В Международный день памяти жертв преступления геноцида после масштабной реконструкции открыли мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти. На модернизацию комплекса ушло девять месяцев, новые объекты по уникальному проекту главного архитектора Сергея ПЕРВИЦКОГО возводила команда ОАО «Гомельский ДСК», к строительным работам активно подключились студенческие стройотряды, а средства на республиканском субботнике собирали жители всей страны.
В торжественной церемонии открытия мемориала приняли участие Председатель Гомельского облисполкома Иван КРУПКО, заместитель главы Администрации Президента Игорь ЛУЦКИЙ, Помощник Президента — инспектор по Гомельской области Юрий ГОРЛОВ, Председатель областного Совета депутатов Екатерина ЗЕНКЕВИЧ, первый заместитель Министра культуры Валерий ГРОМАДА, заместитель Министра обороны Андрей БУРДЫКО, заместитель Министра здравоохранения Александр ТАРАСЕНКО.
Память о жертвах геноцида гости почтили минутой молчания, возложили цветы и венки к месту скорби. О ценности и значении этого места для настоящего и будущего напомнил Председатель Гомельского облисполкома. ИванКрупко подчеркнул, что дата 9 декабря была выбрана не случайно — это Международный день памяти жертв преступления геноцида.
— Здесь в марте 1944 года безвинно погибли в страданиях более 20 тыс. человек. И это только одна страница кровавой истории военных лет. За колючей проволокой под открытым небом фактически умирали от голода, холода и тифа более 50 тыс. человек, половина из которых — дети. Младенцы гибли от голода и холода. Матери сходили с ума от бессилия и горя. Отказываясь принимать смерть ребенка, женщины продолжали согревать своим телом бездыханных малышей. В таком состоянии их находили после освобождения солдаты и медики. Позже в своих воспоминаниях они указывали: «Тот не человек, кто может такое забыть», — сказал губернатор.
Первую экскурсию провела руководитель музейной комнаты «Памяти жертв Озаричского лагеря смерти» Зинаида ХЛЕБОВЕЦ, с музейной экспозицией ознакомила заведующая научно-просветительным отделом областного музея военной славы Виктория ЗАЯЦ.
— Цивилизованный мир принес горе и уничтожение нашему народу. На этой земле, не стесняясь ни Бога, ни совести, фашисты творили ужасные вещи. Даже говорить не хочется — только молчать и думать о том, что произошло. О том, что происходит сегодня. Никакого морального права не имеют австрийцы и немцы нам что-то рекомендовать и советовать. Их народ еще раз должен вернуться в историю и понять: то, что они сейчас творят, — это повторение. Наша задача сохранить мир. Просто придите и посмотрите,— поделилсясжурналистамивпечатлениямиИгорьЛуцкий.
Масштабная реконструкция монумента, построенного в 1965 году, началась в марте нынешнего года. Место памяти превратилось в большой комплекс. Его территория расширена до 1,75 га. В едином комплексе, по задумке архитектора, объединены несколько знаковых локаций. Каждая из них отражает документальность событий, произошедших здесь в марте 1944 года. В центре композиции размещены «Камни прозрения» — четыре многогранные стелы, на каждой из которых находится панно с увеличенными архивными фотографиями узников. На месте бывшего лагеря смерти сооружена восьмиугольная Башня памяти высотой почти 7 м, где выгравированы воспоминания бывших узников. Также здесь появились стена скорби, первый в Беларуси барельеф воинам-медикам, которые предотвратили распространение эпидемии тифа. Есть зона для возложения цветов и венков, панно с архивными фотографиями, сделанными после освобождения узников в марте 1944 года. Для удобства посетителей благоустроили парковку, территорию у каплицы. Вдоль края заболоченной территории выросли поклонные кресты, появилась смотровая площадка. Центром притяжения туристов станет новый информационный павильон. Здесь оформлена сюжетная композиция в виде панорамы с восковыми фигурами и росписью. Интерактивные стенды помогут узнать о трагических страницах белорусской истории.
В комплексе считываются оригинальные проектные решения. К примеру, использованы копии реальных фотографий. Таких решений в архитектурной плоскости в мемориалах еще не применяли. Так, авторы решили использовать не только образные приемы, но и показать реальность всех событий на этой земле.
— Возможно, кто-то что-то домыслит, кто-то — нет, но здесь нет возможности не прочувствовать и не понять, что было, глядя на эти снимки. Проекции реальных архивных фотографий на панно позволяют посетителям увидеть, какие ужасы пережили люди в 1944 году на этой земле, — подчеркнул Сергей Первицкий. — Основная задача каждого мемориала о Великой Отечественной войне — напомнить людям о тех ужасах войны, которые происходили в конкретных местах. Для нас было важно дать людям больше информации об Озаричах, дать им такую эмоциональную встряску. Все, что было задумано и сделано, нацелено
именно на это.
«Озаричи» называли живым щитом вермахта. В 1944 году немецкими оккупантами были созданы три лагеря смерти («Дерть», «Озаричи», «Подосинник») под общим названием «Озаричи». Болотистую местность огородили колючей проволокой, территорию вокруг заминировали. Под видом эвакуации туда согнали 50 тыс. узников, в том числе 15,96 тыс. детей, 14 тыс. женщин, более 4 тыс. стариков. Построек, даже легкого типа, где можно было укрыться, на территории лагеря не было. Люди круглосуточно находились под открытым небом на голой земле. При этом температура была от 0 до -15 градусов. Женщины, чтобы хоть как-то согреть деток, собирали их в группки по 15–20 человек и укрывали лохмотьями. Люди стояли на возвышенных местах по щиколотку в воде, а в низменных местах — по колено. Разжигать костры запрещалось. Многие теряли способность двигаться и без памяти лежали прямо в грязи. По периметру находились вышки с пулеметчиками. Люди умирали от истощения, от инфекционных заболеваний, холода. Лагерь был огражден колючей проволокой в шесть рядов, на которой висели противопехотные мины. Подступы к лагерю были также заминированы. Зверствуя, фашисты впервые применили здесь бактериологическое оружие — сыпной тиф. Людей заражали с расчетом, что после инфекция перекинется на наступающие части Красной Армии. И действительно, многие солдаты, которые помогали истощенным узникам Озаричских лагерей выбраться из-за проволоки, заболели тифом. Люди умирали в мучениях. Средняя продолжительность жизни в Озаричах составляла около трех суток. Лагерь просуществовал 10 дней, которые унесли жизни более 20 тыс. человек. 33,48 тыс. узников лагеря «Озаричи» были освобождены советскими войсками.
Подготовила Татьяна САВИЧ
Фото http://gp.by