Архитектурный код Ивана Володько

Архитектурное досье

Архитектурный код Ивана Володько

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения белорусского советского архитектора Ивана ВОЛОДЬКО, автора «Альбома по применению белорусского орнамента в сельском строительстве» и яркого представителя конструктивизма.

Истоки

Иван Володько родился 14 марта 1895 г. в деревне Плебанцы Минского уезда. Биографы отмечают схожие детали биографии будущего архитектора и Якуба Коласа: их отцы были лесниками. Если народный поэт Беларуси описал красоты родного края в поэме «Новая зямля», то Иван Володько решил стать художником и увековечивал белорусскую природу в акварели.

После школы будущий архитектор закончил 2 класса Минского городского училища и по совету учителя рисования в 17 лет уехал учиться в Пензенскую художественную школу на отделение живописи. После ее окончания Иван работал учителем рисования и черчения в школе и ремесленном училище в городе Елец в Центральной России. Там же стал членом художественной комиссии народного образования и во время революционной смуты спас много художественных ценностей из разоренных усадеб Елецкого уезда. Вместе с местными художниками создал Союз художников и организовал музей.

Архитектурный код Ивана Володько

В 1919 году Иван Володько вернулся в Минск, устроился секретарем и декоратором Гарнизонного красноармейского клуба. В 1920–1921 гг. работал декоратором в клубе железнодорожников «Красный путь», совмещал с деятельностью в Главполитпросвете. Художественный отдел Комиссариата просвещения пригласил Ивана Иосифовича принять участие в 1-й художественной выставке в Минске, на которую талант представил 17 акварелей. А в 1922 году Володько поступил на архитектурный факультет Московского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) (до 1927 года — Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). И одним из первых белорусов получил архитектурное образование в советское время.

— Тогда в Московском художественно-техническом институте преподавали талантливые педагоги — профессоры Леонид Веснин, Николай Докучаев, Николай Ладовский, — поделилась с «РСГ» заведующий отделом информации и использования документов Белорусского государственного архива научно-технической документации Екатерина КУРАКОВА. — Будущий зодчий активно участвовал в различных архитектурных конкурсах. В 1925 году на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париж были представлены работы ВХУТЕИНа: проект студента Ивана Володько «Крытый рынок» был одобрен архитекторами и опубликован в ряде зарубежных журналов. По проекту архитектора в 1929 году был построен советский павильон для Международной выставки во Францив в Страсбурге. За его архитектуру Выставочный комитет наградил Володько Почетным дипломом. Павильон построили в точности по чертежам Ивана Володько, лишь немного уменьшив его в размерах. В газетах тогда написали, что здание советского павильона «своей оригинальной конструкцией и композицией красок неизмеримо сильнее притягивало к себе посетителей, чем павильоны других стран». Сам Володько отмечал, что проект рынка вместе с его дипломным проектом Дворца съездов в Москве, с построенными советским павильоном на международной выставке в Страсбурге и Домом отдыха под Москвой «внесли небольшую лепту в широкое течение истоков становления советской архитектуры».

Расцвет

Молодой архитектор начал свою трудовую деятельность в проектной конторе «Русгорстрой» в Москве, проектируя жилые дома из литого бетона. А в 1929-м Ивана Иосифовича пригласили работать заведующим проектным бюро и архитектурной секцией «Белжилсоюза», и он вернулся в Минск. Первой работой Володько на родине стали павильоны Всебелорусской сельскохозяйственной выставки, которая состоялась в 1930 году в Минске.

— В те годы Иван Иосифович приглашает в столицу выпускников ВХУТЕИНа. У них получилось очень плодотворное сотрудничество, — подчеркивает Екатерина Куракова. — Построили 100-квартирный жилой дом для железнодорожников в Минске, спроектировали клубы для разных городов, в том числе клуб швейников в Витебске, клуб строителей в Минске.

В 1930-е по проекту Ивана Володько в столице строится геофизическая обсерватория. Это здание вошло в историю белорусской советской архитектуры. Первоначальный проект немного отличался от той постройки, которую мы видим и сегодня. Это здание считается ярчейшим конструктивистским сооружением Беларуси. У строения характерные для конструктивизма длинные балконы-галереи и ленточное (сплошное) остекление лестничных пролетов.

Отметим, что до Великой Отечественной войны в Минске активно возводили конструктивистские здания, однако большая их часть была уничтожена во время бомбежек. В те годы обсерватория располагалась на окраине Минска (сейчас — проспект Независимости, 110/1). Сотрудники иногда оставались ночевать в кабинетах, поэтому некоторые помещения переоборудовали под общежитие. Обособленное расположение спасло постройку от разрушения в военные годы, и по сей день она сохранила свой первоначальный вид. В 1956-м геофизическую обсерваторию преобразовали в гидрометеорологическую станцию и сделали надстройки для размещения оборудования — те самые красно-белые шары с радиозондами, которые видны с проспекта. Кто-то считает, что они даже дополнили архитектурный облик обсерватории.

Архитектурный код Ивана Володько

В 1934 году Иван Володько вернулся в Москву.

 — Он проектировал жилые дома, школы, корпуса завода им. Лепсе, Дом отдыха на ст. Опалиха, — рассказала Екатерина Куракова. — В годы Великой Отечественной войны архитектор участвовал в работах по маскировке различных объектов Москвы. После освобождения Беларуси Иван Иосифович вернулся на родину восстанавливать города. Работал в Управлении по делам строительства и архитектуры при СНК БССР, начальником отдела охраны памятников архитектуры, затем руководителем проектной мастерской Белсельпроекта, а с 1948 года перешел на работу в Академию наук БССР.

Белорусская сельская архитектура

Володько участвовал в создании «Альбома эскизных проектов намогильных памятников воинам Красной Армии, партизанам и мирному населению, погибшим в Великую Отечественную войну 1941– 1945 гг. и мемориальных досок». Иван Иосифович провел исследования и разработал проект восстановления Дома-музея I съезда РСДРП, который сгорел во время войны. Предложил проект Музея Великой Отечественной войны. Здание запланировал с крышей в несколько уровней в китайском стиле и с огромной колоннадой.

С конца 1940-х архитектор занялся научными исследованиями в области сельской архитектуры.

Как отметила Екатерина Куракова, во время командировок в сельские районы он изучал самобытное народное творчество. Подготовил научные работы по вопросам сельской архитектуры, много внимания уделил внедрению в проектирование элементов национального народного зодчества. Разработал «Альбом по применению белорусского орнамента в сельском строительстве», запроектировал типовые проекты зданий сельских Советов и жилых домов для колхозников.

Иван Иосифович Володько внес большой вклад в развитие белорусского зодчества. Кандидатскую диссертацию посвятил белорусской сельской архитектуре. На основе методических указаний, составленных архитектором, создавались схемы планировок сельскохозяйственных районов республики.

Вера ЮНКЕВИЧ,

фото предоставлено Белорусским государственным архивом научно-технической документации.

ПОДРОБНЕЕ — В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ РСГ (№26-2025)

Читайте также