Главное — взаимопонимание с молодежью

лица отрасли

Валерий Федоров, фото из архива Лилии ГУД

Методом проб и ошибок из вчерашнего ученика колледжа завтра может выйти специалист, который будет делать свою работу качественно и быстро. Об этом, как никто другой, знает
Лилия Ивановна ГУД, маляр, штукатур и победительница смотра-конкурса «Лучший наставник строительной отрасли 2023 года».

Главное — взаимопонимание с молодежью

Белорусским профсоюзом работников строительства и пром-стройматериалов в соответствии с Положением, утвержденным постановлением президиума Республиканского комитета Профсоюза от 14.04.2022 № 103, подведены итоги республиканского смотра-конкурса «Лучший наставник строительной отрасли 2023 года».

Цель проведения республиканского смотра-конкурса — популяризация строительных профессий, развитие в организациях Профсоюза института наставничества, создание привлекательных условий труда для молодых рабочих и закрепление кадров в организациях отрасли.

В основу критериев оценки лучшего наставника отрасли положены показатели стажа работы наставника по обучаемой профессии, количества обученных работников за год, присвоения молодому работнику квалификации, текучести кадров среди закрепленных за наставником обученных молодых рабочих, наличия публикаций наставников и о наставниках по теме передачи опыта молодым специалистам.

В конкурсе приняли участие победители региональных этапов смотров-конкурсов областей и г. Минска.

Победителем республиканского смотра-конкурса «Лучший наставник строительной отрасли 2023 года» признана Лилия Ивановна ГУД, маляр, штукатур 5-го разряда СУ-202 ОАО «МАПИД».

«РСГ» побеседовала с Лилией Гуд.

Глубокое понимание технологического процесса и знание характерис­тик материалов, с помощью которых мастер превращает обычное помещение в объект эстетического наслаждения; точность и уверенность движений, позволяющих виртуозу своего дела воплотить задуманный план в реальность, не допустив ошибок в процессе, — маляр, штукатур является художником и скульптором от мира строительства. Этот специалист полностью преображает внешний вид помещения или фасада здания, начиная от подготовки поверхностей и заканчивая их покраской и поклейкой обоев. Хоть приходят в эту профессию иногда случайно, но остаются уже по зову души. Так и произошло с Лилией Ивановной.

Из Воложинского района Лилия Гуд приехала в столицу, чтобы стать фотографом, но столкнулась с проблемой: необходимо обзавестись минской пропиской. Так жизнь свела ее с профессией, которой она осталась верна на всю жизнь. Обучившись на маляра, штукатура в ГПТУ № 24 (ныне «Минский государственный колледж ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко»), она сразу приступила к работе: первым объектом стал жилой дом по ул. Ангарской.

С тех пор в трудовой книжке Лилии Ивановны не появилось ни одной новой записи: 36 лет она выполняет уже давно ставшие рутинными процедуры: создание периметра, шпаклевка, покраска, поклейка обоев, на объектах организации, ставшей ей вторым домом — СУ-202 ОАО «МАПИД». Изменялась лишь квалификация: на данный момент ей присвоен 5 разряд.

Хотя иногда и добавляются и новые технологические операции, но силами сплоченной бригады трудности становятся новым опытом: «Сейчас монолит, уже третий дом делаем. Там много новых операций. Балконы «короедом» кладутся, например, это для нас новое».

Но у должностных обязанностей Лилии Ивановны есть и иная, не менее важная сторона, которую по праву можно считать настоящим призванием: воспитание и практическое обучение рабочей молодежи; передача молодым специалистам знаний и навыков, накопленных за десятилетия профессионального стажа; разжигание в сердцах юных тружеников искренней любви к своему делу или, если формально, — наставничество. Началась ее карьера наставника с повышения в должности: «Бригадиром стала. Прошлая ушла, а меня выбрали. А как к нам начала приходить молодежь, я так наставником и стала — бригадир и наставник».

Каких-то особых приемов преподавания у нее нет, считает Лилия Ивановна: «Пришла, показала, как это делается. Если что-то не получается, конечно, спросят — покажу, как это делается, не получится — за ручку возьму, проведу шпателем, исправлю с ними».

На наставническую деятельность Лилию Гуд мотивирует искреннее желание обучить молодежь тем навыкам, о которых в учреждениях образования они узнали лишь в теории: «Вот пришли из колледжа, они понятие имеют, что такое стройка, но они это ничего не видели. Конечно, нужно чему-то научить. Им же и заработать надо. Показать им, как это штукатурится, как это шпаклюется. Не сразу это все легко дается».

Даже, наверное, более важно провести процесс социализации — влить «новичков» в коллектив, наладить с ними дружеские отношения: «Скорее первое — это чтобы влилась эта молодежь в коллектив. С первой дружбы чтобы началось. Как только в коллективе дружба, то все потихонечку вливаются. В бригаде каждый смотрит, каждый хочет и им подсказать, так же, как и я. Сейчас вон мои девчонки все, и научились уже. Кажется, год-второй работают, а уже легко шпатель держат, легко штукатурят, молодцы. Так вот и идет одно за одним». Для нее, как для бригадира, важно понять своих подчиненных, найти с ними общий язык и тем самым сплотить команду: «Важно, чтобы было взаимопонимание с молодежью. А она разная бывает. Каждый бригадир знает, что главное — понять этих детей. Потому что у каждого случается — придут без настроения на работу, или, бывает, ученики на практику приходят из города и им тяжело: это я не хочу, это я не умею, мне не надо, мне только практику пройти. Это все нужно понять и с этим работать. А другие, которые пришли, конечно, стараются делать качественно и быстро, потому что от этого зависит их зарплата. Думаю, каждый бригадир нашел подход к своим детям и все будет хорошо».

Лилия Ивановна воспитывает и обу­чает своих коллег, работников ее бригады. Но и с некоторыми учениками, кто ушел из бригады или вовсе из профессии, она старается поддерживать контакт: «Парень один есть, он три-четыре года назад работал. Позвонит бывает, спросит, как дела в бригаде. Он меня мамкой называл. Раньше когда-то девчонки тоже звонили, но сейчас ушли кто замуж, кто в декрет — молодежь ведь».

За прошедший год Лилия Гуд обучила четырех новых работников: двух девушек и двух парней. Все четверо подтвердили квалификационные разряды и продолжают трудиться: «Мальчик работает сейчас на метро, просто из каждой бригады брали для усиления метро, а девочки со мной».

За победу в конкурсе Лилия Ивановна награждена Дипломом Белорусского профсоюза работников строительства и промстройматериалов «Лучший наставник строительной отрасли 2023 года» с выплатой денежного вознаграждения.

Но к своей победе Лилия Ивановна относится скромно и с профессионализмом: «Так организация решила, что я лучшая». Достигнутая победа для нее точно не является поводом ни останавливаться, ни менять курс: «1 сентября будет только 55 лет, так что насколько сил хватит… Думаю, до пенсии точно доработаю. — Еще десяток-другой молодых специалистов успеете обу­чить? — Да, на днях приходят снова, уже звонили, что придет на отработку молодежь».

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№29-2023)

Читайте также