На карте Витебска появился уникальный объект, который впитал в себя не только определенные аутентичные архитектурные черты, но и объединил историю нескольких эпох — Большая Любавичская синагога. Объекту в буквальном смысле слова подарили вторую жизнь. Более того: здание даже на картах обозначалось как руины синагоги.
Благодаря пожертвованиям неравнодушных людей, мастерству белорусских реставраторов и поддержке местных властей Дом собраний открыт как для верующих, так и для тех, кому интересна культурная достопримечательность. Торжественная церемония открытия состоялась в конце июля с участием представителей иудейской религиозной общины города, общин других городов и стран, православия и католицизма, послов различных государств, местных властей и жителей.
Подробно о судьбе здания корреспонденту «РСГ» рассказал руководитель разработки научно-проектной документации, архитектор Игорь РОТЬКО. В поле зрения Игоря Михайловича этот объект еще с 90-х годов. В «лихие» ему доверили процесс восстановления культового здания с целью оборудовать там клуб для работников завода электронных приборов. Однако дело дальше разработки и согласования архитектурного проекта не пошло. Не нашли финансирование. Уже тогда была проведена большая исследовательская работа, подняты архивы и установлена дата строительства объекта — 1904 год. Помогли сохранившиеся документы Министерства внутренних дел Российской империи. Ведомство в те годы курировало сферу строительства.
— МВД Российской империи было многофункциональным учреждением. Помимо охраны общественного порядка оно первоначально управляло казенными фабриками и заводами, занималось добычей торфа и каменного угля, обеспечивало переселение крестьян на новые земли, руководило строительными работами, занималось распространением агрономических знаний и т. п. МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, делами религий, торговли, почтой и др., — рассказывает историю создания объекта архитектор.
Выяснилось, что существовал Дом собраний до 1923 года. В результате масштабной кампании по гонению верующих здание приспособили под жилье для беженцев, после по решению партийных органов Большую Любавичскую синагогу решили передать клубу деревообделочников. Объект капитально перестроили, установили железобетонные перекрытия — в итоге строение стало двухэтажным. Вместо молельного зала появился зрительный — со сценой и кинобудкой, а также библиотека. На фронтоне красовался герб БССР. Клуб считался образцовым, одним из лучших в Витебске. Тут проводились концерты, демонстрировались кинофильмы. Благодаря чертежам и фотоснимкам того периода специалистам удалось установить, как изначально выглядела историческая синагога. Образцовый клуб деревообделочников проработал в Большой Любавичской синагоге недолго. В 1933 году здание было передано только что организованному аэроклубу Осоавиахима (современный ДОСААФ). О передаче синагоги под аэроклуб написала 20 ноября 1933 года газета «Витебский пролетарий». После войны здание сравнительно неплохо сохранилось, поэтому использовалось в качестве склада завода электроизмерительных приборов, но без должного обслуживания постепенно ветшало. Долгое время кирпичное строение стояло без крыши и находилось в плачевном состоянии. Даже небольшое усилие — и кирпич разваливался на глазах. Специалисты утверждают, что во многом аутентичная кирпичная кладка не рухнула благодаря железобетонным конструкциям, установленным в советские годы. Были в двухтысячных годах и амбициозные планы по восстановлению достопримечательности. В 2009 году группа под руководством заслуженного архитектора Беларуси Леонида Левина разработала проект восстановления Большой Любавичской синагоги в рамках реализации идеи «Шагаловского квартала», предполагавшего воссоздание улицы Покровской и прилегающих улиц, связанных с жизнью Марка Шагала. В зданиях должны были разместиться кафе, гостиницы, сувенирные лавки, музеи, выставочные залы, художественная школа. Был начат поиск инвестора. Однако проект «Шагаловского квартала» так и остался нереализованным.
Судьба объекта была решена пару лет назад. Витебские власти выставили синагогу на торги. Об этом сообщили СМИ. Раввин московской синагоги Ицхак КОГАН обратился к властям Витебска с просьбой передать объект по улице Революционной, 10 местной иудейской общине, чтобы в последующем его восстановить. К счастью, власти пошли навстречу, и иудеи получили развалины синагоги безвозмездно. Процесс активизировался, и синагога обрела шанс на вторую жизнь. Реконструкцию объекта снова доверили Игорю Михайловичу. Разработка проектно-сметной документации стартовала в конце 2021 года. К самому восстановлению приступили чуть более года назад — в середине лета 2022-го. По словам Игоря Ротько, ключевая цель восстановительных работ заключалась в том, чтобы сохранить колорит здания, максимально использовать исторический кирпич. Аварийную кладку тщательно разбирали, каждый кирпичик по отдельности очищали и снова использовали в деле. Привозной стройматериал — красный кирпич конца XIX — начала XX века. Его привозили после сноса старинных зданий в аварийном состоянии. При этом каждый аутентичный кирпич проверяли на прочность. Но кое-где старую кладку заменили современным материалом, так как историческая просто рассыпалась.
— Сколько бы я ни занимался реставрацией, никогда не видел кладки в таком плохом состоянии. Может быть, потому, что синагога долгое время простояла без крыши. Боковые фасады еле держались. При их разборке почти не приходилось использовать спецтехнику: все разваливалось само собой. От красивого кирпичного здания до наших дней дошли фрагменты стен и обломки лестничных пролетов. Здание собирали буквально по крупицам. Главный и дворовой фасады практически полностью сохранены, а боковые пришлось чуть ли не до основания разбирать и заново перекладывать. Важно сказать: земля эта действительно уникальная. На месте каменной синагоги находился деревянный Дом собраний, фундаменты которого были обнаружены при проведении реставрационных работ, — рассказывает о тонкостях реставрации Игорь Ротько.
Процесс восстановления витебской синагоги — своего рада симбиоз истории, традиций и современности: снаружи восстановлена историческая кладка, а внутреннее убранство выполнено согласно традиционным тенденциям строительства подобных объектов. Игорь Михайлович объясняет: в синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы. По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы (арон а-кодеш) находится обычно у восточной стены. По этой причине вход в витебскую святыню не с главного фасада, поскольку изнутри на этом месте располагается шкаф для хранения Торы, а со двора. Внутри синагога светлая и просторная. Главный зал рассчитан на 45 человек, но в нем может находиться и больше верующих. На втором этаже — балкон для женщин: они молятся отдельно от мужчин.
— В своей практике я занимался и православными храмами, и католическими. Именно потому, что это синагога, проект представлял для меня особый интерес — довелось столкнуться с совершенно другой конфессией. В отличие от христианской церкви, синагога не является Храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте на храмовой горе в Иерусалиме. По планировочному решению само здание коренным образом отличается от костелов, православных храмов.
Архитектура Дома собраний начинается, прежде всего, с определения места, где будут храниться свитки Торы, — отметил Игорь Михайлович. — Это знаковое место с исторической, культурной, религиозной точек зрения. В начале XX века в Витебске действовало свыше 50 еврейских молитвенных домов и синагог, большинство — деревянные. Большая Любавичская синагога — единственное сохранившееся после Второй мировой войны иудейское культовое сооружение в областном центре.
У восстановленного объекта большой туристический потенциал. Дом собраний находится в «Шагаловском квартале» — неподалеку от родительского дома Марка Шагала, поэтому принято считать, что в нем бывал и сам мастер со своей семьей. В книге «Моя жизнь» Марк Захарович писал, что отец вставал и первым делом шел в синагогу, а потом возвращался домой, пил чай и уходил на работу. Понятно, что он не за реку ходил, а в ту синагогу, что на соседней улице. Восстановленная синагога отнюдь не была рядовой и гордо носила имя Большой Любавичской. Именно в этой синагоге с 1905 по 1933 год служил легендарный раввин Шмарьягу-Лейб Янкель Медалье.
У восстановленного объекта двойное предназначение — Дом собраний и культурный центр для тех, кто хочет более подробно изучить, понять и постигнуть еврейскую культуру. Об этом на торжественной церемонии открытия сказал Председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Олег РОГАТНИКОВ. Он отметил, что восстановление синагоги потребовало невероятных усилий от иудейской общины Витебска и московского раввина Ицхака Когана. И теперь она обрела свой первоначальный вид.
— Это очень важное событие для Витебска и всей еврейской общины Беларуси. Ведь двери синагоги открыты и для евреев, и для жителей Витебска, которые могут приобщиться к еврейским традициям, культуре, и для туристов, которые здесь смогут узнать многое о еврейском наследии, — подчеркнул Олег Рогатников.
Татьяна САВИЧ