В рамках совместного проекта «Республиканской строительной газеты» и инспекции Госстройнадзора по г. Минску открываем страницы летописи возведения культовых сооружений столицы. Наша цель — рассказать о судьбе уникальных объектов, профессионализме специалистов стройотрасли и огромном труде, который вкладывают в возведение (преображение) храмов священнослужители и прихожане. Отправляемся в новое путешествие по храмам Минска в сопровождении начальника инспекции Госстройнадзора по г. Минску Ирины КОЛЕСНИКОВОЙ и инспектора Татьяны КОВАЛЕНКО.
Храм дружбы
В 2025 году на карте Беларуси, богатой историческими храмами и монастырями, засиял новый архитектурный шедевр — первая на территории страны Армянская апостольская Православная церковь Святого Григория Просветителя. Чин освящения храма, духовного
и культурного центра армянской диаспоры, провел 18 мая Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Это событие знаковое в истории белорусского государства и выходит далеко за рамки исключительно религиозного значения. Такими объектами мы наглядно говорим о многонациональном характере белорусского общества, его приверженности принципам межконфессиональной толерантности и свободы вероисповедания.

Впечатляющий религиозный ансамбль, который включает в себя церковь и Приходской дом, заметно выделяется на фоне сложившейся застройки ул. Филимонова благодаря яркому и самобытному национальному облику. Особое звучание зданиям придает яркий фасад, облицованный армянским оранжевым туфом вулканической породы. Эскизный проект архитектора Самвела Макяна гармонично сочетает традиционные элементы армянского храмового зодчества и современные тенденции. Важно отметить, что строительство комплекса стало результатом совместных усилий армянских и белорусских специалистов. По конструктивному исполнению храм схож со многими культовыми объектами армянского народа, в частности, с церковью Сурб Рештакапетац (Святых Архангелов) в г. Канаш (Чувашия). Несколько уйти от типового решения помогло желание заказчика интегрировать колокольню в корпус здания. Такая мера применена исходя из ограничений по площади застройки. Но, как показала практика, звонница работает без ущерба для акустических свойств и эстетической целостности церкви.
С особой гордостью об истории строительства храма, жемчужины комплекса, рассказывает Роберт ГЕВОРКЯН, активный участник всего строительного процесса, человек, чье имя неразрывно связано с грандиозным начинанием. Такая эмоциональность совершенно понятна и объяснима. Для Роберта Арташевича, инженера по образованию, это не очередной объект в профессиональном портфолио, а возможность выразить искреннюю благодарность белорусам за гостеприимство, радушие и душевность. В Минск он, выпускник Тбилисского политехнического института, приехал еще в сентябре 1992 года по приглашению родного дяди Левона Казаровича Егояна, основателя армянского землячества в Минске (с 1992 по 1994 год был административным директором Минского молодежного театра). Изначально планировалось остаться ненадолго, однако судьба распорядилась иначе: Беларусь стала для него вторым домом, а белорусы — друзьями и близкими людьми. Здесь он встретил свою супругу, вместе они воспитали прекрасных детей: дочь Рипсиме (известная во всем мире скульптор, преподаватель кафедры искусств и средового дизайна БГУ), сына Ваагна(преподаватель английского языка в УО «Минский государственный лингвистический университет»). Роберт Арташевич немало сделал для белорусского народа, принимал участие в строительстве ряда знаковых объектов, включая реконструкцию исторических зданий и возведение современных жилых комплексов. Но об этом объекте он говорит как-то по-особенному тепло.
— Белорусский народ фантастический — с душой и большим сердцем. Это проявляется во всем: от улыбок на лицах прохожих до открытых дверей храмов. Белорусы нас, армян, встретили как родных. Их искреннее желание протянуть руку помощи тому, кто нуждается, вызывает глубокое чувство восхищения и благодарности. Говорю об этом не просто так, а основываясь на личном опыте. Более трех десятилетий моя судьба неразрывно связана с Беларусью. Везде, где довелось трудиться, встречал исключительно замечательных людей. Это не просто коллеги, а настоящие товарищи, готовые поддержать словом и делом в любой момент, — рассказывает Роберт. — В процессе работы мы старались максимально точно воплотить замысел архитектора и не утратить индивидуальный стиль армянской архитектурной традиции. Конечно же, использовали и современные технологии строительства. Так, чтобы уберечь армянский туф (что было необходимо в связи с особенностями белорусского климата), на фасаде были использованы специализированные немецкие герметики. Нам очень помогли коллеги-белорусы, их профессионализм и опыт позволили преодолеть множество технических сложностей и обеспечить высокое качество строительства.
Символы
Сердцем культурно-религиозного ансамбля является армянский хачкар (крест-камень). Он не только украшает территорию, но и несет важные духовные смыслы. Такие уникальные произведения монументального искусства есть почти в каждом уголке армянского мира. Главная их миссия — установить связь с Богом. Каждый элемент на скульптурах символичен.
— В культуре каждого народа есть неповторимые символы. Для Армении такими символами являются хачкары (с армянского «хач» означает крест, а «кар» — камень). Это каменные скульптуры с изображением креста — подчеркивает Роберт Арташевич. — История возникновения хачкаров уходит на много лет назад, и связана она с принятием христианства в 301 году. Именно после этого важнейшего исторического события в Армении стали разрушать различные памятники язычества и на их месте устанавливать деревянные кресты как символ христианства. Но поскольку противники новой религии стали их сжигать, деревянные кресты заменили на каменные. Постепенно искусство изготовления крест-камней стало активно развиваться и достигло высочайшего мастерства. Работа мастеров стала настолько ювелирной и утонченной, что порой для создания узора специальный резец по камню заменяют на иглу. Хачкары устанавливают по разным поводам: в качестве мемориальных сооружений в память о строительстве нового храма или же победе в бою.
Двигаемся дальше. Роберт, приветливо улыбаясь, приглашает войти в храм. За массивной, украшенной резными орнаментами дубовой дверью, отделанной бронзовыми элементами, открывается роскошное убранство интерьера. Каждая деталь восхищает великолепием и смысловой нагрузкой. Все подчеркивает величие солнечной Армении, ее богатую культуру и духовные традиции. Преобладание теплых оттенков дерева в сочетании с натуральным природным камнем травертином создает атмосферу необычайного уюта и возвышенности, располагающую к молитве и размышлению. Ключевым элементом храма является алтарная часть, выполненная из белого греческого мрамора высочайшего качества. Однако это еще не все сокровища. Есть и то, что скрыто от поверхностного взгляда. Внутри церковь словно опоясана шестнадцатью небольшими крестами. Именно в этих точках, тщательно выбранных архитектором и священнослужителями, в фундамент здания заложили освященные гранитные кресты толщиной 20 мм. Число — шестнадцать — имеет глубокое символическое значение в Армянской апостольской церкви. Оно представляет собой сложное единение: двенадцать апостолов, три евангелиста (Матфей, Марк и Лука) и святой Григорий Просветитель, креститель Армении, чья деятельность стала основой христианства в стране. По легенде, гранитные кресты наделены особой силой и служат защитой храма от злых сил и бедствий.
Инновации в сердце веры
Впечатления не заканчиваются… Несмотря на богатейшую тысячелетнюю историю, крепкие традиции в вопросах богослужения и духовных ценностей Армянская апостольская церковь демонстрирует удивительную открытость к современным технологиям. К диалогу подключился Гайк КАРАХАНЯН— инженер, представитель армянской диаспоры в Беларуси и настоящий поклонник технического прогресса. Гайк Сейранович убежден: инновации гармонично сочетаются с традициями Армянской церкви, более того, способствуют духовному развитию и укреплению связей между поколениями.
— У нас высокотехнологический объект, здесь всё управляется дистанционным пультом. Фактически храм, как сложный механизм, находится в наших руках: мы можем благодаря специальным программам, установленным на мобильный телефон, регулировать и контролировать множество параметров. Это системы безопасности, автоматическое управление окнами (позволяет легко проветривать помещение, поддерживая оптимальный микроклимат внутри), дистанционное регулирование занавеса перед алтарем и многое другое. На данный момент разрабатываем проект, направленный на устранение возможной протечки воды — это комплекс мер, включающий установку датчиков утечек и разработку плана действий в случае обнаружения неисправности и т. п., — знакомит с ноу-хау Гайк Сейранович.
Если не сказать об акустике храма, значит, ничего не сказать. За идеальную звуковую атмосферу отвечает специальное оборудование: высококачественные динамики, мощные усилители, чувствительные микрофоны. Внедрена система внешней акустики — динамики выведены за пределы здания, что позволяет прихожанам слышать молитву, находясь вне храма. Неотъемлемой частью акустической инфраструктуры является современный орган.
Техническое чудо — это, конечно же, система автоматизированного колокольного звона. Достаточно одного нажатия на экран смартфона, подключенного к системе через Wi-Fi, и звучит мелодичный колокольный звон. Программа позволяет воспроизводить звон колоколов для всех церковных служб: от утренней литургии до вечерних молитв. Более того, ее можно запрограммировать на любое время суток, как будильник. Также можно выбрать силу и длительность удара колокола. По качеству исполнения мелодий автоматика не уступает опытному звонарю, подчеркивает Гайк. При этом сохранена возможность ручного звона.
Второй знаковый объект комплекса — Приходской дом. Это не просто административное здание, а полноценный центр общественной жизни общины. Здесь располагается резиденция священнослужителя и воскресная школа. В специально оборудованном помещении оттачивают азы армянского фольклорного и современного танцевального искусства участники ансамбля «Эребуни» (существует в Минске с 1998 года под руководством Рузанны Георгиевны Аванесян). Благодаря поддержке правительства Беларуси и под покровительством Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь коллектив выступает на знаковых государственных мероприятиях. Интересно, что Роберт Арташевич был одним из первых танцоров коллектива «Эребуни». Сегодня это хобби с радостью подхватил и его сын, который также является участником ансамбля.
По мнению наших собеседников, такие объекты укрепляют дружбу между различными конфессиями и национальностями Беларуси.
— Нам очень важно, чтобы белорусы знали, что Армянский храм — это тоже их дом. Долгие годы мы пользовались вашим домом, ощущая поддержку и уважение. Теперь рады видеть вас здесь, в стенах нашего комплекса. Это Армянский Православный храм, да, но двери его открыты для всех братьев-белорусов, желающих прикоснуться к духовности, искусству и провести время в атмосфере добра и взаимопонимания, — резюмировалГайк Сейранович.
Армянская святая апостольская Православная церковь — это автокефальная национальная Православная церковь, одна из древнейших в мире. В начале четвертого века нашей эры, в 301 году, произошло знаменательное событие: Армения стала первым государством на планете, официально провозгласившим христианство государственной религией. Этот поворотный момент был обусловлен неустанной проповеднической деятельностью величайшего общехристианского святого, первого армянского патриарха Св. Григория Просветителя (Григора Лусаворича) и волей царя Трдата III Великого, который сам принял крещение. Легенды гласят о чудесах, сопутствующих деятельности Св. Григория, и его упорной борьбе за распространение новой веры среди населения.
Татьяна САВИЧ, фото Елены КАЗЛОВСКОЙ