфетки. Мы будем строить! Создавать блага для людей!». Знаете, что вдохновляет? Когда видишь, как у ребят появляется интерес к профессии, а рука все уверенней держит строительный инструмент.

Ученик — продолжение своего учителя, убеждена мастер производственного обучения один из лучших работников профтехобразования Республики Беларусь Валентина КИШКО. С мая 1975 года начинается профессиональный путь Валентины Владимировны в УО «Червенский строительный колледж». Червенщина — малая родина Валентины Владимировны, поэтому она с радостью приняла предложение о трудоустройстве в родном городе. Но тогда даже и представить не могла, что эта кузница кадров станет делом всей ее жизни. Она обучила азам профессии более 500 учеников. В копилке личных достижений богатый список различных наград и благодарностей за отличную работу, среди них орден Трудового Красного Знамени III степени, нагрудный знак «Победитель соцсоревнования». Неоднократно она отмечалась почетными грамотами и благодарностями Министерства образования, главного управления по образованию Миноблисполкома. В разные годы становилась победителем в областном и республиканском конкурсах «Лучший по профессии», имеет диплом «Мастер — золотые руки», а ее ученики брали призовые места в своих профессиональных конкурсах. В 2020 году губернатор Минской области Александр ТУРЧИН вручил диплом Валентине Кишко с благодарностью за добросовестный и плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие системы проф-
техобразования. Но главная гордость для нее — успехи учеников.

В нашей мастерской учащиеся со 2 курса овладевают приемами подготовки, обработки и окраски поверхностей различными составами, а также оклейки поверхностей обоями. Для отработки практических умений в мастерской установлены специальные стенды. Далее навыки закрепляем на конкретных объектах. Когда учащиеся видят, что их труд приносит пользу, тогда у них возрастает интерес, появляется желание выполнить все качественно. Дети очень любознательные, им нравится изучать новые техники, работать с современными строительными материалами. В нашем деле надо всегда идти в ногу со временем, постоянно учиться. Именно любознательность и трудолюбие мы стремимся привить своим воспитанникам, — говорит Валентина Владимировна.

Мастер рядом с учениками не только в учебной мастерской, но и на строительной площадке, и в спортивных соревнованиях. В спартакиаде трудовых коллективов в составе сборной лицея она уже много лет удерживает Кубок чемпиона района по настольному теннису, а в 2015 году в соревновании «Районная лыжня» стала лучшей в своей возрастной группе. Валентина Владимировна также чемпион района по шахматам и шашкам, организовала в колледже клуб по настольным играм.

В конце беседы мастер производственного обучения раскрывает формулу успеха работы с учениками.

С детьми нужно общаться. Их нужно слышать и слушать. Дети уважают тех, у кого можно чему-то поучиться. Да, и мне с ними интересно, — подчеркивает Валентина Владимировна. — Я часто захожу после занятий к ребятам в общежитие. Бывает, мы с ними так  разговоримся, что домой возвращаюсь затемно. У современной молодежи — дефицит живого общения. Воспитательная работа не прекращается никогда. Жизнь у нас в колледже бьет ключом.

Схожими педагогическими принципами руководствуется в работе еще один отличник профтехобразования мастер производственного обучения Петр ЕФИМЕНКО. Более 30 лет он готовит для отрасли монтажников санитарно-технических систем и оборудования.

Любить дело, которому служишь, ценить людей, с которыми работаешь, уважать учеников и постоянно двигаться вперед — вот главное условие успешной педагогической деятельности! — прокомментировала Петр Михайлович.

Умники и умельцы

Целеустремленные кадры готовят в мастерской столярно-плотницких работ и деревообработки, на базе которой и создана ученическая бизнес-компания «СтандАрт». Эту мастерскую уже окрестили в узких кругах «кузницей победителей». А как иначе? Ведь что ни конкурсный год, то высокая награда. В учебном классе работа не останавливается ни на минуту и сегодня. Здесь пилят, фрезеруют и строгают 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Ребята подтверждают: немалая заслуга в таком блестящем результате стала возможной благодаря стараниям мастера производственного обучения Павла КЛЫНДЮКА. Павел Евгеньевич — выпускник колледжа (поступить в колледж и остаться тут работать мастером — достаточно популярная история). Буквально вчера он штудировал основы деревообработки, а уже сегодня стал частью одной педагогической команды. Тот факт, что педагог стремится к развитию — не пустые слова…

Я учился здесь с 2009-го по 2012 год по специальности «Столяр-плотник-станочник деревообрабатывающих станков». При поступлении это было ПТУ-80. А выпускался, когда училище уже стало лицеем! Мой мастер, научивший меня многим премудростям деревообработки, — Николай Зеневич. Я ему искренне благодарен за науку и за опыт. Позже мы работали вместе мастерами производственного обучения. После окончания индустриально-педагогического колледжа (специальность «Промышленное и гражданское строительство») вернулся в Червень, —  рассказывает Павел Евгеньевич.

Павел в медийном пространстве личность известная. Ему не впервой быть героем газетных публикаций. Поводов хватает — он президентский  стипендиат, победитель республиканской выставки технического творчества учащихся, состоит в банке данных талантливой молодежи. Его шедевральные работы украшают Дворец Независимос-
ти Республики Беларусь. Вместе с коллегами и учениками участвует в самых различных мероприятиях: «Дажынках», Дне Независимости, различных республиканских и областных конкурсах, семинарах, выставках. Регулярно принимает участие в международной выставке «Образование и карьера».

В беседе молодой мастер признается, что радуется, когда видит, что растет достойная смена. В планах продолжить трудиться в родном колледже. Дома его ждет трехлетний сынишка. В Червене семья живет в комфортабельных апартаментах учебного общежития, но вскоре переедет в новый дом, который глава семейства возводит своими руками.

О качестве подготовки специалистов говорят и достижения учащихся, многие из которых уже с 1 курса славят своими достижениями альма-матер.
В столярной мастерской встречаем одного из них — Дениса НАЗАРЕНКО.
За плечами парня — год учебы в колледже, он осваивает специальность «Сантехник-монтажник-электрогазосварщик», выступает за колледж на районах и республиканских соревнованиях по тайскому боксу.

На учебу в Червенский колледж Денис приехал из г. Пуховичи по совету друзей, которые уже на тот момент учились в профтехе. Решил прислушаться и, как признается, не прогадал.

Буквально с первого дня мы всерьез начали заниматься делом. Много времени уделяется практике. Я уже многому научился по сантехнике, столярке, умею читать чертежи. С удовольствием посещаю занятия в бизнес-компании. Очень нравится работать с деревом. Это прекрасная возможность из живого строительного материала сделать отличные вещи, — рассуждает юноша. — Рабочая специальность — это не пыль и грязь, а творческий процесс и в будущем отличный заработок.

По мнению Дениса, использовать полученные в колледже навыки можно как для себя, так и в коммерческом плане — от личной мастерской до большого предприятия.

Главное, желание работать и не останавливаться на достигнутом, не тратить свободное время на гаджеты, — убежден Денис.

По кирпичику к успеху

Оправляемся в «сердце» колледжа — мастерскую каменных работ. Здесь готовят для рынка труда самых востребованных и дефицитных специалистов — каменщиков и печников. Нас встречает мастер производственного обучения опытный педагог и ас своего дела Александр ТИШКО. В учебном классе он один — его ученики уже трудятся в рамках производственной практики на строительстве детского сада в г.п. Смиловичи.

Это мастерская каменных работ, учащиеся колледжа с 3 курса отрабатывают тут профессиональные навыки по кладке кирпича. Наши учащиеся универсальные специалисты на стройке. На
1 курсе ребята учатся штукатурным работам, на 2-м осваивают профессию плиточника-облицовщика. И только на 3-м мы учим их каменным работам. Три квалификации. Каждый после выпуска выбирает дело по душе. К сожалению, каменщиками становятся единицы. Понять можно, ведь труд строителя не из прос-
тых. Раньше все шли на стройку, сегодня молодежь выбирает труд более легкий. Когда я захожу в магазин, то вижу на кассе или в службе охраны потенциальных каменщиков, штукатуров, плотников, 
— приводит пример Александр Михайлович. — Действенный инструмент — помогать строителям решать жилищный вопрос. Лет 20 назад крупные строительные предприятия за десятилетний стаж вручали работнику ключи от квартиры. Нужно продумать стимулирующие выплаты за стаж. Порядка 1,5 тыс. рублей получает каменщик на стройке, примерно столько же кассир в супермаркете. Наверное, настало время что-то менять.

К разговору подключилась Наталья Викторовна. Наболело. По ее мнению, необходимо принимать максимальные меры для сохранения кадров на местах, искать варианты стимулирования заработной платой, обеспечивать иногородних  жильем, поддерживать в трудных жизненных ситуациях.

 — Если предприятия — заказчики кадров будут закрывать на эту проблему глаза, то лет через 10–15 у нас не будет хороших рабочих, — подчеркивает директор. — Хотелось бы, чтобы заказчики кадров были ближе к нам, активнее участвовали в процессе подготовки специалистов. Базовым организациям нужно участвовать в поощрении учащихся. Если сегодня «базовик» лучшему учащемуся будет платить стипендию, то с большой вероятностью молодой специалист придет к нему на работу. Острый вопрос — спонсорская помощь. Мы также готовы стать базой для обкатки и апробации новых технологий, оборудования и принимать участие в процессе подготовки современного рабочего.

Старший мастер колледжа Дмитрий КИСЕЛЬ поднял тему наставничества в строительной отрасли.

Институт наставничества в строительной отрасли нужно возрож-
дать. Раньше на стройке за учащимся закрепляли опытного работника, который за это получал дополнительно деньги. Более того, за личные заслуги в содействии с молодым рабочим (при условии успешного овладения им профессиональных знаний, навыков и умений) наставника награждали знаком отличия. Зачас-
тую, что мы видим на стройках? Строителям на стройплощадке платят за объемы выполненных работ, поэтому им не интересно тратить рабочее время на обучение новичков. Мотивации нет. Вот и получается, что на объектах практиканты выносят мусор и т.п.,
— рассказывает Дмитрий Викторович.

Строители были и будут востребованы на рынке труда всегда. Главная цель — подготовить рабочего к современным требованиям строительной
отрасли.

Окончив учебное заведение и устроившись на первое место работы, молодой специалист должен не теряться на стройке, а уверенно чувствовать себя рядом с опытными работниками. Со своей стороны мы прилагаем максимум усилий. Постоянно совершенствуем учебно-производственный процесс, внедряем современные образовательные технологии, используем эффективные формы и методы воспитательной работы. В распоряжении ребят помимо учебных корпусов, оснащенных новейшим оборудованием, есть общежитие (предоставляется всем иногородним), спортивные площадки. Во внеурочное время любой желающий найдет здесь занятие по душе. Учащиеся лицея имеют возможность реализовать себя в объединениях по интересам,
подводит итог нашей встречи Наталья Савко. — Наши выпускники трудились и трудятся на многих социально важных объектах республики: Национальная библиотека, жилье в Островце для сотрудников БелАЭС, ремонт и возведение многих ТЭЦ в Минске и др. Мы гордимся своими учащимися.

P.S.

К сожалению, формат газетной статьи не позволяет рассказать о каждом педагоге и способном ученике колле-
джа. Следует сказать, что своими кадрами Наталья Викторовна гордится по праву. Есть костяк предприятия — те, кто работает тут всю жизнь, и молодые ребята, которые здесь профессионально вырастают.  Очевидно одно — в колледже сформировалась настоящая команда «с закалкой».

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№25-2024)

Читайте также