
Реконструкция знаменитого столичного кинотеатра «Москва» завершена. Торжественная церемония открытия приурочена к знаковой дате — 80-летию Великой Победы. В преддверии тематического премьерного кинопоказа корреспонденты «РСГ» совместно с представителями инспекции Госстройнадзора по г. Минску побывали на объекте, чтобы оценить сделанное и запечатлеть фактически подвиг специалистов, причастных к достаточно сложным восстановительным работам.
В реализации проекта участвовала большая команда профессионалов: КУП «УКС Центрального района г. Минска», ОАО «Институт Белгоспроект» (главный архитектор проектов Валерий КУЦКО), СУ-3 ОАО «Стройтрест № 1», надзорные органы и др. Ценно то, что принять участие в воссоздании кинотеатра пригласили одного из авторов «Москвы», профессора, академика Международной Академии архитектуры, Заслуженного архитектора Республики Беларусь Виктора КРАМАРЕНКО. Каждый понимал: время выбрало их, и они не могут подвести. Благодаря такой сплоченности удалось филигранно сохранить уникальный образец архитектуры советского модернизма и наполнить его современным техническим звучанием.
Образец советского модернизма
Театр начинается с вешалки, а кинодворец «Москва» — с уникального фасада, который всегда заметно выделялся на фоне других архитектурных произведений смелостью конструктивных решений, оригинальным вкраплением в градостроительную канву пр. Победителей. Одна из архитектурных легенд БССР, которая являет собой синтез кино, архитектуры и монументального искусства, была построена в 1980 году по проекту молодых амбициозных архитекторов Белгоспроекта Виктора Крамаренко, Владимира Щербины и Михаила Виноградова. Авторскому коллективу наряду с размещением здания кинотеатра на довольно ограниченном участке пришлось решать много острых вопросов конструктивного и технического порядка. Проект отличался новаторским подходом. При строительстве использовались монолитные железобетонные конструкции и иные современные материалы, позволившие реализовать смелую задумку архитекторов и конструкторов. В отделке интерьера и экстерьера применены белый мрамор, гранит, туф теплых тонов и анодированный под светлую бронзу алюминий. Медные геральдические щиты и красный гранит цоколя еще более подчеркивали великолепие зрелищного сооружения. Здание уникально и в конструктивном отношении — большой зрительный зал пластично нависает над площадью, а малый зал стоит на опорах над хозяйственным проездом с противоположной стороны.
Сегодня «Москва» заметно похорошела. Примечательно, что благодаря грамотным решениям во внешнем и внутреннем убранстве удалось сохранить тему столицы социалистического государства, которая выразительным архитектурным языком была сюда вписана 45 лет назад. На главном фасаде, напоминающем ходовой мостик огромного корабля, сохранили 15 аутентичных медных щитов с оригинальной подсветкой, которые символизируют республики СССР. Но вынужденно обновили светильники, поскольку старые пришли в негодность. Фасад «одели» в крупноформатный керамогранит, имитирующий цвет и фактуру природного мрамора. Отделочные материалы по спецзаказу изготовило ОАО «КЕРАМИН». Также проведены работы по улучшению теплоизоляции. В просторном вестибюле посетителей встречает ценный образец монументального искусства — художественный витраж «Москва — столица нашей родины», созданный художником Гавриилом Ващенко (работа включена в Государственный список историко-культурных ценностей).На время проведения работ витраж тщательно защитили. В общественных зонах сохранены колонны, лестницы с перилами, напольные покрытия и другие элементы. Восстановлены декоративные стеклянные детали, украшающие коридоры.
На втором этаже кинотеатра расположена лаундж-зона. Здесь благодаря витражному остеклению от пола до потолка открывается потрясающий панорамный вид на проспект. В вестибюле будет работать кинобар. Стены холла и коридоров оборудованы LED-экранами. Одно из самых главных изменений — выполненная в здании перепланировка. Знаковый для города объект, в котором ранее располагалось два кинозала (большой на 1070 человек и малый на 260 зрителей), преобразовали
в мультиплекс. Теперь он включает в себя два зала на 48 посадочных мест и еще по одному на 675 и 233 места. С технической точки зрения тоже произошла заметная модернизация: кинотеатр оснащен новым проекционным, звуковым и акустическим оборудованием. Обновленные кинозалы радуют комфортным микроклиматом, удобными креслами и инновационными экранами. Появились здесь и VIP-комнаты для приема высоких гостей. Так, филигранно и стильно «Москва» возвращает себе статус Дворца киноискусства Беларуси. Тут планируют возродить традицию проводить кинофестивали, премьеры фильмов, концерты, конференции.
Москва не сразу строилась
«Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась» — так, пожалуй, поэтично можно охарактеризовать возрождение легенды. За четыре десятилетия эксплуатации в здании выполнялись лишь незначительные внутренние ремонтные работы. Все коммуникации, оборудование и мебель устарели. Внешний вид, ранее отличавшийся благородством мрамора, утратил свою привлекательность. Более того, с кинотеатром «Москва» произошли серьезные конструктивные изменения. Два специализированных института — ГП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» и УП «Стройреконструкция» — провели обследования и пришли к выводу о необходимости укрепления конструкции большого зрительного зала с помощью дополнительных опор. При детальном рассмотрении архитектурных возможностей, учитывающих эти нововведения, стало очевидно, что потребуется существенная переработка внешнего облика. В качестве решения было предложено создание стеклянного купольного фасада, чтобы избежать нежелательного влияния опор на эстетику здания. Эта стеклометаллическая конструкция выполняла бы функцию поддержки для большого зала. Однако и в этом случае внешний вид кинотеатра менялся, перечеркивался неповторимый архитектурный облик.
— Подобного рода кинотеатры не имеют аналогов. Это важная часть культурного наследия Минска. Поэтому мы стремились найти компромисс между требованиями безопасности и стремлением сохранить образец новаторской советской архитектуры, — отметил первый заместитель директора — главный инженер КУП «УКС Центрального района г. Минска» Виталий ГРЕЩИК. В профессиональной копилке Виталия Геннадьевича это не первый знаковый объект. Он принимал участие в восстановлении стадиона «Динамо», кинотеатра «Победа». Все эти архитектурные шедевры имеют охранный статус. Соответственно подходы к работе строго регламентированы и подразумевают для сохранения максимальной аутентичности объекта комплекс тщательных исследований. Так сложилось, что «Москва» не внесена в Государственный список историко-культурных ценностей. И этот факт стал настоящим вызовом для современников, которые ввязались в борьбу за сохранение неповторимого архитектурного антуража. «Сюрпризы» вскрывались на каждом из этапов демонтажных работ.
— Архитекторы продолжали поиски оптимального варианта, способного сохранить внешний вид и гарантировать полную надежность конструкции. К счастью, специалистам Белгоспроекта удалось разработать новаторское конструктивное решение. И это была для нас настоящая победа. В 2023 году мы приступили к работе на объекте. Стояла задача привести кинотеатр в соответствии с современными нормами и общемировыми тенденциями киновидеоиндустрии. — рассказалВиталий Геннадьевич. — Интересно было сотрудничать с архитектором Виктором Крамаренко. В конце 70-х. он в соавторстве с коллегами воплотил в жизнь передовые решения. Как выяснилось, многие из замыслов тогда оказались нереализованными из-за отсутствия в советское время технической возможности и необходимых материалов. Сегодня многое удалось улучшить.
Вершины строительного мастерства продемонстрировали строители СУ-3 ОАО «Стройтрест № 1». В активе строительного управления объекты любой категории сложности и назначения — от типовых многоэтажек до архитектурных шедевров и спортивных сооружений. Казалось, эту команду ничем уже не удивить. Но «Москва» подкинула строителям несколько инженерных задачек, которые, к слову, успешно решены.
— Москва» — это нетиповой кинотеатр. Во время его строительства применялись самые передовые инженерные решения, — подключился к диалогу начальник генподрядного СУ-3 Стройтреста № 1 Николай ЗУЙ.— Здесь нестандартная планировка. Отдельные несущие конструкции были в плачевном состоянии. Не отвечала требованиям безопасности кровля. Ее пришлось демонтировать. Каждый день на площадке был не похож на предыдущий: мы постоянно искали подходящие инженерные решения. Больше сложностей вызывал зал, где раньше проходили спектакли Театра-студии киноактера. Там полностью пришлось заменить имеющиеся балки перекрытия, поскольку они потеряли несущую способность.
Частыми гостями на стройплощадке были специалисты инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску. Инспекторы осуществляли надзор за соблюдением участниками строительной деятельности установленного порядка, требований технических нормативных правовых актов и проектной документации.
Начальник отдела № 5 инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску Анна ДУБРОВСКАЯ рассказала о приостановке работ на одном из участков объекта из-за обнаруженных скрытых дефектов несущих конструкций. Для устранения проблем потребовалось дополнительное обследование и экспертиза проекта. Сложности были и в том, что строителям довелось работать в достаточно стесненных условиях, рядом оживленный тротуар, объекты торговли и общепита.
— Все проблемные моменты генподрядчик оперативно устранял и подарил вторую жизнь кинотеатру, который, уверена, станет новой яркой точкой на культурной карте столицы, — делится впечатлениями Анна Сергеевна.
Виктор ГОРДЕЙКО, начальник управления исследований и разработок новых видов продукции ОАО «КЕРАМИН»:
— Участие в подобных проектах имеет для нас большое значение и является предметом гордости. Керамогранит крупного формата разработан по эксклюзивному дизайну нашими дизайнерами и технологами специально для реконструкции кинотеатра «Москва». Его размеры —
1200х600 мм — представляют собой на данный момент максимальный размер, который мы производим. Мы выпускаем плитку больших форматов на специальной линии с 2019 года. Современное оборудование гарантирует безупречное соответствие всем необходимым параметрам, включая точность размеров и геометрии. Архитекторам было предоставлено несколько эскизов, и они выбрали тот, что лучше всего воспроизводит текстуру натурального камня. Ранее мы реализовывали уникальные проекты для здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и подземного перехода в Могилеве (на пересечении Пушкинского проспекта и улицы Островского). Реализация творческих заказов всегда приносит удовольствие, и мы готовы поддерживать самые смелые и оригинальные архитектурные решения.
Под авторским крылом
Архитектор Виктор Крамаренко сегодня с энтузиазмом и улыбкой вспоминает времена, когда строилась «Москва». А тот факт, что ему удалось второй раз прикоснуться к этому объекту, считает профессиональной удачей и благодарит коллег за предоставленную возможность.
— В конце 70-х несколько творческих коллективов соревновались за право спроектировать кинотеатр (тогда еще не было конкретного названия). На разработку концепции было выделено всего девять дней — задача требовала абсолютно свежего взгляда. Мы стремились гармонично интегрировать будущий кинотеатр в сложившуюся городскую среду, где параллельно велось активное строительство и проектирование. Особым требованием было создание самого большого кинозала в республике. Место, на котором предполагалось осуществить проектирование этого здания, было сравнительно небольшое для такого солидного объекта, нас ограничивали инженерные сети. Мы осознавали, что здание, задуманное как фестивальное, нуждается в прилегающей площади, — делится воспоминаниями Виктор Владимирович.
Решая эту градостроительную задачу, архитекторы Белгоспроекта предложили на ограниченном пространстве смелую идею — здание, визуально устремляющееся в небо. Можно сказать, что его объем нависает над площадью и, что важно, не использует ее территорию. Это создает уютную атмосферу, так здание с этим гигантским козырьком словно приглашает зайти внутрь. В фойе были выполнены стеклянные витражи, чтобы эта масштабная консоль зрительно продолжалась. Эффект превзошел ожидания: с площади открывался вид на интерьер, а изнутри — панорама проспекта и Дворца спорта. Для воплощения этой идеи потребовалась весьма нестандартная архитектурная конструкция. Чтобы создать ощущение легкости и «парения» здания, авторы решили разместить егона двух массивных опорах, которые поддерживают, в свою очередь, балки-стенки, формирующие стены огромного зрительного зала. Таким образом была воплощена основная градостроительная концепция. Дополнительные объемы по бокам, выдержанные в пропорциях соседних административных зданий, органично вписывались в существующий архитектурный ансамбль. Так удалось избежать перегруженности пространства и, напротив, сделать его более привлекательным и величественным.
— Для оформления здания мы разработали концепцию, объединяющую различные виды искусства. В качестве решения предложили разместить рельефную композицию на стене главного входа, а также создать декоративное витражное панно, которое просматривается с площади и приглашает в интерьер, — рассказывает Виктор Крамаренко.
В советские годы в сфере строительства и архитектуры творческая свобода, мягко говоря, была ограничена достаточно консервативными нормами. Кинотеатры проектировали по типовым образцам. Предложение белорусов оказалось исключительным и, закономерно, не вписывалось в существующие рамки, которые были довольно узкими с точки зрения как эстетики, так и экономики. Решили рискнуть. Молодых авторов поддержала заместитель Председателя Совета Министров БССР Нина Снежкова. Она вместе с Виктором Владимировичем отправилась на защиту проекта в Госплан СССР, расположенный в Москве. Перед влиятельной комиссией они говорили о необходимости строительства такого кинотеатра, акцентируя внимание на отсутствие в республике подобного многофункционального здания, способного принимать крупные фестивали и форумы. Интересный факт: перед членами комиссии лежал отчет, фиксирующий многочисленные отхождения от советских строительных норм в данном проекте. Однако заместитель Министра культуры СССР товарищ Цветков высказался в поддержку инициативы и рекомендовал пойти навстречу белорусам. Финансирование на реализацию было одобрено. Более того, в Госплане не стали возражать против использования мрамора для облицовки фасада и натурального армянского камня для отделки интерьеров.
Кинотеатр получился нестандартным, и минчанам он нравился. Со временем здание состарилось и нуждалось в капитальном ремонте, требовали кардинальных решений конструкции. В Белгоспроекте сделано два варианта реконструкции, которые предусматривали мероприятия по усилению конструкций, но эти варианты, как было отмечено выше, кардинально меняли архитектуру.
— Институт обратился ко мне с просьбой, чтобы я высказал свою точку зрения. Наше с коллегами мнение было категоричным: архитектуру кинотеатра надо сохранить, — рассказывает архитектор. — Но мы столкнулись с дилеммой, ведь, с одной стороны, под вопросомбезопасность, а с другой — архитектура. Я также разработал свой вариант, с учетом того, что невозможно оставить здание в таком виде, в котором оно существует. Предлагалось закрыть его стеклянной оболочкой, но внутри оставить имеющееся строение. Такое решение поддерживало бы конструкцию. Все эти три аналитических варианта помогли сделать вывод о том, что все-таки надо искать конструктивное решение, которое оставит первозданный вариант. К чести специалистов Белгоспроекта, такое решение нашли. Интерьеры также максимально аутентично постарались сохранить, поработали над уникальной штукатуркой, которая в определенной степени имитирует натуральный материал. Здание стало современным, а его архитектура, как часть нашей истории, практически сохранилась. Все это делает его универсальным центром для проведения самых различных массовых мероприятий. Приятно, что мне доверили эту работу. Здание сложное, скульптурное. Здесь все плоскости скульптурной архитектуры взаимосвязаны пропорциями и материалами. Архитектору, который не причастен к созданию объекта, наверное, сложно было бы вникнуть в эту систему.
По мнению Виктора Владимировича, архитектор и его творение должны сосуществовать параллельно. Здесь важно не быть консерваторами, обновлять архитектуру современными технологиями и комфортными с точки зрения эксплуатации стройматериалами.
— Это естественный процесс. Но, подчеркну, следует сохранять архитектуру, ведь каждому времени соответствует своя история. Чем больше этих культурных слоев, тем разнообразней архитектура, богаче и привлекательнее для людей города, — резюмировал Виктор Крамаренко. — В целом оцениваю результат проделанной работы позитивно. Здание получилось современным и удобным. Безусловно, каждый архитектор стремится к большему — использованию более передовых материалов и т. п. Но необходимо учитывать финансовые ограничения. Всегда существуют реальные рамки, помимо творческих замыслов. В условиях, в которых мы работали над этим объектом, удалось сделать многое. Здание будет служить людям, и уверен, что в эти стены вернутся традиционные фестивали.
Любопытный исторический факт: кинотеатр «Москва» был частью масштабного комплекса Парковой магистрали Минска, который объединял административные, культурные и торговые учреждения (в наши дни — проспект Победителей). В Беларуси крайне мало градостроительных комплексов, способных формировать не только облик городов, но и представление о стране в целом. Ансамбль проспекта, безусловно, относится к таким исключениям. Его значимость заключается не только в удачном расположении, но и в той уникальной стилистике и масштабе, которые он задал белорусской столице. К сожалению, полноценно завершить парадный фасад начала магистрали советским архитекторам так и не удалось. Вместо общежития БГУ планировалось возвести здание градостроительной выставки. Рабочие эскизы проекта, так и не воплощенного в жизнь, были опубликованы в журнале «Строительство и архитектура Беларуси» в 1980 году. Из них видно, что проектировалось соразмерное кинотеатру здание с похожим консольным выступом. Общежитие простояло до 2011 года, после чего было снесено для строительства торгово-развлекательного центра Galleria Minsk и гостиницы — сооружений, которые не вписываются в модернистский ансамбль ни по размерам, ни по архитектурному стилю.
— Когда проектировали кинотеатр, мы руководствовались общими градостроительными принципами. Архитектор не должен ограничиваться лишь созданием отдельного здания и мыслить узко по принципу «вот наш домик, мы его и делаем». Важно мыслить в категориях ансамблей. Подобным комплексным подходом может похвастаться проспект Независимости, созданный в послевоенный период. Это впечатляющий градостроительный ансамбль, где все постройки тех времен гармонично сочетаются друг с другом. В архитектуре необходимо учитывать соседние строения, пренебрегать ими — ошибка, — объясняет Виктор Владимирович. — На месте общежития, которое планировалось под снос, мы предложили проект здания градостроительной выставки. Его масштабы, пропорции и художественный стиль должны были гармонировать с кинотеатром. Если бы этот объект был воплощен в жизнь, город получил бы не только уникальное здание, но и важный функциональный центр. В нем могли бы экспонироваться макеты будущих проектов. Это дало бы возможность координировать городское строительство, а жителям — быть в курсе текущих планов и участвовать в развитии и благоустройстве столицы. Я уверен, что в конечном итоге подобное учреждение в Минске появится — город этого заслуживает.
Татьяна САВИЧ, фото Аллы ТОЛСТОЙ