Тема номера «Архитектурная среда. Объекты торговли и развлечений»
Генезис архитектуры торговли: «рынак – крама – магазін – гіпермаркет»
Сергей Сергачёв
Типологическая цепочка объектов розничной торговли, вынесенная в заголовок статьи, с одной стороны, занимательна как некая игра слов, с другой – отражает множество образов, которые неизбежно вводит в архитектуру обычный буднично-повседневный процесс: кому-то необходимо что-то купить, а кому-то надо что-то продать. Конечно, эта цепочка неполная. Нет универсама, нет торгового центра, нет еще чего-то. Нет даже киоска, которому удается свои витрины придвинуть максимально близко к потенциальному покупателю, чтобы у него появилось больше соблазна и возможностей приобрести газету, журнал с кроссвордами, мороженое или шоколадку. Это разнообразие типологии, которое было реакцией на технологии торговли и в итоге стало следствием развития торгово-денежных отношений¸ начиналось не с объектов объемной архитектуры. Вначале был Рынок в виде достаточно свободного пространства. Появлялся он не в каждом поселении, а в тех, что покрупнее, где покупателей больше. И это присуще не только Беларуси, так было у всех народов и во всех странах.
Цёмныя крамы маляўнічых вуліц: вонкавая рэклама перыяду Belle Époque
Юлія Шэстак
Доўгі шлях развіцця вонкавай рэкламы шчыльна звязаны з гісторыяй гандлю і гарадоў: ад воклічаў вестуноў на плошчах (лат. reclamen – выкрыкваць) і старажытнарымскіх пабеленых і раскратаваных для напісання абвестак муроў – «альбумсаў» – да сучасных прызматронаў і мультывіжынаў. Прымаючы разнастайныя формы, рэклама ў кожную эпоху выкарыстоўвае актуальныя тэхналогіі і матэрыялы, з’яўляецца яскравай праявай часу. У бурлівым гарадскім жыцці ніводны аб’ект стацыянарнага гандлю ці аказання паслугаў не можа абысціся без вонкавай рэкламы, каб заявіць пра сваё існаванне і зацікавіць патэнцыйнага кліента. Спаборніцтва за ўвагу наведвальнікаў з цягам часу праяўляецца ў вялікай колькасці неўзаемаўзгодненых абвестак, што прыводзіць да залішняй стракатасці, навязлівасці і, у выніку, візуальнай дысгармоніі асяроддзя. Апошняе робіцца агрэсіўным да чалавека, раздражняе, заблытвае і стамляе. Апрача таго, рэклама здольная грунтоўна відазмяніць архітэктуру будынкаў. Праблемы такога кшталту дастаткова плённа вырашаюцца ў Мінску, дзе рэгламентуюцца параметры вонкавых стацыянарных сродкаў прапановы тавараў і паслугаў.
Архитектурный дизайн пешеходно-праздничного пространства
Анна Литвинова
Начало XXI столетия в архитектуре Беларуси – это и начало развития архитектурного дизайна в теории, практике, образовании. Термин «архитектурный дизайн» – более точное выражение философии происходящего в современной архитектуре и дизайне. Потому что в этом процессе (теория, практика, образование, творчество) первостепенна архитектура. Ее главная составляющая – пространство (среда), которое определяет все последующее. Нисколько не умаляется роль дизайна. Он тоже важен, но не сиюминутной «модностью», «трендом», а своими инновациями, способностью к более динамичным изменениям. Архитектурный дизайн – это синтез традиций и современности, построенный на принципах архитектурно-пространственного мышления и дизайнерского подхода.
Соответствовать пользе и красоте
Теория накопила достаточно материала, нужного для понимания связей интересов пользователей средой ТРЦ с принципами ее архитектурно-дизайнерского формирования. А практика предлагает множество вариантов решения этих задач. Мы обратились к специалистам, которые имеют определенный опыт в проектировании таких объектов, и поговорили об основных направлениях, доминирующих сегодня в этой сфере, о вопросах, с которыми архитекторы сталкиваются при проектировании.
Дворцы эпохи потребления
Торгово-развлекательные комплексы — типология, которая провоцирует на экстравагантный образ и неожиданные решения. Даже в периоды стагнации, рецессии и прочих видов экономических апатий, девелоперы будут тратить средства, силы и время, чтобы извлекать максимальный доход из человеческих слабостей. Сродни казино, ТК должен быть хорошо виден издали, излучать энергию, быть запоминающимся и как можно более нескромным. Это место отдыха, шопинга, развлечений, общения и вообще времяпрепровождения, где средний класс готов тратить время и деньги.
Рубрика «Наследие»
Экспромт на тему дня: об ответственности и наследии
Реставрация памятника архитектуры – процесс филигранный, и цена ошибки здесь высока. Но самой опасной, пожалуй, является утрата образа. Ведь памятник архитектуры – это не просто материальное воплощение, это особая атмосфера, которую он создает вокруг, аура прошлого, событий, людей, связанных с этим местом. Поэтому важно не просто провести грамотную и бережную реставрацию. Важно, чтобы в новой жизни этот образ сохранялся. Многие специалисты единодушны в том, что одной из проблем сегодняшней ситуации с нашим историко-культурным наследием является коммерциализация памятников. Часто решения, принимаемые с желанием извлечь выгоду, становятся губительны для наследия, а те, кто должен его защищать и охранять от таких решений, следуя букве закона, совсем не соблюдают его дух.
Рубрика “Промышленная архитектура”
Свободная экономическая зона как типологическая единица промышленной архитектуры
Елена Морозова
С начала 2000-х гг. в архитектурно-градостроительную практику Беларуси из смежных областей проник термин – свободная экономическая зона. Термин быстро адаптировался в профессиональной среде, стал активно использоваться в сфере градостроительства, в структурах городского управления. Появились проекты, их красивые, звучные названия, например, «СЭЗ Гомель-Ратон», привлекали архитекторов, инициируя выполнение интересных и масштабных композиционно-пространственных решений. Однако что же свободная экономическая зона все же воплощает в архитектуре? Имея собственный проектный и строительный опыт в республике, сегодня уже можно ответить на этот вопрос или во всяком случае попытаться определить место свободной экономической зоны в архитектурной типологии. Это становится актуальным еще и потому, что мировая практика строительства свободных экономических зон очень разнообразна и единого подхода до сих пор не сложилось, как не сложилось и теоретического осмысления этого феномена в архитектуре.
Рубрика “Архитектурная наука”
Возможности применения ориентационно-навигационных технологий при формировании туристских территорий Минска
Татьяна Богданович
Для Республики Беларусь развитие туризма является значимым направлением социально-экономического развития. Данная статья посвящена исследованию возможностей применения ориентационно-навигационных технологий при формировании туристских территорий Минска. Акцентируется внимание на основном структурно-планировочном звене формируемых туристских территорий — комплексе — и обеспечении в нем удобной ориентации, в том числе с помощью передовых технологий.
Современное благоустройство города
Игорь Малков, Алексей Пузеев
В статье рассмотрены некоторые аспекты современного благоустройства городов на примере Гомеля. Анализируется система водно-зеленого диаметра областного центра. В качестве конкретных примеров решения благоустройства и оздоровления городской среды приведены два проекта скверов-парков, реализованные в последнее время.
Рубрика “Глобо”
Міфічныя птушкі на чырвоным фоне
Інтэнсіўны чырвоны колер фасада – першае, але не адзінае, што кідаецца ў вочы, калі глядзіш на Вялікі тэатр Sunac Guangzhou (Сунак Гуанчжоу). Выявы міфічных птушак на ім зачароўваюць і адсылаюць да традыцыйнай культуры Кітая. А форма фасада нагадвае струменістыя шаўковыя тканіны, якімі славіцца гэты рэгіён.
Вертыкальны сад
Наша паўсядзённае жыццё сёння ў значнай ступені ўключае сацыяльныя функцыі і мерапрыемствы, у якіх мы штодзённа ўдзельнічаем. Для паляпшэння сацыяльнага жыцця чалавека і супрацоўніцтва з іншымі адна з найбольш важных структур гарадскога дызайну ў Мэшхэдзе (Іран) займаецца стварэннем даступных і адпаведных гэтым мэтам грамадскіх асяроддзяў. У сувязі з адсутнасцю такіх прастораў у Іране архітэктары RVAD Architecture Studio паспрабавалі знайсці ідэальна магчымы варыянт. Месца, выбранае для размяшчэння будынка, мае вялікі патэнцыял і можа стаць гарадскім цэнтрам, улічваючы яго блізкасць да аднаго з найбуйнейшых гарадскіх паркаў. Таму архітэктары вырашылі спраектаваць гандлёвы комплекс новага тыпу з больш сур’ёзным і адказным поглядам на грамадскія прасторы Мэшхэда.