Решал транспортную проблему архитектурный шедевр

Валерий Федоров

«Решал транспортную проблему архитектурный шедевр…»

На нынешнем месте стройки самого высокого небоскреба г. Минска когда-то возвышалась башня, приветствовавшая жителей и гостей города и провожавшая их в счастливый путь — башня автовокзала «Московский», украшения столицы Беларуси. О нелегкой истории одного из красивейших автовокзалов своего времени вспоминает «РСГ».

Решал транспортную проблему архитектурный шедевр

Проезжая через транспортную развязку, расположившуюся на пересечении улицы Филимонова и проспекта Независимости, можно заметить заборы, закрывающие собой вид на стройку, длящуюся уже далеко не первый год. Прямо напротив Национальной библиотеки Беларуси расположился объект, заслуживший печальное звание одного из самых известных долгостроев столицы — «Газпром-центр». А чуть больше десятилетия назад на этом месте располагалась архитектурная жемчужина — автовокзал «Московский».

Изначальный план автовокзала был создан еще в начале 1980-х годов, однако он так и не был реализован. Спустя 5 лет, в связи с изменением требований и норм, возникла необходимость разработки нового проекта. Эта задача была поручена Николаю Наумову, на тот момент главному архитектору проектов «Минскпроект».

Начавшаяся в 1989 году работа над автовокзалом растянулась на десятилетие. Финансовые трудности, связанные с тяжелым материальным положением страны в начале 1990-х годов, вынуждали приостанавливать работы над проектом несколько раз. Однако, несмотря на это и благодаря поддержке администрации Минска и организации «Минскпассажиравтотранс», строительство «Московского» было завершено. Всего на постройку автовокзала было потрачено 1,5 трлн белорусских рублей.

Автовокзал открыл свои двери 19 августа 1999 г. «Лучший в странах СНГ, а, возможно, и Европы» — так газеты описывали его. Первыми пассажирами «Московского» стали 27 строителей, особо отличившихся при возведении автовокзала: на борту комфортабельного автобуса они уехали в Москву. На торжественном мероприятии присутствовали мэр Минска Владимир Ермошин, который выразил искреннюю благодарность строителям и отметил, что здание «Московского» стало великолепным и дорогостоящим подарком городу, и Премьер-министр Беларуси Сергей Линг, который также отметил красоту здания автовокзала.

2 зала ожидания, комната для матерей с детьми, предусмотренные пандусы для инвалидов, комнаты отдыха и гостиница для водителей, туннели, ведущие к перронам, находящиеся под навесом и защищенные от дождя: каждая деталь была нацелена на создание комфортных условий как для пассажиров, так и для водителей, персонала автовокзала.

По словам архитектора, форма проекта исходила из содержания, которое заключалось в максимальном удобстве для пассажиров. Однако использование простых форм (квадрата, овала, столба) не лишило автовокзал эстетичности и архитектурной ценности. Звание одного из красивейших зданий города «Московский» получил заслуженно. Авторы многотомного издания «Архитектура Беларуси ХХ–XXI века» подметили архитектурную комплексность проекта: совмещение элементов неомодерна и постмодерна и закодированные в несколько уровней восприятия смыслообразы и культурно-исторические аллюзии.

«В основу плана положена идея вписанного в круг креста, в центре которого возвышается башня, играющая символическую роль и служащая опорой для навеса, подвешенного при помощи вант.

Объемно-пространственное построение с доминирующей в композиции ролью навеса можно рассматривать как метафору колеса. В процессе движения по продуманному сценарию в формах, в которых отсутствуют стилизации и прямые цитаты, прочитываются исторические аллюзии. Через затемненный «древнеегипетский тоннель» — центральный вход в комплекс — путь ведет к внутреннему круглому в плане дворику, образованному насыпью платформы со встроенными в нее помещениями, из которого осуществляется вход в здание. Дворик ассоциируется со средиземноморской архитектурой — с размещенными в нем кампанилой, торговыми лавками.

Доминирующий в пространстве дворика главный входной портал решен поверхностью остекления. Важную роль в пространственной концепции здания играет свет, направленность к которому формирует сценарий движения».

Интерьерным акцентом автовокзала стало панно «Балада аб Бацькаўшчыне» за авторством Виктора Хацкевича. Представляя собой триптих, оно было написано по мотивам поэмы «Песня пра зубра» Гусовского. Созданное изначально для кафе санатория в Аксаковщине еще в 1989 году, оно не было тогда использовано и, вместо этого, отправилось ожидать своего времени в мастерскую. А в 1999 году, в конце строительства «Московского», панно общей площадью в 45 м2 обрело свое место внутри вокзала.

Красота автовокзала была по достоинству оценена наградами, завоеванными на архитектурных конкурсах: Гран-при за лучшую постройку года на форуме «Брест-99» и признание лучшим архитектурным зданием 2002 года на Республиканском конкурсе, диплом Всемирного фестиваля в Софии и серебряный диплом международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2001» в Москве. А сам архитектор и инженеры Юрий Рушев и Леонид Волчецкий стали Лауреатами Государственной премии.

На протяжении более чем 10 лет «Московский», являясь одним из крупнейших автовокзалов Европы с вместимостью в 600 человек и пропускной способностью в более чем 15 тысяч пассажиров в день, принимал и отправлял рейсы по самым разным направлениям: международным, в Таллин и Ригу, Москву и Санкт-Петербург; междугородним, в Витебск и Браслав, Лепель и Полоцк; пригородным, в Колодищи и Логойск и многие другие. Курсировали также и автобусы в направлении аэропорта «Минск-2».

Тревожные слухи о возможном закрытии «Московского» начали появляться в самом начале 2010-х годов вместе с продажей «Белтрансгаза» российскому «Газпрому». Миллер, глава «Газпрома», озвучил тогда намерения построить в Минске многофункциональный комплекс.

Эти слухи в конце марта 2012 года опроверг Игорь Кудревич, занимавший тогда должность главы администрации Первомайского района. Он заявил, что автовокзал будет принимать пассажиров в прежнем режиме, а административный центр появится на пустыре неподалеку. Однако уже в начале апреля того же года обстановка изменилась: власти города и представители российского бизнеса обсуждали уже возможные перенос автовокзала и строительство на его месте объекта «Белтрансгаза» (того самого комплекса) и транспортной развязки.

В конце января 2013 года заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич заявила, что если проект «Газпрома» будет реализовываться, то здание автовокзала разрушать не станут, а его функции определят на Совете Республики: «Жители должны понимать, что разрухи в этом месте не будет». Она также добавила, что «Московский» уже не выполнял той функции, что и раньше, а эффективность его использования была невысока (загрузка составляла около 60 %), поэтому, согласно градостроительным планам, автовокзал необходимо было вынести в Уручье.

Судьба автовокзала окончательно была решена 4 апреля 2013 г. подписанием Президентом Беларуси указа № 153 «О вопросах строительства многофункционального комплекса в г. Минске». Данный указ предусматривал «осуществление в 2013–2018 годах реализации инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса в г. Минске в границах ул. Филимонова — просп. Независимости — ул. Макаенка, а также инфраструктуры, включая инженерную и транспортную, обеспечивающей его функционирование», простыми словами — постройку центра, позже получившего название «Газпром-центр».

Данная идея была встречена минчанами неоднозначно — несколько тысяч человек подписало петицию за отказ от планов переноса сноса «Московского», а в опросе портала Onliner.by 77 % ответивших (3323 пользователя) проголосовало против сноса автовокзала в пользу постройки комплекса «Газ-прома». Белорусский союз архитекторов встал на защиту здания автовокзала в письме к мэру, ссылаясь на архитектурную ценность «Московского» для города. Однако предпринятые попытки по спасению не увенчались успехом.

Автовокзал прекратил свою работу в апреле 2014 года. Последним автобусом, отправившимся с круглой платформы, стал транзитный рейс «Городок — Городище» с двумя пассажирами на борту. Уже в середине июля начался демонтаж конструкций и меньше чем через 3 месяца, в сентябре 2014 года, автовокзал «Московский» окончательно прекратил свое существование. Непростая история архитектурной жемчужины была завершена.

С концом одной истории началась другая, уже история постройки «Газпром-центра» — комплекса, который, по обещаниям главы «Газпрома», должен включать в себя административные здания, гостиницу, физкультурно-оздоровительный и медицинский центры, паркинг и не только.

Начались работы над объектом в 2015 году и планировалось завершить их в течение 4 лет — в 2018-м, однако вскоре (летом 2016) они были свернуты — сложность грунта создавала проблемы для постройки 189-метрового здания. В течение 2017 года велись разговоры о возможной переработке проекта. Тогда же появилась и новая предполагаемая дата завершения: по поручению главы государства стройка должна была быть реализована до 2020 года. Но и к 2020 году амбициозное строительство закончено не было: несмотря на смену застройщика в 2018 году на итальянскую компанию Codest, работы на строительной площадке если и велись, то не особо активно. А большую часть времени проект и вовсе находился в законсервированном состоянии.

Данная стройка не раз становилась объектом критики со стороны главы государства. Александр Лукашенко в течение 2021 и 2022 годов призывал к принятию активных мер как ответственных за проект лиц, так и руководство города: «Хотелось бы наконец услышать от председателя горисполкома. Мы что, дальше будем терпеть этот газпромовский забор в центре Минска? Они же просили: дайте нам кусок земли, мы хотим построить красивое здание. Где это здание?». На сегодняшний день инвестпроект продлен до 2027 года

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№27-2023)

Читайте также