Формула городской среды

Уровень автомобилизации населения растет. С одной стороны это хорошо — повышается благосостояние населения. А с другой — большое количество автомобилей отрицательно сказывается на городской инфраструктуре: загруженность уличной сети, загрязнение окружающей среды, стесненность на придомовых территориях. Все это
не отвечает принципам комфортной городской среды. К тому же дефицит парковочных мест — вопрос проблемный и для областных центров, и особенно для столицы.
Так, в Минске, например, зарегистрировано около 900 тыс. автомобилей, еще около
200 тыс. машин ежедневно въезжают в город. Это серьезная нагрузка. Как планируется
и развивается парковочное пространство столицы корреспондент «РСГ» уточнил
у специалистов Минстройархитектуры и УП «Минскградо».

Расчетный не значит фактический

Раньше при строительстве жилых домов был норматив рассчитывать парковочное место на каждую квартиру, отметили наши респонденты. Однако…

В настоящее время согласно п. 11.7.1 СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» при проектировании территорий новой многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автостоянок и автопарковок для хранения 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, исходя из расчетного уровня автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта, — рассказала Виктория КАРКОЗОВА, начальник отдела градостроительства управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры главного управления архитектуры, градостроительства, проектной, научно-технической, инновационной политики и цифровой трансформации Минстройархитектуры.

При расчете уровня автомобилизации используются данные о количестве зарегистрированных в населенном пункте автомобилей и количестве населения в данном населенном пункте.

— Сейчас расчет зависит от коэффициента автомобилизации Минска, — пояснил Владимир ПРИЩЕПОВ, начальник отдела улично-­дорожной сети и транспорта УП «Минскградо». — Хочу отметить такой тренд: до 2010 года прирост парка транспортных средств в Минске составлял порядка 7 % в год. Это довольно-таки много. Потом постепенно кривая пошла на спад. В 2019–2022 гг. прирост был меньше 1 %, то есть произошло насыщение потребности общества личным автотранспортом. Мы прогнозируем, что рост будет продолжаться, но уже не такими темпами, как в 2010-х. Сегодня при жилищном строительстве в Минске мы говорим о возможности применения дифференцированного расчета для различных зон города на основании установленного реального спроса минчан на машино-места.

Так, например, комментирует Владимир Владимирович, проблемы с парковкой в Каменной горке возникли потому, что при застройке нового жилого района количество машино-мест реализовано на 40 % от расчетной потребности, предусмотренной градостроительной документацией.

Поэтому специалисты занимаются и натурным обследованием, проверяют теорию практикой:

Это простая математика, например, мы знаем, сколько квартир в доме, вечером нужно посчитать количество автомобилей на стоянке возле дома, разделить и вывести средний коэффициент, — поясняетВладимир Прищепов.

Согласно п. 11.7.12 СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» требуемое для объекта количество парковочных мест устанавливается расчетом, но не менее расчетных показателей на одно парковочное место, принятых в таблице Б.1 (приложение Б).

Как прокомментировала Виктория Каркозова, приведенный норматив определяет нормативную потребность в машиноместах для объектов различного назначения, кроме жилья. А для жилых территорий, как основной темы статьи, действует нормативное требование, указанное в нашем комментарии.

Актуальная ссылка на текст строительных норм, в том числе с изменениями № 1 и № 2: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W22136480p

Гармоничный и комфортный для граждан

Есть еще нюансы.

Не каждый застройщик может построить подземный паркинг, не везде позволяют условия. Строительство индивидуальных парковок за счет средств автолюбителей — тоже задача непростая. Да и элементарная лень автовладельца зачастую становится причиной того, что машину паркуют буквально у порога (подъезда), хотя парковка находится в 100 метрах от дома.

Нужно помнить, что город должен быть гармоничным и комфортным для жизни людей, а не для хранения машин, считает Александр АКЕНТЬЕВ, главный архитектор УП «Минскградо»:

— Мы стремимся сформировать городскую среду так, чтобы в обычные рабочие дни сократить время на обязательные поездки (на работу, в школу, детский сад, магазин и проч.) минчан на общественном транспорте за счет развития инфраструктуры шаговой доступности в микрорайонах.

Особого внимания заслуживает и развитие сети средств индивидуальной мобильности: велосипедов, электросамокатов, трициклов.

— Сегодня у этих средств не лучшая репутация, высокая скорость создает массу угроз, — говорит Александр Аксентьев. — Но если уменьшить разрешенную скорость, то это прекрасная альтернатива. Особенно с учетом того, что такая сеть ориентирована и на детей и лиц пожилого возраста. Поход в магазин шаговой доступности для пенсионера занимает много времени, а на трицикле — быстрее, да и товары на нем удобно перемещать. Во всем мире растет парк средств индивидуальной мобильности, и мне кажется, за ними большое будущее. Вообще, считаю, что мы могли бы стать одной из первых республик, которая вывела бы использование этого транспорта на высокий уровень. Ведь суть городских улиц заключается в приоритете движения пешеходов.

Наконец важно, чтобы перегруженность автомобилями не приводила к снижению уровня удобства жизни в городе. Владимир Прищепов привел в пример улицу Комсомольскую. Примерно лет 10 назад она была сплошной парковкой, где автомобили выстраивались в несколько рядов. Было принято абсолютно правильное решение сделать эту улицу пешеходной. Исторический центр Минска должен быть привлекательным для туристов.

Вопросы парковки в 2-миллионном Минске нельзя пускать на самотек. И в то же время невозможно обеспечить парковочными местами всех. Поэтому город ввел зоны платной парковки. Есть, конечно, нюанс, что некоторые пользователи пытаются не оплачивать услуги городской парковки. Хотя, в своем большинстве, белорусы — законопослушные граждане,  — отметил Владимир Прищепов.

Вера ЮНКЕВИЧ, фото предоставлено Минстройархитектуры и УП «Минскградо»

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№23-2025)

Читайте также