В чем сила, Брест?

Автор: Татьяна Савич
Рубрика:
брест

Древний Берестье, имперский Брест-Литовск, героический Брест, город над Бугом… Как еще только не называют этот уникальный город, отметивший в прошлом году строительным бумом и насыщенной культурной программой тысячелетие. Город продолжает активно развиваться и сегодня, становясь площадкой для опробования новых подходов в формировании городской среды. Словно победные сводки с фронта приходят строительные вести из Бреста: сдана кольцевая развязка на Западном обходе, закладывается новый микрорайон, прорывные проекты по озеленению и многое другое. Важно: тут стремятся не просто выполнить градостроительные планы, а в каждый объект привнести свои «фишки». В фокусе проектных решений человек, создание комфортных условий для жизни брестчан. Словом, областной центр уверенно претендует на новые лавры: «Город-сказка, город-мечта».

О современных тенденциях в городском планировании корреспонденту «РСГ» рассказал главный архитектор Бреста Николай ВЛАСЮК.

брест

брест

Зеленые перспективы

Настольной книгой для градостроителей и руководством в работе с инвесторами стала «Стратегия пространственного развития Брест-2050». Наряду с генпланом города и детальным планом исторического центра она определяет основные векторы развития. Это уникальный документ городского планирования, который рождался не в кабинетах, а в умах самих жителей. Аналогичные стратегии есть в Вене, Стокгольме, Белостоке, Киеве, Санкт-Петербурге и др. Это не только тренд сегодняшнего дня, современный подход, а просто необходимость.

До решения судьбы города были проведены общественные обсуждения. Отвечая на вопросы анкеты, брестчане четко дали понять, что хотят видеть Брест зеленым, современным, велосипедным, гостеприимным, историческим, экологически чистым. Приоритетные объекты: парки, больницы, концертный зал, аквапарк, места отдыха, детские сады и школы.

 По итогам анкетирования мы составили SWOT-анализ, на основе которого разработали стратегию, включающую виденье города на перспективу. Словом, предложенная концепция — не что иное, как ответ власти на запрос жителей. Результаты общественного обсуждения вошли в Генеральный план г. Бреста с расчетным сроком до 2030 г., который утвердил Президент в 2019 году объяснил Николай Николаевич. — Считаю, нам удалось реализовать европейский подход, когда генплан не диктуют сверху, не навязывают, а непосредственно жители решают, каким стать городу.

Городу-саду быть! Активно продвигается в стратегии идея зеленого каркаса города. Не раз подчеркивалось, что Брест  южная столица Беларуси, где можно реализовать весь потенциал теплого климата, высаживать растения с южным колоритом. Деревья и цветы здесь распускаются на две недели раньше, чем, например, в Минске. Город находится в одной климатической зоне с Прагой, Варшавой. Этот бренд намерены продвигать и дальше. Многое уже сделано в центре: благоустроены набережная, сквер Брестской библии, произведена реновация Городского сада, бульвара Космонавтов, крепости-героя, заложили большой парк Тысячелетия и др.

Основной проект по озеленению к концу года разработает РУП «БелНИИПградостроительства». Документ определит границы существующих зеленых территорий общего пользования: бульваров, набережной, скверов, парков, лесопарков. Также будут прорисованы перспективные экозоны. Такие схемы разработаны для других городов республики и стали обязательными с принятием новой редакции Закона «О растительном мире».

— Количество зеленых насаждений мы увеличили в разы. Если в 2014 году высаживали порядка 3 тыс. деревьев, то сегодня — 20 тыс. Город не берет денежную компенсацию за вырубку деревьев с застройщика, а предлагает «рассчитаться» новыми посадками. Условно, за одно вырубленное дерево он должен на городской земле посадить три. Честно, уже не успеваем выделять площадки и думаем, как в будущем обслуживать активно развивающейся зеленый «бум», — рассказывает архитектор.

Стратегия зеленого каркаса выстраивает четкую иерархию водно-зеленого диаметра (пойма реки Мухавец) и трех зеленых колец. Малое кольцо исторического центра свяжет парк Первого Мая, бульвары Мицкевича, Космонавтов и Шевченко, набережную, которая увеличилась за последние пять лет в три раза. Кстати, в планах протянуть набережную до Брестской крепости. Второе кольцо — форты и фортификационные сооружения вместе с существующими рекреационными зонами. По генплану там разместятся места отдыха спальных районов и туристические объекты. Третье внешнее кольцо расположилось вокруг объездных дорог и поймы реки Лесная.

Жилые районы задумано соединить зелеными коридорами с рекреационными зонами и водно-зеленым диаметром. Это позволит создать единый непрерывный каркас и выстроить логистику между микрорайонами. Таким образом, Брест приблизится к реализации идеи о городе-саде, которая была заложена при переносе его из крепости в XIX веке (перпендикулярные бульвары и парки) и повторно озвучена в 1930-е годы польским архитектором Ю. Лисецким при строительстве колоний Тартак и Нарутовича, примыкающих к городскому парку.

— Современная идея зеленого каркаса дает возможность на велосипеде проехать весь город по велодорожке, не пересекая большие магистрали. Раньше инфраструктурные проекты назывались, к примеру, «Строительство улицы», «Строительство дорожной сети», но не «Строительство велоинфраструктуры и пешеходной связи». Автомобиль долгое время в градостроительных документах был на первом месте. Есть бюджет — сделаем с велодорожкой, нет — это первый пункт, который «урежут» из проекта. Стратегия пространственного развития ситуацию меняет. Мы начали думать не просто о людях, а о конкретных жителях конкретного города, — считает архитектор.

 

Ретро-прогулки

Значительной градостроительной победой для всей республики является возрождение исторического места отдыха — Городского сада. Сегодня территория бывшего ятвяжского капища в буквальном смысле вновь распускается вблизи набережной реки Мухавец и становится центром притяжения жителей, гостей города. Воссоздали его в стиле ретро по архивным фотографиям. Интересна история местности: сад тут заложили еще в 30-е годы позапрошлого века, когда на новом месте начал строиться новый город Брест-Литовск, в двух километрах восточнее от возводимой Брест-Литовской крепости. Первоначально зеленый уголок назывался «Казенный сад». Власть Брест-Литовска хотела увековечить древний памятник истории — огромный курган (остаток древнего языческо-литовского, или ятвяжского, капища богини Мажанны, упоминаемой до сих пор в песнях и легендах). В сохранившихся воспоминаниях жителя Брест-Литовска, исторический сад создавал впечатление Амазонии: разнообразные деревья, кустарники, цветы акаций, сирени, жасмина, пионов и диких роз. В начале ХХ века на его территории была найдена целебная вода, и он получил новый виток развития. В 1920-х годах его называли Парк Вольности. С приходом в город советской власти переименовали в парк Свободы, в конце 1940-х годов и вовсе закрыли.

— Возрождение Городского сада стало сенсацией. Сюда хлынул поток людей. Климат Бреста позволят высаживать растения с южным колоритом. Здесь появилась алея платанов (более 60 деревьев посажены многодетными семьями), павловнии, катальпы, тюльпановые деревья, возле реки около 50 магнолий, вечнозеленый самшит и тисс. Как японцы ходят смотреть на цветущую сакуру, так и брестчане любуются распускающимися цветами. Это станет нашим достоянием, — уверен архитектор.  

«Как дорог край березовый …»

Насыщение городской инфраструктуры частными инициативами — еще одна «изюминка» тысячелетнего Бреста. Интересный проект сегодня реализовывается в возрождающемся Городском саду. Здесь устанавливают скамейки с именными табличками. Их размещают вдоль новой аллеи, которая ведет от центрального валуна к набережной реки Мухавец. «Добрым людям с добрыми пожеланиями»  такую надпись увековечила советник консульства Казахстана в Бресте Марина Давидовская. Появилась именная скамья известного земляка, композитора Эдуарда Ханка со словами: «Как дорог край березовый в малиновой заре. Народный артист Беларуси Эдуард Ханок».

брестБрест славен фонарями. Здесь есть сквер фонарей под открытым небом, где доживают свой век старые городские «светила», а также знаменитая Аллея кованых фонарей. Каждый фонарь на ней  отдельный арт-объект: скульптуры пожарника, торговца, кузнеца, чистильщика обуви. Тематика некоторых из них гоголевская (бульвар им. Гоголя): «Птица-тройка», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души». Но самая главная «фишка»  фонарщик (единственный в Беларуси), который каждый вечер зажигает керосиновые фонари на главной пешеходной улице города  Советской. Это очень яркое зрелище, которое любят дети и которому рукоплещут горожане, туристы.

«В названиях улиц — история города» проект, победивший в конкурсе к 1000-летию города в номинации «Брест исторический», стал долгожданной городской достопримечательностью. Это составная часть нового единого дизайн-кода Бреста. Был изучен опыт других городов, наработки известных дизайнеров. Подключились к работе и студенты Брестского государственного технического университета по специальности «Архитектурный дизайн». Идея заключается в том, что названия улиц (разного периода) исторического центра размещают на специальных информационных досках. Надписи нанесены разным шрифтом, характерным для исторического периода. На табличке также можно увидеть название «43 квартал», поскольку тут раньше была квартальная нумерация, которая объединяла несколько улиц. Интересно, что письма можно было отправлять не по названию улицы, а по номеру квартала и по фамилии.

— Подходы по проектированию городской среды меняются. В 1950-70-х годах жители массово переселялись из деревень в города, где градообразующими объектами были промзоны и предприятия. По ситуации формировалась и архитектура. Нужно начинать движение от индустриального города к постиндустриальному, творческому, умному городу, создавать условия для привлечения IT-технологий, формировать качественную, доступную, экологически чистую городскую среду, — считает Николай Николаевич. — Сегодня не страны конкурируют за интеллектуальные человеческие ресурсы, а уже города. Если мы посмотрим, например, на Германию, то там нет такого, что все едут в Берлин. Каждый немецкий город имеет свою «фишку». А у нас Минск — магнит. Ситуацию необходимо менять. Об этом говорит и государственная политика, направленная на развитие малых городов, поиск своих собственных брэндов.

 

Новая-старая башня

На заметку любителям старины: новую жизнь вдохнут в водонапорную башню Бреста 1954 года постройки, расположенную в районе старого автовокзала. Объект приобрела с аукциона минская компания, которая планирует здесь реализовать амбициозный проект. Архитектурная концепция, одобренная на градостроительном совете, предполагает, что башня сама по себе остается доминантой, а вокруг нее формируются зоны для объектов различного назначения. Здесь планируются кафе, торговые и административные помещения, соорудят пристройку в три этажа. К слову, подобный опыт реконструкции старых объектов водоснабжения в Беларуси уже есть. Например, в Бобруйске с 2003 года в отреставрированной водонапорной башне функционирует ресторан-бар.

В перспективе водонапорная башня отлично впишется в активный общественный центр городского значения. Объект находится в границах исторического центра города, являющегося памятником градостроительства. В непосредственной близости старый автовокзал, территорию которого намерены реконструировать. В результате город получит многофункциональное пространство, которое станет очередной «изюминкой».

Тренды микрорайонов

Активно возводится в Бресте и жилье. Здесь борются за квартальную, среднеэтажную застройку районов. Первые победы уже есть: в новых панельных домах предусмотрена комфортная безбарьерная среда без пандусов лифт до нулевого этажа. Человек с улицы попадает в подъезд и на лифте поднимается на уровень первого этажа. Интересный проект реализовывает «Брестжилстрой»  четырехэтажный энергоэффективный, умный дом.

— Проблема спальных микрорайонов республики актуальна и для Бреста. Мы не можем сломать советский стереотип проектирования. Да, есть единичные прорывные проекты. В новых микрорайонах мы уже делаем безопасные кварталы, в жилых домах предусматриваем вход через парадный подъезд, а также через двор. Вход со двора — безопасный для детей и жильцов. Снижаем и этажность. Переходить на современные подходы проектирования жилой застройки необходимо активнее. Она должна быть не монофункциональной, а многофункциональной, — убежден Николай Власюк.

Очередной подарок брестчанам новый микрорайон в северо-западной части города, между улицей Лейтенанта Рябцева и промышленной зоной железной дороги. Проект квартала жилой застройки, разработанный специалистами ОАО «Полесьежилстрой», презентовали в СМИ. Как сообщил журналистам заместитель генерального директора областного управления капитального строительства Анатолий КУПРАШ, в районе новой застройки планируют возвести 180 тыс. м2 жилья, это около 20 многоквартирных домов. Они будут различной высоты, в том числе в 5, 11 и 16 этажей. Сейчас на строительной площадке прокладывают инженерные коммуникации. Начало строительства первого 187-квартирного дома намечено на июль, второй многоэтажки на 143 квартиры  на сентябрь. Их введут в эксплуатацию в 2021 году. В перспективе предусмотрено строительство торговых комплексов, кафе, бани, двух детских садиков на 160 мест каждый, поликлиники. Жилье появится на территории бывшей военной части. Проект стал возможен после открытия к тысячелетию города Западного обхода, который разгрузил центральные улицы, избавил горожан от очередей на железнодорожных переездах и соединил два пункта пропуска — «Варшавский мост» и «Козловичи». Ранее подъезд к осваиваемым землям был затруднен, надо было отстоять на трех-четырех переездах. Теперь от строящегося района до центра можно добраться за семь минут.

Архитектор считает, чтобы перспективные территории не пустовали, подтягивались туристы, необходимо каждый населенный пункт нашей малой Родины наполнять своими «изюминками», рекламировать их. Бресту есть куда развиваться и дальше…. Важно, чтобы молодые брестчане оставались жить в родном городе и принимали участие в формировании экономики родного города.

Так в чем сила, Брест? А сила, как говорил герой известного фильма, действительно в правде. В правдивом отношении к родному городу и в искреннем стремлении градостроителей сделать жизнь живущих здесь людей лучше. Пример, достойный подражания.

Добавить комментарий