Дополнительные меры по поддержке экономики: рабираемся подробно

Дополнительные меры по поддержке экономики: рабираемся подробно

В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь эпидемиологической ситуации, связанной с распространением второй волны заболеваемости COVID-19 издан Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2020 № 512 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», который направлен на поддержание финансовой стабильности субъектов хозяйствования в условиях замедления экономической активности и вступил в силу 8 января.

 

 

Основной негативный эффект от первой волны распространения коронавируса на экономическую активность был сформирован в апреле–мае, после чего экономика начала постепенно восстанавливаться. Фазу спада в значительной степени позволили сгладить меры, принимаемые Правительством и Национальным банком, по поддержке внутреннего спроса за счет сохранения уровня доходов населения, рабочих мест и непрерывности производственного процесса.

Темпы роста ВВП по итогу января–мая снизились до 98,2%, далее снижение ВВП начало замедляться и в январе–сентябре темп роста составил 98,7%. Однако отрицательный вклад в прирост ВВП продолжают вносить отрасли, наиболее уязвимые в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, т.е. зависимые от внешнего спроса и изменений в модели поведения потребителей: сфера туризма (в том числе гостинично-ресторанный бизнес), грузо- и пассажироперевозки, проведение и организация массовых спортивных и культурных мероприятий.

Нивелировать негативные последствия указанных выше форс-мажорных обстоятельств позволили мероприятия, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143). Вместе с тем, острый период распространения коронавируса нанес серьезный финансовый урон организациям, наиболее подверженным влиянию эпидемиологической ситуации. При этом внешняя конъюнктура остается нестабильной, в том числе и в связи со второй волной пандемии. На этом фоне субъекты хозяйствования все еще не имеют достаточно ресурсов для выплаты в полном объеме в установленный срок платежей в IV квартале 2020 г. и погашения рассрочек, предоставленных в соответствии с Указом № 143.

В данной ситуации Глава государства принял решение о дополнительной поддержке наиболее пострадавших от пандемии отраслей и продлил действие норм Указа № 143 (Указом № 512) о предоставлении отсрочек, рассрочек по налоговым и арендным платежам. Кроме того, скорректированы положения законодательства относительно порядка проведения инвентаризации, поскольку складывающаяся эпидемиологическая ситуация затрудняет проведение инвентаризации активов в отдельных организациях, вследствие того, что в этом случае требуется фактический выход специалистов на объект, подлежащий инвентаризации. При этом согласно п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» ее проведение является обязательным перед составлением годовой отчетности. В связи с чем Указом № 512 предоставлено право организациям по согласованию с собственниками имущества (учредителями, участниками) принимать решения о непроведении инвентаризации активов (за исключением финансовых активов) перед составлением бухгалтерской отчетности за 2020 год. При этом инвентаризация обязательств будет проводиться в общем порядке.

Помимо изложенного, Указом внесены изменения в нормы Указа № 143, предусматривающие в том числе:

продление возможности предоставления отсрочек, рассрочек, налогового кредита по налоговым платежам в IV квартале 2020 г.;

зачет в течение 10 дней разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС для организаций, включенных в перечень, определенный Советом Министров, до 31 марта 2021 г.;

предоставление отсрочек и рассрочек по арендным платежам и оплате за государственное имущество в 2021 году;

предоставление дополнительных прав нанимателям и работникам:

– снятие ограничения на продолжительность простоя и предоставление права работникам, находившимся в простое более шести месяцев, досрочно расторгать трудовой договор (контракт);

– возможность предоставления работнику с его согласия отпуска с сохранением заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (оклада) для нахождения в режиме самоизоляции;

– возможность установления при производстве работы вахтовым методом санитарам продолжительности работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 часов в год;

– включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя;

расширение перечня видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации.

Действие Указа будет распространяться на все субъекты хозяйствования, занятые видами экономической деятельности, наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, согласно перечню, утвержденному Указом № 143.

Строительная отрасль не включена в перечень, однако представляется возможным рассмотреть предоставленные Указом № 512 меры поддержки, поскольку они затрагивают иные смежные виды и должны учитываться при ведении хозяйственной деятельности.

 

Продление до 31 декабря 2020 г. в части поддержания финансового состояния субъектов хозяйствования следующих мер налоговой политики:

предоставление права местным органам власти:

– изменять установленный срок уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, а также арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, для субъектов хозяйствования, осуществляющих виды экономической деятельности, наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, с рассрочкой уплаты обязательств по 30 июня 2021 г.;

– принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога;

предоставление права местным органам власти и администрациям свободных экономических зон принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов;

осуществление зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом за отчетные периоды с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г.

 

Продление отчетного периода с 30 сентября 2020 г. до 31 марта 2021 г. обусловлено сжатыми сроками действия п. 2.4 Указа № 143, не позволившими субъектам хозяйствования в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, в то время как эта мера в связи с дефицитом денежных средств и отсутствием льготного кредитования со стороны белорусских банковских учреждений является существенной для частичного восполнения недополучаемой выручки предприятий и организаций.

 

Арендные отношения

Изменение срока предоставления отсрочки по отсрочке, предоставленной в соответствии с п. 6 и ч. 1 п. 8 Указа № 143 на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. При этом в случае погашения рассрочки, предоставленной до 31 декабря 2020 г., денежные средства не возвращаются, а учитываются в счет досрочного погашения таких платежей. Оставшаяся неуплаченная сумма рассрочки может быть уплачена арендатором (ссудополучателем, покупателем) в течение первого полугодия 2021 года;

с 1 января 2021 г. установление новой отсрочки, аналогичную установленной п. 6 и ч. 1 п. 8 Указа № 143, на срок 6 месяцев (по 30 июня 2021 г.), с последующей рассрочкой ее оплаты с 1 июля по 31 декабря 2021 г.

продление моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы по 31 марта 2022 г.;

Таким образом, в период с 1 января по 30 июня 2021 г. субъектами хозяйствования должна будет быть оплачена рассрочка, предоставленная в соответствии с п. 7 и ч. 2 п. 8 Указа № 143, а срок уплаты текущей арендной платы будет перенесен на вторую половину года, что снизит финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования до 1 июля 2021 г.

 

Предоставление дополнительных прав нанимателям и работникам:

Нанимателям предоставлено право объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения его общей продолжительности в течение календарного года.

Это позволит:

уменьшить необходимость для нанимателя сокращения численности или штата работников и сохранить трудовой коллектив предприятий и доходы работников, обеспечив их социальную защиту;

снизить налоговую нагрузку предприятий по налогу на прибыль, поскольку с учетом ст. 71 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) являющиеся заработной платой выплаты работнику за время простоя при налогообложении прибыли формируют состав затрат по производству и реализации.

При этом, предусматривается предоставление права работникам, находившимся в простое более шести месяцев, досрочно расторгать трудовой договор (контракт).

Предоставление права работникам уволиться до истечения срока контракта в период времени простоя, превышающего его предельную продолжительность, установленную ТК, позволит работникам трудоустроиться на свободные рабочие места в другие организации республики и получать заработную плату в размере, не ниже минимальной заработной платы.

 

Суммы гарантий при простое рассчитываются от тарифных ставок (тарифных окладов) работников и их уровень ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и размера месячной минимальной заработной платы.

При этом, в период простоя работник не может трудоустроиться и работать на других работах, поскольку наниматель в период простоя вправе привлекать работника к работе в случае ее наличия.

 

Предусматривается также возможность по инициативе нанимателя предоставления работнику с его согласия отпуска с сохранением заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (оклада) для нахождения в режиме самоизоляции.

Такие меры позволят нанимателю формировать так называемый «подменный трудовой резерв» на период неблагополучной эпидемиологической ситуации.

С целью обеспечения соблюдения социально-трудовых прав граждан в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки предусмотрена норма, позволяющая включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя.

 

Согласно ст. 191 ТК при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии, наниматель вправе с письменного согласия работника (работников) предоставить ему (им) отпуск (отпуска) без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Продолжительность предоставляемого работнику отпуска суммарно не должна превышать шести календарных месяцев в течение календарного года.

Размер сохраняемой заработной платы определяется по договоренности между нанимателем и работниками, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 164 Трудового кодекса в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, включается время предусмотренных законодательством или коллективным договором отпусков без сохранения заработной платы, если эти отпуска не превышают 14 календарных дней в течение рабочего года.

 

Таким образом, Указ № 512 определяет меры поддержки субъектов хозяйствования отдельных отраслей экономики, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию сложившейся эпидемиологической ситуации, с учетом социально-экономических потребностей и возможностей общества и государства.

Читайте также