Профессиональный почерк Белорусской школы ландшафтной архитектуры, который начал формироваться несколько десятилетий назад в стенах УП «Минскпроект», снова в центре внимания мирового сообщества. Уникальность проектов наших специалистов, по мнению экспертов, заключается в грамотном вкраплении современных ландшафтных приемов в городскую среду с учетом уважительного отношения к истории, культурным традициям местности. Эта тема стала центральной в программе XVII Международной конференции «Формирование комфортной городской среды. Сохранение идентичности города через развитие», которая проходила в Санкт-Петербурге 10–14 сентября. С ключевым докладом «Приемы реконструкции исторических общественных пространств архитектурного ансамбля в г. Минске вдоль проспекта Независимости» выступила главный ландшафтный архитектор отдела ландшафтной архитектуры и экологии УП «Минскпроект», член Союза архитекторов Беларуси, профессор Международной академии архитектуры в г. Москва (МААМ) Анна АКСЁНОВА.
Интерес участников конференции к ландшафтному достоянию Минска не случаен. Столица Беларуси всегда выделялась ландшафтной архитектурой среди городов СНГ, а многие творческие решения и тенденции, заданные белорусскими специалистами, стали хрестоматийными. В своем выступлении Анна Алексеевна говорила о роли ландшафтной архитектуры в создании современной модели мегаполиса XXI века. В качестве примера грамотного и бережного отношения к природе она представила ландшафтную палитру основной транспортной магистрали Минска — пр. Независимости. Сегодня это достопримечательность мирового масштаба. Безусловно, проспект, который был сформирован в послевоенное время, развивается, насыщается современными элементами, с особым вкусом создается ландшафтная архитектура. Поэтому посмотреть, как белорусские архитекторы решают задачу формирования комфортной городской среды с учетом законов сохранения идентичности, — тема № 1.
В чем сила?
Основная часть главного проспекта белорусской столицы — яркий пример ансамблевой застройки, где каждый объект не перебивает другой, а напротив — гармонично дополняет. Гениальность авторов-зодчих в том, что здания по обе стороны магистрали не повторяют друг друга, но они практически одинаковые по габаритам, поэтому и застройка воспринимается как симметричная. Каждый объект несет общие приметы стиля. Авторский коллектив архитекторов, работавших над первой очередью застройки, — Михаил Парусников, Михаил Барщ, Геннадий Баданов, Сергей Ботковский, Александр Воинов, Владимир Король, Сергей Мусинский, Георгий Сысоев, Наум Трахтенберг, Натан Шпигельман — получил Государственную премию БССР. Высокий статус главной столичной артерии подчеркивает и тот факт, что во Всемирной энциклопедии архитектуры ХХ века рассказывается в том числе и о Ленинском проспекте (такое название он носил с 1961 года). Более того, главная магистраль белорусской столицы претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть транснациональной серийной номинации «Социалистическая послевоенная архитектура в Центральной и Восточной Европе».
Анна Аксёнова подчеркивает: проспект уникален также своей структурой, где линия застройки перемежается зелеными бульварами, скверами и чередуется с открытыми пространствами площадей.
— Современный Минск утопает в зелени парков, скверов, бульваров. Но так было не всегда. В июле 1944 года город встретил освободителей одними руинами. Московские и ленинградские зодчие при поддержке минских проектировщиков начали активно отстраивать город. К 1950 году были утверждены генеральные планы Минска и других крупных городов и районных центров. Важно, что общим для всех генеральных планов восстановления и развития белорусских городов являлся учет природных факторов, — отметила Анна Алексеевна. — Проект озеленения центральной части Минска (архитекторы Н. Трахтенберг и Г. Парсаданов) был выполнен в 1948 году. На месте сохранившихся лесов появились благоустроенные парки, скверы и пригородные зоны отдыха. То, что было создано в первое послевоенное десятилетие, стало гордостью Минска, вошло во все учебники истории европейской архитектуры. Центр города, включая пр. Независимости, и многие отдельные объекты этого периода взяты под охрану государством как культурно-исторические ценности страны.
Новые краски
С уважением к истории и традициям современное поколение зодчих вносит новые элементы и краски в развитие зеленых территорий вдоль проспекта Независимости, усиливает художественную выразительность магистрали. Новыми красками заиграли бульвары по ул. Комсомольской и ул. Ленина, парк им. Янки Купалы, Центральный сквер на Октябрьской площади (здесь был восстановлен первый в Минске фонтан «Мальчик с лебедем»), продолжаются работы по набережным.
Жемчужина пр. Независимости — площадь Победы, реконструкция и реставрация которой мастерски была проведена к 75-летию победы в Великой Отечественной войне (2020 г). Работы по реконструкции площади Победы оказались особо ответственными и для научного руководителя проекта Анны Аксёновой. Главный архитектор проектов УП «Минскпроект» причастна к обновлению едва ли не всех знаковых мест столицы, но это для нее на особом счету.
— Эта площадь начала формироваться еще в конце 1930-х с постройки двух дугообразных домов. Во время войны их частично разбомбили, но, по проекту архитектора Михаила Барща, здания удалось восстановить. В 1954 году была скорректирована форма площади. Доминантой площади стал монумент Победы — 38-метровый гранитный обелиск, увенчанный орденом Победы (архитекторы — Г. Заборский, В. Король, скульпторы — З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов). Параллельно создавались уникальные скверы на площади, искусно сочетавшие четкую планировку, богатство и разнообразие зеленых насаждений, — рассказывает Анна Аксёнова. — В послевоенные годы мэтры белорусской архитектуры вкладывали свои знания и силы, чтобы его создать. И главной нашей миссией стало сохранение площади Победы для будущих поколений белорусов. Важно было ничего не потерять. Максимально сохраняя привычный вид этого места, мы привели в надлежащее состояние все элементы композиции.
Изюминкой главной столичной магистрали является Октябрьская площадь. В свое время в стенах УП «Минскпроект» была разработана концепция озеленения этой территории. В проекте, который пока еще не реализован, специалисты ландшафтной мастерской предложили озеленить площадь, используя прием мобильного контейнерного озеленения. Преимущества очевидны — к такому методу можно прибегать круглогодично и использовать в местах прохождения инженерных коммуникаций.
— Формироваться площадь начала в 1944 году. Активное строительство началось в 1949-м с Дворца Профсоюзов, а в сентябре 1952-го открыли десятиметровый монумент Сталина — самый большой в республике. Но через полгода после смерти вождя памятник снесли, а наполнение площади опять под вопросом. После строительства Дворца Республики площадь приобрела столичный вид, но сейчас переполнена зданиями разных стилей и эпох. Практически вся территория площади является эксплуатируемой кровлей, которую необходимо грамотно озеленить, применяя современные тенденции для создания эстетической функции и привнося при этом разнообразие в среду. Таким образом решается и экологическая задача на площади, — рассказала архитектор.
Знак качества
В целом необходимо отметить огромную работу архитекторов Минскпроекта в создании за последнее десятилетие в Минске крупнейшего градостроительного и общественно-политического ансамбля вдоль пр. Победителей, от пересечения с пр. Машерова до ул. Орловской. Его ядро — парк Победы с обелиском «Минск — город-герой», фонтанами, гранитными набережными и зданием Музея истории Великой Отечественной войны. Вторую часть этого ансамбля, символизирующую современную Беларусь, формируют здания Дворца Независимости, выставочного центра «БелЭкспо» и площадь Государственного флага. Вся территория этого протянувшегося вдоль водно-зеленого диаметра градостроительного ансамбля, антуражем которого является парк Победы, занимает 200 га.
— Анализ мирового опыта строительства и реконструкции общественных зеленых территорий показывает, что парк, сквер, бульвар — это бесценные городские пространства, без которых город существовать не может. Это национальная гордость. Главное понимать, что ландшафт — это не роскошь, а жизненная необходимость. Только профессиональный подход к ландшафтной архитектуре может способствовать созданию современного города с сохранением его исторической аутентичности, — резюмировала Анна Аксёнова.
Высоко оценила Анна Алексеевна доклады коллег о принципах сохранения и реконструкции зеленых территорий, рационального и экологического природопользования. Не менее насыщенной и познавательной была программа конференции, которая включала в себя посещение спикерами знаковых объектов Санкт-Петербурга (деловой комплекс «Лахта Центр», музейно-исторический парк «Остров фортов», Кронштадт и др.).
— Участие в международной конференции утвердило мое представление о важной роли ландшафтного архитектора в организации грамотной среды для сохранения экологии на всей планете. Убеждена в необходимости дальнейших разработок ландшафтных проектов исключительно профессионалами, —подчеркнула Анна Алексеевна. — Ландшафтный архитектор — специалист, который несет ответственность за создание ландшафтных объектов с обоснованным сохранением их уникальных исторических, биологических и экологических составляющих.