О строительстве и ремонте автодорог республиканского и местного значения, а также подготовке улично-дорожной сети к осенне-зимнему периоду рассказали на тематической пресс-конференции в Минске. В мероприятии приняли участие начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ЛЕОНЧИК, главный инженер управления «Центр» ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Артем ГАНЧАР, начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Валентин ВОВЧЕНКО.
По информации Министерства транспорта и коммуникаций, в этом году на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования выделили 1,27 млрд руб. — 136,5 % к уровню 2022 года, что позволит отремонтировать порядка 2,5 тыс. км дорог и 4 тыс. пог. м мостовых сооружений. В 2024–2025 годах планируется увеличить объемы ремонта автодорог общего пользования для приведения сети в надлежащее состояние. Спикеры подчеркивают: выделенные дополнительные финансовые средства позволят снизить количество участков дорог и мостов, требующих незамедлительного восстановления. Подробно специалисты рассказали о знаковых объектах дорожного строительства, где сегодня идут масштабные работы по реконструкции и планах на ближайшую перспективу.
М3 Минск — Витебск
Большая дорожная стройка развернулась на республиканской трассе М3 Минск — Витебск между Логойском и Плещеницами. Надо сказать, что это одна из самых загруженных магистралей в стране. По ней машины движутся в сторону Лепельских, Браславских озер, к предприятиям Витебска, Полоцка, Новополоцка, а также к литовской и латвийской границам.
История обновления объекта не из простых. С учетом санкционной политики в отношении Беларуси выделение западных кредитных ресурсов на ремонт дорог было временно приостановлено. Реконструкция трассы М3, которую начал финансировать европейский банк, оказалась под вопросом. На государственном уровне было решено не сворачивать проект, а продолжить работы за счет государственной инвестиционной программы. Заказчик — РУП «Минскавтодор-Центр», генподрядчик — ОАО «Дорожно-строительный трест № 2», на субподряде десятки специализированных организаций со всей республики.
Перед стартом реконструкции провели большую подготовительную работу. Предварительно местность обследовали специалисты Института истории и Института ботаники НАН Беларуси. В лесном массиве на 45–46 км трассы находится курганный могильник X–XIII в., внесенный в Государственный список историко-культурных ценностей. Согласно проекту новая трасса пройдет рядом с могильником, не нарушив его границ. Также ученые установили, что недалеко от места реконструкции растет «краснокнижник» — прострел раскрытый (сон-трава). Специалисты пересадили его в безопасное место.
По проекту 15-километровый участок станет шире: будет четыре полосы, а вместо асфальта уложат бетон. Здесь планируется построить мост через реку Гайна, шесть автобусных остановок и две площадки отдыха со съездом в «карман». На повороте к мемориальному комплексу «Хатынь» появится двухуровневая транспортная развязка, а в некоторых местах — велодорожки и тротуары. Срок строительства — июнь 2023–декабрь 2024-го. По мере выделения бюджетных средств реконструкцию магистрали продолжат.
Р46 от Лепеля
до Полоцка
В Витебской области продолжается долгожданная реконструкция автодороги Лепель — Полоцк. Объект — важный международный коридор. Именно по трассе республиканского значения Р46 лежит путь из Полоцка, Новополоцка, Верхнедвинска, а также Прибалтики и России в белорусскую столицу. Работы стартовали со второй очереди (31,9–61,5 км) на участке от населенного пункта Сорочино до Полоцка. Нормативный срок выполнения ремонта на данном участке — 24 месяца, всего дорожники планируют обновить около 60 км.
На важной для северного региона дорожной артерии задействованы специалисты почти со всей страны. Разработчиком проекта выступило ГП «Белгипродор», заказчик — РУП «Витебскавтодор», генеральный подрядчик — ОАО «Дорожно-строительный трест № 1, г. Витебск», в качестве субподрядчиков выбраны дорожные предприятия из других областных городов. Планы у строителей масштабные: укрепление откосов, увеличение радиусов кривых в плане и профили для профилактики дорожно-транспортных происшествий, замена слабого грунта земляного полотна, всех водопропускных труб, перестройка всех мостов и переходов для животных, другие работы. Ремонт позволит повысить категорию дороги до второй, увеличить ее несущую способность до 11,5 т на одиночную ось, а искусственные сооружения (мосты, переходы для животных) адаптировать к нужным нагрузкам. Полосность и ширина проезжей части не увеличатся, хотя до 13 метров расширится дорожное полотно.
Р53 на участке от Смолевичей до Жодино
Дорога Р53 Слобода — Новосады протяженностью 60 км долгое время считалась аварийной. Двухполоска не справлялась с большим количеством транспорта: в сутки здесь проезжает порядка 22 тыс. автомобилей. За решение проблемы дорожники взялись основательно, и к концу 2021 года Минск и Смолевичи соединила четырехполосная дорога. А уже в августе прошлого года начались работы по расширению участка дороги от города-спутника до Жодино длиной более 14 км. К слову, это третья очередь реконструкции дороги Р53.
Сейчас весь отрезок ремонтируемой трассы напоминает одну гигантскую стройку, идет укладка цементно-бетонного покрытия. Новая трасса будет 9,5 м шириной, из которых 7,5 м проезжая часть и 2 м — обочина. По две полосы в каждом направлении. Строительство данного участка Р53 предусматривает три транспортные развязки, тоннель для пропуска сельхозтехники (на 24 км) и 4 подземных пешеходных перехода. Окончание работ запланировано на май 2024 года. Когда все работы завершатся и участок от Смолевичей до Жодино откроют для проезда, добраться из города машиностроителей до Минска можно будет за 20 минут. При этом для легковых машин установят скоростной режим 100 км/ч, для грузовых — 80 км/ч.
В перспективе реконструкцию ждет также транзитный участок через Жодино. В планах — проложить четырехполосную бетонку и к Борисову.
Реконструкция трассы М1 Брест — Минск — Курган
Реконструкция трассы М1 — основной транзитной артерии Беларуси пока не планируется, сообщил Сергей Леончик.
— У нас была разработана концепция реконструкции М1 с доведением ее параметров до автомагистрали. Проект потребует достаточно серьезных финансовых расходов. Принято решение, что будем проводить не реконструкцию, а ремонт участков, необходимый для поддержания дороги в нормальном состоянии. Там серьезные суммы, поэтому пока сложно говорить о реконструкции всей дороги. Думаю, к этому вопросу можно будет вернуться, когда приведем всю нашу опорную местную сеть и республиканские дороги в хорошее состояние, — сказал Сергей Леончик.
Переговоры по поиску средств на реконструкцию дорог сегодня ведутся с российскими и китайскими партнерами, но пока их условия достаточно сложные.
— Сегодня работаем в условиях санкций, и нужно очень четко определить все риски, которые существуют для всех сторон этого процесса. Министерство экономики ведет серьезную работу по привлечению средств именно в дорожное хозяйство. Минтранс подготовил заявки и направил соответствующие инвестиционные предложения. Они сейчас рассматриваются, — объяснил Сергей Леончик.