Международный день проектного менеджера

Международный день проектного менеджера

Международный день проектного менеджера

Ежегодно в первый четверг ноября свой профессиональный праздник отмечают проектные менеджеры. В 2023 году этот праздник выпал на 2 ноября. О роли руководителя (управляющего) проекта на строительной площадке и важности выполняемых им обязанностей напоминает читателям «РСГ» начальник инспекции Госстройнадзора
по г. Минску Ирина КОЛЕСНИКОВА.

Руководитель проекта (управляющий проектом) — лицо, осуществ­ляющее управление проектом и ответственное за взаимодействие заинтересованных сторон и за результаты проекта в рамках делегированных ему полномочий (СТБ 2529-2018 «Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения»).

Без хорошего руководителя успешность любого проекта находится под угрозой. Это особенно актуально для сферы строительства. Процесс возведения объекта недвижимости задействует огромное количество работников различных профилей: проектировщиков, строителей, поставщиков, органов государственного управления, надзорных органов и др. Одновременно с этим осуществляется большое количество как параллельных, так и последовательных процессов с большими материальными и временными затратами.

— От компетенций и стрессоустойчивости руководителя во многом зависит успех проекта, — уверена Ирина Колесникова. — Именно руководитель определяет необходимое количество людей на строительной площадке, реагирует на возникающие риски, следит за тем, чтобы работа над проектом укладывалась в сроки и бюджеты. И, как правило, успешное выполнение поставленных задач является командной победой всех задействованных работников, а невыполнение становится личной виной руководителя.

Начальник инспекции считает, что строительному сектору Республики Беларусь, как наиболее институционально развитому в отношении внедрения проектного подхода в практику работы, нужно отдать должное. В свое время в Беларуси были успешно выполнены поставленные правительством задачи по освоению новых экспортных рынков, повышению эффективности работы внутри страны, интеграции в международное пространство и возможности работы с инвесторами на одном профессиональном языке. Кроме того, большое внимание было уделено развитию собственных стандартов управления инвестиционными проектами в строительстве, отражающих специфику и отраслевые особенности их управления. При этом необходимо было использовать лучшие мировые практики и опыт управления строительными проектами, отраженные в стандартах Института управления проектами (PMI), Международной ассоциации управления проектами (IPMA), стандартов стран-соседок.

Первые попытки привнести новые подходы в управление строительными проектами Ирина Колесникова связывает с 2000-ми годами.

Лишь в 2012 году, после длинного пути, включившего научно-исследовательскую работу, обучение, стажировки, налаживание контактов с коллегами и получение опыта работы вне пределов страны, благодаря усилиям белорусских строителей в ЕКСД появилась должность «Руководитель проекта».

И хоть ЕКСД устанавливают требования к профессии руководитель проекта без привязки к отрасли, это все равно послужило отправной точкой к институциональному внедрению методологии управления проектами в Республике Беларусь.

— В 2009 году совместными усилиями РУП «Белстройцентр», на базе которого проводились занятия для студентов первой ступени образования по дисциплине «Управление проектами в строительстве», и БНТУ была создана практикоориентированная кафедра «Организация строительного производства», — продолжает восстанавливать хронологию событий Ирина Колесникова. — Как специалист в системе Международной ассоциации управления проектами (IPMA), готовый поделиться знаниями, я стала преподавателем. Это является моим вкладом в будущее проектного менеджмента в стране и благодарностью тем людям, которые когда-то научили меня.

В январе 2014 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26), в котором впервые был упомянут такой субъект строительства как «руководитель (управляющий) проектом». Разработанным ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» в развитие Указа № 26 были введены такие дефиниции, как руководитель (управляющий) проектом, управление проектом, схема комплексного управления строительной деятельностью, план управления проектом.

С 25.07.2023 взамен ТКП 45-1.02-298 вступили в силу СП 1.02.01-2023 «Состав и порядок разработки предпроектной (предынвестиционной) документации», в которых появилась отсылка на требования СТБ 2529, которые легли в основу разработки новых СП.

Постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4 «Функции заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства» определены функции руководителя (управляющего) проекта.

Необходимо заметить, что в 2023 году это постановление претерпело существенные изменения, — подчеркивает Ирина Колесникова. — Так, перечень функций заказчика, застройщика  детализирован и сделана попытка его декомпозировать. Однако в настоящий момент указанный перечень не «бьет» с СТБ 2529 в части наименований фаз и стадий строительного проекта, а также установленной в постановлении терминологии (правильно «инициирование» проекта, т. е. создание условий для начала проекта, но не «инициация», т. е. обрядовый ритуал).

Справочно: сегодня готовится к утверждению новая редакция стандарта взамен СТБ ISO 21500 на базе версии 2015 года на идентичную версию международного стандарта ISO 21500:2021 «Менеджмент проектов, программ и портфелей».

Первым техническим нормативным правовым актом, положившим начало проектному управлению в Республике Беларусь, стал введенный с 1 марта 2016 г. СТБ ISO 21500-2015 «Руководство по менеджменту проекта». Этот стандарт по содержанию идентичен ISO 21500:2012, но отражает отраслевую специфику и использует устоявшуюся в русскоговорящем пространстве терминологию.

— Именно после внедрения СТБ ISO 21500 Министерством архитектуры и строительства Беларуси было принято решение о создании линейки отраслевых стандартов по управлению проектами. Так, 1 декабря 2018 г. вступил в действие СТБ 2529-2018 «Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения». Помимо установления общих подходов к управлению инвестиционными проектами в строительстве, основная цель этого стандарта — оказание помощи руководителям (управляющим) проектами в понимании друг друга, общении на одном профессиональном языке, применении понятных инструментов и методов, легализации применения программных продуктов для управления проектами.

Кроме того, стандарт дает возможность оценить профессиональную зрелость компании в управлении проектами, оценить ее сильные и слабые места, став основой для преобразований в системе управления предприятием, а также проанализировать готовность компании работать не только на национальном строительном рынке, но и предлагать услуги по профессиональному сопровождению проектов за пределами республики, — рассказывает Ирина Колесникова.

Следом за СТБ 2529 было принято решение о разработке государственных стандартов СТБ 2571-2020 «Строительство. Управление программами инвестиционных проектов» и СТБ 2572-2020 «Строительство. Управление портфелем инвестиционных проектов».

Также стоит напомнить о вступивших в силу Методических указаниях о порядке определения стоимости услуг по организации и обеспечению строительства при осуществлении функций заказчика, застройщика (НЗТ 8.02.И0-2023), утвержденных приказом Минстройархитектуры от 30.06.2023 № 124. Данным НПА предусмотрен переход от определения средств на содержание заказчика, застройщика по процентной норме на расчет, исходя из их трудозатрат.

Необходимо напомнить, что с 2014 года, благодаря Указу № 26, организации, осуществляющие профессиональное управление проектом, должны быть в обязательном порядке аттестованы на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью и иметь в своем штате аттестованных руководителей (управляющих) проекта.

В управлении проектами во главу угла ставятся профессиональные навыки руководителя проекта и компетенции: контекстуальные, поведенческие и технические, — отмечает начальник инспекции. — И, хотя наша профессиональная аттестация не оценивает так называемые soft skills, а только знания в предметной области, в которой реализуется проект, т. е. строительную деятельность, в одном с международной практикой мы сходимся наверняка — руководитель проекта должен иметь опыт управленческой деятельности, без него допуска к аттестации в отрасли или сертификации на международном уровне не получить.

В завершение Ирина Колесникова признает: не обходится в институциональном обеспечении строительной отрасли в области управления проектами и без наболевших проблем:

На протяжении нескольких лет по разным причинам не получается утвердить профстандарт «Управление инвестиционными проектами в строительстве» — это, по сути, расширенная должностная инструкция на профессиональную деятельность руководителя проекта в строительстве.

Профессиональный стандарт — стандарт, определяющий требования к уровню образования, квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной профессиональной области.

Профессиональный стандарт входит в триаду стандартов: государственный-образовательный-профессиональный, симбиоз которых позволит четко наладить взаимосвязь между реальным сектором и образованием.

Реальным сектором в государственном стандарте закрепляются требования к деятельности по управлению проектами. Профстандарт закрепляет знания и умения, которыми должен обладать руководитель проекта. А система образования при разработке образовательного стандарта опирается на эту информацию. Именно профстандарт как инструмент и станет решением проблемы, когда учреждения образования учат не тому, что надо реальному сектору, при этом реальный сектор не может объяснить, а что же именно надо.

Другая проблема заключается в том, что республиканская система высшего образования не готовит кадры по специальности «Управление проектами». Только Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ открыл специальность переподготовки «Управление проектами в строительстве», осуществляемую на базе высшего технического образования. В 2015 году состоялся выпуск первых квалифицированных руководителей (управляющих) проектами. В нынешнем году выпускников уже чуть более 150 человек. Хочется сказать «еще только чуть более 150 человек», потому что растить и расширять профессиональное сообщество по управлению проектами хотелось бы более высокими темпами.

Подробнее о профессиональных стандартах, должности управляющего проектом в строительстве читайте в «РСГ» № 37 от 05.10.2023 (статьи «Нечертова дюжина» и «Руководитель (управляющий) проекта / инженер-консультант: вместо или вместе?»).

Дмитрий МИХМЕЛЬ, руководитель проекта ОАО «МАПИД»:

— Быть руководителем проекта в строительстве — это не только престижная и ответственная работа, но и возможность принимать важные решения, организовывать работу команды и достигать поставленных целей. Этот факт, а также наличие потенциала и возможностей для роста и развития в строительстве мотивировали меня пройти переподготовку по специальности «Руководитель проекта в строительстве». Я хочу получить полное представление о том, как вести проект от начала до конца, достигая успеха и удовлетворения клиента.

Деятельность руководителя проекта позволяет организации активно управлять проектом, достигать высокого качества выполненных работ, соблюдать сроки и бюджет, а также минимизировать риски. Это ведет к повышению репутации организации, улучшению результатов проектов и созданию долгосрочных партнерских отношений с клиентами.

Наличие профессионального образования и навыков в управлении проектами на сегодняшний день является востребованным и ценным качеством на рынке труда. Прохождение переподготовки дает полезные знания и умения в различных областях: от планирования и организации строительных процессов до управления бюджетом и командой. При этом информация адаптирована к нынешним условиям на рынке строительства и труда, что повышает ее ценность.

Оксана ГОЛОВЕШКИНА, заместитель директора КППУП «Витебская архитектура»:

— Занимаясь подготовкой разрешительной документации, сталкиваешься с различными заказчиками, сфера деятельности которых далека от строительства, и понимаешь, с какими проблемами они сталкиваются при осуществлении процесса строительства. Это объяснимо: изучать нормативные акты, регулирующие порядок и процесс строительства, сложно и нецелесообразно для строительства одного либо нескольких объектов. Это же относится и к введению в штат организации специалиста. Результативнее и спокойнее для инвестора в этом случае привлечь инженерную организацию для выполнения мероприятий по строительству объекта, а самому при этом осуществлять контроль за ходом строительства.

С введением в действие постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66, утвердившего Инструкцию о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, проблема отсутствия у заказчиков специализированных знаний стала более очевидной. Большинство заказчиков не смогли самостоятельно сформулировать наименование объекта строительства, и я каждый день получала телефонные звонки с просьбой помочь определить правильное наименование либо вид строительства.

До настоящего времени заказчики обращаются к специалистам нашей организации за предварительной консультацией перед подачей документов на выдачу разрешительной документации в местный исполнительный орган. Это большая ответственность: от правильных действий на первоначальном этапе зависит дальнейший жизненный цикл объекта строительства. Эти обстоятельства мотивировали меня задуматься о необходимости повышения квалификации.

Жизненный цикл каждого объекта строительства индивидуален, и на каж­дом этапе, от планирования до эксплуатации, руководитель проекта несет ответственность за успешное исполнение и закрытие проекта. Этот специалист контролирует одновременно все части проекта. Чтобы уверенно чувствовать себя в этой роли, требуются навыки в том числе в сфере стратегического планирования, а также мотивации и руководства командой.

В дальнейшем планируется направить на переподготовку по специальности «Руководитель проектов в строительстве» основной состав специалистов КППУП «Витебской архитектуры» для возможности оказания услуг по осуществлению функций заказчика и получения соответствующего аттестата. Обеспечивая наших специалистов качественными знаниями и возлагая на них дополнительные функции, мы расширяем профессиональную сферу нашей компании и увеличиваем ее ценность на рынке услуг.

Виктор КУРИЛО, первый заместитель директора, главный инженер РУП «Институт «Военпроект»:

— На сегодняшний день список задач, которые решаются проектировщиками при разработке проектной документации, далеко шагнул за рамки классического представления о составе проекта.

Современные требования к оснащению зданий инженерными системами, системами жизнеобеспечения и безопасности, применение современных технологий строительства, учет трендов сегодняшнего дня, а также необходимость интеграции проектных решений в инфраструктуру мест размещения будущих объектов является задачей со звездочкой.

Решать ее необходимо с точки зрения планирования и организации последовательности выполнения работ, привлечения необходимых ресурсов, осязания сроков выполнения работ и материальных затрат на его реализацию, обеспечения контроля качества и своевременного реагирования на изменяющиеся потребности рынка.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№41-2023)

Читайте также