В Белорусском союзе архитекторов 15 апреля в рамках программы мероприятий, посвященных празднованию 90-летия БСА, прошел мастер-класс выдающегося профессионала на архитектурном Олимпе — члена-корреспондента Международной Академии архитектуры, советника Российской академии архитектуры и строительных наук, лауреата многочисленных архитектурных премий, в том числе премии «Хрустальный Дедал» (2013 г.), премии мэра Москвы (2015 г.), основателя и творческого руководителя архитектурного бюро ASADOV Александра АСАДОВА. Мастер представляет взгляд на архитектуру, прежде всего, как на профессию, объединяющую множество судеб и историй в каждом из проектов.
Архитектурные критики называют его пионером российского деконструктивизма и хай-тека. Александр Рафаилович выделяется среди коллег своим многогранным талантом. Прежде всего, он — глава известной архитектурной семьи. Его супруга также успешно работает в этой сфере. А сыновья, Андрей и Никита, уже хорошо известны в московском архитектурном сообществе, они подхватили дело, начатое отцом. И, что немаловажно, Александр Асадов продолжает активно работать и воплощать в жизнь архитектурные шедевры и раскрывать невероятные грани творческой профессии.
— С Республикой Беларусь у меня связаны самые теплые и яркие воспоминания. В 1968 году я поступил в Брестский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Проучившись там три года, перевелся в Московский архитектурный институт. Со многими одногруппниками поддерживаем контакты до сих пор, — отмечает Александр Асадов.
Архитектор на протяжении всей своей карьеры демонстрирует неугасаемый творческий потенциал. Вместо стандартного российского стенда на «Экспо-2010» в Шанхае, он предложил концепцию парящего отеля. В Киеве, на берегу Днепра, разработал проект моста, напоминающего крылья ангела. А задолго до того, как многоэтажные здания высотой в сотни метров стали привычным явлением в Азии — в Тайбэе, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах — он, вместе с командой единомышленников, обдумывал проект километровой башни-небоскреба. Этот замысел так и не был воплощен в жизнь, однако, по мнению автора, он оказал значительное влияние на развитие архитектурной мысли. Узнаваемый почерк архитектора характеризуется его творческим кредо: «Хороший проект можно выразить одной линией». Лаконичность, выразительность и неординарность — так критики характеризуют мастерство архитектора Асадова и его команды.
Среди знаменитых объектов архитектурного бюро ASADOV — реконструкция библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева в Москве, которая располагается в усадьбе XVII–XIX веков (библиотека основана в 1883 году на средства знаменитой меценатки Варвары Морозовой в память о Тургеневе). В проекте филигранно совмещены современная архитектура и палаты XVII века. Тактичное вкрапление современной архитектуры в виде пристроек и надстроек позволило, сохранив характер и масштаб здания, существенно увеличить полезную площадь. Существующая планировочная структура дополнилась вместительным книгохранилищем, двухсветным атриумом, башней и романтичным залом в мансарде. Сочетание восстановленных элементов с новой архитектурой, грамотный подход к требованиям библиотечной практики делает «Тургеневку» эталоном бережной работы с культурным наследием города. Гениален проект и тем, что архитекторам удалось создать удивительную пространственно-историческую «машину времени» — зал пяти веков. В одной точке оказались фрагменты стен самых разных веков. Это владения XVII века, фрагменты от пристроенного дома XVIII века, стены XIX века, следы перестроек и реконструкций XX столетия и заключительная часть — в XXI веке объект преобразовался в современный комплекс тургеневской библиотеки.
Потрясает великолепием и продуманным до мелочей функционалом парк «Зарядье» в Москве. Работа выполнялась по концепции консорциума во главе с нью-йоркским архитектурным бюро DillerScofidio + Renfro, ландшафтными архитекторами из Hargreaves Associates (Нью-Йорк) и московскими урбанистами из Citymakers. Здание консерватории с «зеленой» крышей накрыто стеклянной «корой» из солнечных батарей размером почти с гектар. Созданы невероятный Парящий мост без опор, с которого открываются прекрасные виды на Кремль и Москва-реку, ледяная пещера, флорариум, подземный музей, информационный павильон из QR-кодов, медиацентр, рестораны с открытыми верандами. В основу проекта лег принцип природного урбанизма — создание комфортной городской среды, единение природы и города. Это общая мировая тенденция, своего рода современный ибридный ландшафт, где естественное и построенное создают новый тип общественного пространства. В марте 2019 г. парк у Кремля получил специальный приз жюри на международной выставке по недвижимости в Каннах.
— Талант архитектора и его главная удача — найти образ, несущий многие смыслы, но не кричащий о них, а лишь намекающий внимательному зрителю на их наличие, позволяя ему самому считывать эмоциональные и художественные подсказки в архитектуре здания. В каждом проекте должен быть «сгусток энергии» — это определенная квинтэссенция, некая точка равновесия, точка начала композиции или идея. Этому меня научил Андрей Меерсон, в свое время он был самым популярным московским архитектором. Здесь можно вспомнить его микрорайон Лебедь, знаменитый московский «Дом на Беговой», он же — «дом-расческа», для которого автор разработал уникальную и изящную систему панельных стыков, — подчеркивает архитектор.
Бесспорные хиты в творческом портфолио бюро ASADOV — космические аэропорты (всего разработано 30 проектов аэрокомплексов). Построенные аэропорты «Гагарин» в Саратове и новый терминал воздушной гавани Перми сочетают выверенную планировочную структуру и авторские решения — архитектурные и дизайнерские, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда страны СССР шли в светлое будущее и космос был частью жизни каждого. Интересно, что два реализованных проекта — саратовский и пермский — представляют собой почти полярные подходы к решению одной задачи. В Перми использован прием буквальной визуализации образа золотого крыла или крылатого ангела из местного музея, а в Саратове архитектурное решение более пластически сдержанное, лишь обозначает тему полета (фасад выполнен в образе «космической» волны, которая перекликается и с другими символами региона — рекой Волгой, а также знаменитой саратовской гармошкой). Одной из ярчайших воздушных гаваней России стал аэропортна родине человека, который первым вышел в открытый космос, Алексея Леонова, в Кемерово. Входим в пассажирский терминал и попадаем в космическое пространство: тысячи лампочек-звезд на потолке, круглые люстры-планеты и копия корабля «Восход-2», на котором пленарный летчик-космонавт совершил свой выход. Ключевой элемент фасада — выносной козырек, накрывающий зону главного входа. Он выполнен из фальцевого металла, который напоминает материал космического корабля и эффектно контрастирует со стеклянной оболочкой здания. Треугольный проем в козырьке похож на букву Л, которая вместе с остальными буквами образует слово «Леонов».
Архитектурой можно вылечить. И это отлично доказывает еще один реализованный в Москве проект бюро ASADOV — корпус ядерной медицины в составе Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Комплекс состоит из медицинских корпусов, поликлиники и гостиничного блока.
— На нетипичную для учреждений здравоохранения архитектурную концепцию нас вдохновили врачи — неравнодушные и творческие люди. Они попросили создать здание, ничем не напоминающее угрюмую больничную архитектуру, ведь в нем будут жить уже выздоравливающие дети. Так появилось фасадное решение из нескольких ярких объемов, словно сложенных из разноцветных кубиков. Мы назвали башню «дерево жизни». По планировочной структуре — это много маленьких квартир, где ребята после тяжелой долгой борьбы за жизнь восстанавливаются, — рассказываетруководитель авторского коллектива архитектор Александр Асадов.
Архитектурные грани
Александр Асадов убежден: если в проекте (архитектурной идее) присутствует новизна и тонкий авторский замысел, а это единственная неизменная ценность, он выживает и сохраняется на века.
— Мне посчастливилось застать людей, которые сто лет назад уже проектировали и строили. Я говорю о преподавателях архитектурного института. Сегодня мы находимся где-то в середине творческой профессии и охватываем примерно 200 лет нашего ремесла. Коллеги, когда вы трудитесь, решаете сложные творческие повседневные задачи, подумайте о том, что в нашем деле время непрерывно, и о том, что вы в этой цепочке. Я восхищаюсь непрерывностью нашей профессии. Времена бывают разные, но важно быть оптимистами и верить в архитектуру,— акцентирует внимание мастер архитектуры.
Архитектура — профессия «взрослая». Многочисленные примеры из истории показывают: к 60 годам у архитектора начинается вторая творческая молодость, открывается второе дыхание.
— С возрастом расширяется кругозор, накапливается опыт и арсенал творческих инструментов, возможностей. Важно быть открытыми к новому, быть новаторами. Это то, что дает свободу. Напитывает оптимизмом и пониманием того, что результаты нашей работы будут жить долго, — убежденАлександр Рафаилович.
Так, величайший американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт лучшие произведения создал после того, как ему исполнилось 60 лет, и работал до 92 лет. В 1937 году был построен знаменитый «Дом над водопадом», который стал одной из визитных карточек 60-летнего зодчего. Знаковым проектом для Райта оказался и музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проектирование и возведение необычного здания заняли около 16 лет. В итоге для посетителей здание открылось уже после смерти мастера в 1959 году.
Важное правило для архитектора: уметь убеждать.
— Может показаться удивительным, но это важный момент в защите проекта и в общении с заказчиком — архитектор отстаивает, как бы, не свое, а нечто ниспосланное свыше. Бывает, что я так и говорю заказчику: мне это приснилось, то есть посыл был получен из сфер куда более высоких, чем архитектор и заказчик, — отметил Александр Рафаилович. — Обратился к примерам из истории архитектуры. «Летящий» над скалами и потоками воды дом — классика архитектуры модернизма, одна из самых знаменитых построек XX века и определенно лучшая работа Фрэнка Ллойда Райта. Всю жизнь он стремился к «органической» архитектуре, которая сливается с окружающей средой. И только здесь, на водопадах Медвежьего ручья, ему удалось полностью осуществить задуманное. Хозяин дома коммерсант Эдгар Кауфманн принял проект восторженно и скептически одновременно. Архитектору удалось найти компромисс и проект, который сегодня является туристической Меккой Пенсильвании, был реализован.
Второе правило от архитектора Асадова: относиться к серьезным занятиям как к игре. Когда играете в архитектуру, вы раскрепощены, вы достигаете уровня свободы, который позволяет придумать и сделать что-то новое. Но вы должны заразить всех этой игрой и убедить в правильности творческих решений. Третье правило: презентация проекта. Архитектор должен придумать такую сказку, которую невозможно будет отклонить. Учимся у мэтров. Так, 16 октября 1956 г.
88-летний Фрэнк Ллойд Райт провел пресс-конференцию в чикагском отеле Sherman на 1,7 тыс. номеров. Самому знаменитому архитектору Америки нужна была по-настоящему большая площадка, чтобы представить свой «Иллинойс» — проект более чем полуторакилометрового в высоту 528-этажного небоскреба c 56 лифтами на атомной энергии, оснащенного гаражом на 15 тыс. машин и сдвоенной площадкой на 100 вертолетов. Зная, чем привлечь журналистов, Райт при помощи фототехники увеличил почти трехметровый чертеж башни, который и сам по себе был весьма впечатляющим — 6,7 м. Он мыслил не только масштабно, но и радикально. Может показаться странным, но проект «Иллинойса» был неразрывно связан с убежденностью Райта в том, что современный город — «чудовищное, расползающееся создание, которое необходимо обуздать». В идеале город размером с Чикаго можно было бы уместить в нескольких высоченных небоскребах, окруженных бурной растительностью вместо улиц. Природа с большой буквы П была для Райта почти предметом культа. «Иллинойс» задумывался как средство защитить природу, уплотнив и ограничив современный город.
— Сегодня в Саудовской Аравии строится самый высокий небоскреб мира — «Джидда-Тауэр». Его проектирует архитектор Адриан Смит, автор «Бурдж-Халифы» в Дубае. Высота небоскреба «Джидда-Тауэр» должна составить 1008,2 метра, но это не точное значение, окончательные цифры сами инженеры узнают в процессе. Глядя на этот проект, у меня полное ощущение, что архитектор реализует райтовскую идею. Фрэнк Ллойд Райт задал тогда мощный творческий импульс, который спустя десятилетия так действует на архитектурное сознание, что идея пошла в реализацию, — подчеркивает архитектор.
Вдохновляют многих творческие задумки Антонио Гауди. Один раз увидев здание, спроектированное этим «гением места», вы запомните его стиль навсегда. Отсутствие прямых линий, красочные мозаики, игра света и цвета, исключительное внимание к деталям — результат потрясающий. Так, Храм Святого Семейства (Sagrada Famíliа) остается самым знаменитым и противоречивым творением Гауди. Проект Антонио Гауди дал такой импульс, что здание продолжает строиться и сегодня (работы ведутся уже почти 140 лет), профессионалы съезжаются со всего мира, чтобы как волонтеры продолжить возводить это шедевр. Храм также приобрел звание самого известного долгостроя в мире. Финансирование происходит только за счет пожертвований прихожан. Также завершение проекта задерживает сложность изготовления каменных блоков. Кроме того, во время гражданской войны в Испании в июле 1936 года вся мастерская Гауди сгорела вместе с его макетами и эскизами. Они были частично восстановлены в 1939–1949 годах, и по этим моделям, в которых сохранился изначальный замысел архитектора, продолжилось дальнейшее строительство.
По убеждению Александра Рафаиловича, архитектор, который по роду своей профессии «творит вертикально», выступает в роли связующего звена между небесным и земным, духовным и материальным мирами. Процесс осмысления и рождения, то есть творчества, постоянно крутится в голове, даже если у архитектора в этот момент нет реальной работы. Если человек действительно хочет стать архитектором, то ему придется забыть про разделение времени на рабочее и не рабочее. Даже во время сна.
— Мой личный опыт и ряда моих коллег и учителей показал, что архитектура, как таблица Менделеева, способна сниться. Если вы искренне мучаетесь над задачей, то вам просто приходят ответы. Архитекторы-коллеги — вы счастливые люди. У вас лучшая в мире профессия. На земном шаре тысячи профессий и специальностей. Но большинство из них функционирует в том, что было создано архитектором. Это безумно приятно осознавать. Помните, что все лучшее в профессии всю жизнь у вас будет впереди, — акцентирует внимание архитектор.
Татьяна САВИЧ