МЕСТО ГОРДОСТИ

МЕСТО ГОРДОСТИ

Изучать историю предприятия лишь на бумаге — недостаточно. На ОАО «Керамин» это прекрасно понимают и решили шагнуть дальше: 10 октября здесь торжественно открыли музей истории развития предприятия. К делу подошли креативно. Впечатляют технические и дизайнерские решения, объединенные концептуальной идеей, аутентичные экспонаты и, главное, трудовые подвиги кераминовцев, о которых слышишь и — мурашки по коже! Важно: в выставочном пространстве не просто демонстрируются уникальные предметы, а музей словно приглашает к диалогу и самостоятельному изучению исторических фактов. В помощь — интерактивные панели с информационно-справочными системами, наполненными фото- и видеоматериалами.

Экспозиция создана на основе исторических материалов, собранных за 70-летнюю историю объединения, и состоит из двух основных блоков. Первый блок охватывает историю предшественников объе­динения с 1947 по 1994 годы: Минского кирпичного завода № 10, Минского комбината строительных материалов, а также производственного объединения «Минскстройматериалы». Вторая часть рассказывает современную историю бренда.

Открытие такого музея — событие знаковое, которое объединило не только руководство предприятия, но и передовиков, ветеранов труда, молодых специалистов и жителей столицы.

— Такой объект важен для нас, поскольку жить без истории невозможно. Мы долго работали над созданием экспозиции. Символично, что решение о создании музея принято в Год исторической памяти, а его открытие проходит в год мира и созидания. Объект многофункциональный. При разработке концепции стремились уйти от идеи создания комнаты славы с нагромождением экспонатов, а формировали культурное пространство, которое должно стать центром притяжения: молодежи, ветеранов труда, студентов. Кроме того, планируем использовать музей для ознакомления молодых специалистов и новых работников с нашей историей и современными достижениями. Это очень важно для понимания масштаба предприятия, на котором им предстоит работать. Этот объект не статичен — он будет дополняться и меняться вместе с предприятием,— подчеркнул на торжественной церемонии генеральный директор ОАО «Керамин» Дмитрий ПЕТРУША.

Поздравил коллектив с открытием музея глава администрации Октябрьского района г. Минска Геннадий ЛЮБОТЫНСКИЙ.

— Появление музея предприятия в таком современном формате говорит о том, что руководство и коллектив с огромным уважением и любовью относятся к своему наследию. Безусловно, за многие годы в успех Керамина привнесены огромный труд и старания тех людей и управленцев, которых сегодня уже нет с нами или которые находятся в преклонном возрасте. Отрадно, что значимая часть экспозиции посвящена прошлому. При этом изюминкой музея является его развитие и взгляд в будущее. Молодые люди, приходящие на Керамин, будут видеть, как коллектив развивался во времени, и будут понимать, что, трудясь на благо предприятия, также смогут войти в его историю, — сказал глава администрации Октябрьского района.

Лента времени

Создание музея велось больше года. К тематическому формированию экспозиции подключилась вся кераминовская команда — от генерального директора до работников всех отделов предприятия. Бок о бок с историками, специалистами по музейному делу, дизайнерами в режиме плотного графика работала заместитель генерального директора по идеологической работе и материальному обеспечению ОАО «Керамин» Анна МАЕВСКАЯ. Анна Александровна подчеркивает: важно было найти утраченные со временем факты, имена, восстановить истории героических трудовых подвигов. Главная ценность предприятия — это люди. Тем, кто создавал завод, внес огромный вклад в развитие Керамина, в музее уделено немало внимания. Старались, чтобы никто не был забыт. Получилось! В ходе работы над научной концепцией изучены фонды государственных архивов, найдены уникальные документы, восстановлены невероятные факты еще довоенного периода, открыты имена первых работников предприятия. Все знаковые вехи собрали в одну большую ленту времени. Каждая выделенная дата — отдельная история.

Достойное место занимают портреты первых руководителей — многие из них легендарные фронтовики. Захватывает дух от просмотра уникального видео 1944-го, 1948-го годов. На этих кадрах запечатлены фрагменты производства кирпича, сложнейший ручной труд, примитивные инструменты и оборудование. В витринах архивные фотографии передовиков, Героев Социалистического Труда, победителей соцсоревнований, личные дела и награды, партийно-производственные характеристики кераминовцев, протоколы партсобраний и др. Величественно представлены переходящие Красные Знамена Совета Министров СССР (1969), ЦК КПСС (1973). Сегодня это музейный раритет, а в советские годы — предмет особой гордости и престижа. Их бережно хранили все эти годы ветераны труда. Как знали, что пригодится. Наворачиваются слезы у опытных работников при виде еще одного артефакта — старинных механических часов, которые еще в семидесятых висели в одном из производственных цехов. К слову, они, свидетели судеб не одного поколения заводчан, еще идут.

Керамину повезло. Многие подлинные документы, к удивлению специалистов, отлично сохранились. Тут надо отдать должное и тщательному советскому делопроизводству. Все события и факты дотошно запротоколированы. Не ускользнули от современников даже размеры премий предшественников. Из интересного: уже в те годы размер заработной платы на предприятии был достойным, а работать здесь было престижно. Уникальные документы оцифровали. Ценный экспонат — список первого послевоенного оборудования. Для современного поколения заводчан — шок-контент, а для работников послевоенных лет — серьезный технический прорыв. На этих скромных, зачастую самодельных агрегатах выпускались огромные партии продукции, которые тотчас отправлялись на стройки страны. Более того, отдельные разработанные белорусами механизмы брали на вооружение коллеги из Чехии. Сохранилась деловая переписка.

Обращает на себя внимание тяжелый женский труд в цехах предприятия в первые послевоенные годы. В витрине — красный журнал «Всесоюзный общественный смотр условий труда, быта и отдыха женщин на предприятиях объединения «Минскстройматериалы» в 1977–1978 гг.», альбом санитарной дружины. Вниманию посетителей представлены фотографии тружениц. Это хрупкие, красивые молодые женщины. Количество дам в коллективе доходило до 80 %. Практически весь кирпич, из которого строили дома в столице, прошел через их руки. Автор научной концепции экспозиции Анна ЗАЙЦЕВА признается, что для нее это одна из самых эмоциональных частей экспозиции.

Изучая архивные фотографии, я просто ужасалась: насколько это был тяжелый и неженский труд. Что такое садчица кирпича? Да еще и при таких объемах — больше тысячи штук тяжелых кирпичей приходилось им перекладывать за смену. Расслабляться не приходилось — страна активно восстанавливалась после военных разрушений, стройки нуждались в стройматериалах. Они не подвели. Цена, конечно же, у такого труда высока — различные сложнейшие профзаболевания. Только с 1970-х руководство начинало понимать, что необходимо вкладывать средства в модернизацию производства, чтобы облегчить заводчанам труд, — рассказываетАннаЗайцева.

Для реализации технических задач совершенствования производства и улучшения условий труда и быта рабочих в 1957 году принято решение о создании первой конструкторской группы в составе М.И. Токарчика, Е.Г. Ищенко, С.И. Бардиловского и др., которая впоследствии реорганизована в конструкторское бюро. На черно-белом фото красивые воодушевленные работой молодые люди, которые внесли колоссальный вклад в развитие предприятия.Им многое удалось:зафиксирован резкий скачок производительности труда. Сегодня собрано порядка 80 актов внедрения рационализаторских разработок, которые касались работы практически всех цехов. Как итог: предприятие стало ведущим производителем строительных материалов не только в республике, но и во всем СССР. С первых дней завод в своем развитии шагал семимильными шагами. В подтверждение — множество документов, всесоюзных наград и запечатленных воспоминаний работников.

Особое место отведено деятельности предприятия в современных условиях. Акционерное общество держит планку на высоком уровне, заданном предшественниками. Сегодня в условиях санкционного давления успешно функционировать на рынке серьезный экзамен на стойкость. Справились. Давление только подняло тонус производства и позволило активнее работать над импортозамещением. О цифрах рассказала заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Керамин» Елена НАТАЛЕВИЧ. В стоимостном выражении за девять месяцев было произведено продукции на сумму около 230 млн рублей, обеспечен прирост более 125 % к аналогичному периоду прошлого года от выручки по реализации готовой продукции. Экспорт на уровне 100 %. В общей сложности ежемесячно предприятие экспортирует продукции на сумму порядка 4 млн долл. Основные партнеры по реализации продукции Российская Федерация, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Несмотря на ситуацию в мире, продолжаются поставки в Европу, в частности в Словакию, Чехию, Германию, Румынию, Молдову.

Сейчас ОАО «Керамин» крупнейшее в Восточной Европе современное, динамично развивающееся предприятие по производству керамической плитки, керамогранита, изделий санитарной керамики и керамического кирпича. Предприятие объединяет три структурных производственных подразделения: «Завод керамических плиток», завод «Стройфарфор», «Минский керамический завод». Масштабы предприятия представлены на объемном макете музея. Целый промышленный город. Образцы современной продукции — отдельная история высокого вкуса и технологического прорыва. Спортивные, культурные и профессиональные достижения нынешних кераминовцев также отражены в корпоративном музее.

Руководство предприятия подчеркивает: музей не планирует останавливаться на достигнутом. В планы входит создание новых экспозиций на базе существующего интерактивного оборудования, пополнение контента. Приятно, что музей будет жить не только для сотрудников компании, а для гостей, школьников и студентов. Бесспорно, это укрепит имидж акционерного общества как открытой компании.

Заместитель генерального директора по идеологической работе и материальному обеспечению ОАО «Керамин» Анна МАЕВСКАЯ:

Наше предприятие хорошо известно своей продукцией не только на внутреннем рынке, но и на внешних. За эти годы Керамин технически развивался и модернизировался. За всеми достижениями стоят неравнодушные люди, которые жили и продолжают жить работой на заводе. Этот музей в дальнейшем будет представлять бренд нашего предприятия. Планируем проводить здесь встречи с нашими зарубежными коллегами, а также приводить сюда наших ветеранов труда и молодых специалистов. Сейчас мы говорим о преемственности поколений и трудовых династиях, которые тоже будут задействованы в организации различных мероприятий на базе музея. Он помогает сотрудникам компании почувствовать себя частью истории успеха, гордиться своей работой. Это усиливает их мотивацию и лояльность.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№39-2023)

Читайте также